Читая Солженицына



Скачать 293.45 Kb.
страница1/3
Дата21.05.2018
Размер293.45 Kb.
  1   2   3

Сергей Гольдин


Читая Солженицына
Светлой памяти моего отца

Лебедева Василия Петровича,

репрессированного в приснопамятном 37-ом


Когда читаешь произведения Солженицына, невольно приходит мысль о пророке. Да он и есть пророк времен распада российского коммунизма. Я имею в виду то понимание миссии пророка, которое выразил Александр Мень, говоря об Исайе, сыне Амоса: “Пророк видел свое призвание в том, чтобы воздействуя на умы и сердца людей, направлять ход событий”. Чтобы исполнить миссию пророка, мало изобличить существующие пороки и язвы общества, быть его нелицеприятным зеркалом. Лев Толстой, имевший исключительное духовное влияние на своих современников и (надо согласиться) бывший “зеркалом русской революции”, все-таки пророком конца Российской империи (во всяком случае того ее периода, который связан с царствованием Романовых) не стал, по-видимому, вследствие того, что сердце его не билось в унисон с ритмом и направлением хода истории. Воздействовать можно только на то, что укоренено, что уже есть, но еще не проявлено и не осознанно в полной мере.

Но было и пророчество, как предсказание. Я имею в виду прямо высказанное в брошюре “Как нам обустроить Россию” предсказание распада Советского Союза. И хотя оно было озвучено всего за год до фактического события, оно не было ни воспринято, ни осознано. И не было даже услышано - было “гласом вопиющего в пустыне”. Пророчество реализовалось в событийном смысле, но не осуществилось бытийно - через дела и поступки людей и всего общества, слушавших да не услышавших слова пророка. Надо ли говорить о том, что в противном случае распад не стал бы деянием людей, не мыслящими категориями национальной судьбы. Что, впрочем, ожидать от тех, кто был воспитан в духе советского истолкования истории России.

И вот я держу в руках новую книгу Александра Солженицына “Россия в обвале”. Является ли эта книга пророческой в том же смысле, в каком было все его творчество, начиная с “Одного дня...”, в каком была и брошюра - “Как обустроить Россию”? По крайней мере два аспекта книги претендуют на это. Первое: вычленение русского национального вопроса в контексте общероссийского. В особенности: России не быть, если не быть русским. Второй тезис - предупреждение: Россия рухнет, если все будет продолжаться так, как оно сейчас происходит.

И - опять: осуществится ли это пророчество либо просто сбудется? Ведь смысл подобных пророчеств вовсе не в том, что пророк хочет быть правым событийно. Он жаждет, чтобы пророчество стало движущей пружиной бытия, человеческих поступков, которые бы и опровергли его. Именно в этом плане обсуждаемую книгу и хотелось бы понять. Является ли Солженицын пророком новой России? Сумеет ли он снова “зажечь глаголом сердца людей”? Ведь именно он - и по степени духовного влияния, и по знанию России (в смысле внутреннего, живого ощущения как исторических, так и надисторических ее реалий) - не имеет себе равных среди живущих сейчас в России людей. Мое понимание состоит все-таки в том, что как раз в бытийном плане пророчество Солженицына может и не осуществиться.



Каталог: SEMINAR
SEMINAR -> К программе прикладных методологических разработок для управленческой практики. Основные моменты проблематизации
SEMINAR -> Научно-исследовательская работа требует от ее исполнителей соблюдение ряда принципов поведения в научном сообществе
SEMINAR -> Э. Гуссерль Философия как строгая наука
SEMINAR -> А. В. Кезин Идеалы научности и паранаука
SEMINAR -> Доклад История науки: внутренняя (первичная) и внешняя история
SEMINAR -> А. В. Кезин Идеалы научности и паранаука
SEMINAR -> «Вне зависимости»
SEMINAR -> Жоголева Елена Евгеньевна


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница