Численность и воспроизводство населения мира



Скачать 96.69 Kb.
страница1/5
Дата12.06.2018
Размер96.69 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5


Пономаренко Галина Николаевна, учитель географии МБОУ «СОШ №36» г.Мурманск

География, урок формирования новых знаний.

Тема: Численность и воспроизводство населения мира.

Продолжительность: 1 урок, 45 минут.

Класс: 10.

Ресурсы: презентация Power Point, мультимедиа-курс «Экономическая и социальная география мира», Интернет-ресурсы.

Аннотация.

Тема «Численность и воспроизводство населения мира» изучается первой в разделе «Население мира» в курсе географии 10 класса. На основании формулировки темы и слайда «Знания и умения» совместно с учениками формулируется цель урока. В соответствии с задачами и целями урока в ходе работы использовались методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, когда в ходе обсуждения ученики находили ответы на проблемные вопросы, уделено внимание усвоению школьниками логических операций. На уроке использовалось привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учащихся: анализ, постановка проблемы, запись, беседа, работа с атласами, интерактивными картами и схемами. Домашнее задание логично вытекает из материала урока, оно посильно, носит развивающий характер, предложено творческое задание, направлено на самостоятельную работу ребят с использованием ИКТ. Целью использования ИКТ на уроке являлось: развитие личности обучаемых, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества; формирование информационной культуры; реализация социального заказа, обусловленного информатизацией общества. Организация работы с применением презентации Power Point и мультимедиа-курса «Экономическая и социальная география мира» значительно повысила эффективность урока и дала возможность реализовать личностно-ориентированный подход в обучении за счет возможностей информационных технологий: экономия времени на уроке, глубина погружения в материал, повышение мотивации обучения, формирование коммуникативной компетенции учащихся. Электронные учебные материалы, примененные на занятии, гармонично дополнили традиционные учебные материалы, совместив элементы системы развивающего, личностно-ориентированного обучения с компьютерными технологиями. Убеждена, что методика применения компьютера как средства и как способа обучения дает высокий уровень интереса, побуждает к творчеству как учителя, так и ученика.



Конспект урока.

Тема урока: «Численность и воспроизводство населения мира».

Цель: сформировать представления о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населении, о продолжительности жизни;

выявить закономерности динамики численности населения мира;

формирование информационной культуры;

Оборудование: мультимедийный комплекс для демонстрации презентации, мультимедиа-курс «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), разработанный в соответствии с учебником для 10 класса под редакцией В.П.Максаковского, атласы.

Тип занятия: урок формирования новых знаний.

Ход урока.

Мотивация. В мире издавна существовал интерес к численности населения. Необходимо было знать численность рабочей силы, возможности для формирования армии, сбора налогов и т.д. В разных странах мира показатели численности населения различны. Почему и какие факторы влияют на эти показатели? Это и предстоит нам выяснить сегодня на уроке.

Слайды №2-№4 Ознакомление с планом изучения темы, знаниями и умениями. Формулировка цели урока.



Изучение новой темы.

1.Численность населения мира. Рост численности населения мира.

(работа с учебником и атласами)

Как проводится учет численности населения в странах? (Впервые перепись населения проводилась 4 тыс.лет назад в государствах Востока – Китае, Индии и в Египте. В наши дни переписи в развитых странах мира проводятся в 5-10 лет)

Стр.62, табл.2 Определить численность населения мира.

Слайд №5 Назвать «семерку» стран – рекордсменов по численности населения.

Сравни данные численности населения за 2002г. и 2009г.

(Найди страны в карте атласа.)



Слайд №6 (Текст задания) Проанализируй рис.10, стр.62;

Сформулируй вывод о динамике численности населения земного шара. В чем причины небольшого роста населения до 20-го века?

Табл.2, стр.62



Слайд №7 Какие регионы имеют высокие темпы прироста населения?

Страны – рекордсмены по среднегодовым темпам прироста населения(%);Страны с минимальными темпами прироста населения (%);

Слайд №8 Прогноз изменения лидеров стран по численности к 2050 году:

Какие проблемы вызывают высокие (низкие) темпы прироста населения?

Слайд №9 Вопросы, связанные с воспроизводством населения, изучает наука демография (от греч. «демос» - народ.) запись определения в тетради.

Слайд №10 Рост численности населения зависит от характера его воспроизводства. Как вы полагаете, в чем суть «формулы» воспроизводства, которую вы видите на экране?

2. Воспроизводство населения. Два типа воспроизводства.

Слайд №11 Воспроизводство населения – совокупность процессов рождаемости (Р), смертности (С) и естественного прироста (ЕП), обеспечивающие беспрерывное возобновление и смену людских поколений. (запись в тетради)

Слайд №12 Это интересно! Ежегодно в мире рождается 145 млн.чел. Каждую секунду появляются 3 человека, каждую минуту – 175 чел., каждый час – 10,4 тыс.чел., каждые сутки – 250 тыс. новых землян.

Вспомни! Что такое естественный прирост населения?

Слайд №13 Формула воспроизводства

ЕП=Р-С


+ЕП (прирост населения)

- ЕП (убыль населения)

Слайды №14-№22 Какие факторы влияют на ЕП? (заслушиваются мнения учеников)

Слайд №23 Естественный прирост (ЕП) определяет тип воспроизводства населения.



Работа с диском мультимедиа-курса «Экономическая и социальная география мира» (10 класс).


Каталог: attachments
attachments -> Рефлексивные процедуры на уроке: от теории к практике
attachments -> Пути реализации краеведческого подхода
attachments -> Организация предметно – пространственной развивающей среды по формированию культуры безопасности в доо
attachments -> Е. А. Воронина, к п. н., научный сотрудник лаборатории воспитания и социализации аоу во дпо «виро»
attachments -> Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
attachments -> Эссе по обществознанию (№36)
attachments -> О проведённой работе по выполнению мероприятий
attachments -> Ижевская государственная медицинская академия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница