Чикагская школа



Скачать 481.31 Kb.
страница1/9
Дата15.03.2018
Размер481.31 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет -

Высшая школа экономики
Факультет социологии


Программа дисциплины
«ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ»

для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра


Автор: доцент, к.с.н. Николаев В.Г. (vnik1968@yandex.ru)


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


«Социология» общей социологии

Председатель Зав. кафедрой

Ледяев В.Г. Покровский Н.Е.

«_____» __________________ 2008 г. «--» -------- 2008 г.


Утверждена УС факультета

социологии

Ученый секретарь

Рыжова А.В.

« ____» ___________________2008 г.

Москва, 2008


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




АВТОР ПРОГРАММЫ


Кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии ГУ-ВШЭ Николаев Владимир Геннадьевич.
АННОТАЦИЯ

«Чикагская школа в социологии» – одна из специальных дисциплин направления «Социология». Курс является факультативным и логически соединяется в первую очередь с такими общеобязательными дисциплинами, как «История социологии» и «Современные социологические теории». Курс предназначен для подробного ознакомления студентов с основными теоретическими и эмпирическими достижениями чикагской социологической традиции. Значимость материала курса определяется тем, что данная традиция – одна из самых живучих и плодотворных в истории социологической науки. Теоретическая глубина и изощренность сочетаются в ней с эмпирическими исследованиями, многие из которых стали классическими и до сих пор входят в списки литературы по разным курсам, читаемым в университетах мира. Будучи одной из наиболее влиятельных традиций в социологии ХХ в., чикагская традиция во многом повлияла и продолжает влиять на облик современной социологии. Ознакомление с этой традицией, с различными социологиями, получившими развитие в ее рамках, и с тем, как эти социологии друг с другом связаны, может оказать помощь студентам в понимании природы теоретической и эмпирической работы в социологии, логики исторического развития социологии в ХХ столетии, проблем современной теоретической и эмпирической социологии, а также расширить их общую профессиональную эрудицию и ознакомить с рядом теоретических и эмпирических инструментов, которые они могли бы применить в своей последующей профессиональной деятельности.

В курсе дается всестороннее рассмотрение чикагской социологической традиции, излагаются ее теоретико-методологические основания, дается обзор некоторых основных эмпирических исследований. Хронологические рамки рассмотрения данной традиции в курсе: 20-е – 60-е годы ХХ в. (такие позднейшие развития чикагской социологии, как «grounded theory» А. Стросса, теории девиации, социология повседневности Э. Гоффмана, социология «миров искусства» Г.С. Беккера, в курсе не затрагиваются, поскольку входят в содержание других читаемых курсов). Курс включает 12 тем.

Аналогичные курсы в других российских университетах не читаются.



ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТАМ

Предполагается, что студенты, участвующие в курсе, предварительно прослушали курс «История социологии» и имеют представление о развитии социологии в ХХ в. и о месте чикагской социологической традиции в историко-социологическом процессе.


ЦЕЛЬ КУРСА:

Дать студентам углубленное представление о чикагской социологической традиции, ее специфике, основных представителях, разных теоретических подходах, сформировавшихся в ее рамках, основных типах эмпирических исследований в этой традиции и их связи с соответствующими теоретическими (понятийными) «рамками».


ЗАДАЧИ КУРСА:

  • дать целостное и систематическое представление о теоретико-методологических основаниях чикагской социологии, «формальных» и «содержательных аспектах» чикагского социологического теоретизирования;

  • соотнести чикагскую социологическую традицию с другими влиятельными подходами и традициями в социологии ХХ века;

  • представить основные теоретические (концептуальные) подходы, сформировавшиеся в чикагской социологической традиции, и показать их связь друг с другом;

  • представить обзор основных направлений эмпирических исследований, проводимых социологами в рамках чикагской социологической традиции, и подробно рассмотреть некоторые ключевые исследования;

  • рассмотреть на примере эмпирических исследований Чикагской школы возможности развития теоретически ориентированной эмпирической социологии и эмпирически «заземленной» социологической теории;

  • показать на примере Чикагской школы возможные способы применения классики как ресурса для истолкования современных социальных проблем.

В результаты изучения курса студенты должны:



  • знать и правильно интерпретировать основные теоретические подходы, понятия и методологические принципы Чикагской школы,

  • иметь представление о тематике эмпирических исследований Чикагской школы и различных методах, применявшихся в этих исследованиях,

  • овладеть элементарными навыками применения обсуждаемых в курсе понятийных схем и моделей для истолкования современных проблем и ситуаций.

СТРУКТУРА КУРСА

Курс включает 12 тем. Тема 1 задает общий контекст для всего курса: в ней дается общий обзор чикагской традиции («Чикагской школы») в социологии, рассматриваются исторический, институциональный и интеллектуальный контекст ее становления, ее ключевые персонажи и их связи друг с другом. Темы 2 и 3 посвящены основоположникам чикагской социологической традиции (У. Томасу и Р.Э. Парку). В теме 4 рассматривается такая важная составляющая чикагской социологической традиции, как «человеческая экология», анализируются основные ее версии в их историческом развитии. Темы 5 и 6 посвящены рассмотрению чикагских городских исследований: рассматривается общий смысл чикагских городских исследований, дается их обзор и характеристика, в качестве иллюстрации для подробного рассмотрения берется исследование «Гетто» Л. Вирта. Темы 7, 8 и 9 затрагивают другие важные направления чикагских эмпирических исследований 20-х – 30-х годов: исследования «маргинальности», криминологические исследования и исследования «прессы» и «новостей» (как образец раннечикагской «социологии знания»). В темах 10-12 рассматриваются идеи и исследования ключевых представителей «Второй Чикагской школы» (Г. Блумера и Э.Ч. Хьюза). Тема 10 посвящена методологическим и теоретическим аспектам блумеровского «символического интеракционизма», тема 11 – «интерпретативной институциональной экологии» Э.Ч. Хьюза. В теме 12 затрагивается такое важное направление в чикагских эмпирических исследованиях 50-х – 60-х годов, как социология работы и профессий.

Занятия проводятся в интерактивном режиме. Между лекциями и семинарскими занятиями не проводится резкой границы. Студенты должны приходить на занятия, прочитав рекомендованную по соответствующей теме основную литературу (возможно, также дополнительную). Любой лекционный тезис может служить основанием и поводом для содержательной дискуссии.

В течение курса студент должен подготовить оригинальную письменную работу (список рекомендуемых тем приводится ниже, в соответствующем разделе программы; возможны также и другие темы, но только по согласованию с преподавателем). В конце курса проводится «мини-конференция», на которой студенты представляют результаты своих письменных работ в форме доклада или презентации. По каждой работе проводится краткое обсуждение.




Каталог: data
data -> Конспект лекций Санкт-Петербург 2007 г
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница