Четвертая умеренно непосредственный реализм



страница1/11
Дата20.03.2018
Размер1.17 Mb.
ТипГлава
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Глава четвертая

УМЕРЕННО-НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ РЕАЛИЗМ

При обосновании достоверности реальности внешнего мира и его познаваемости неотомистский метафизический реализм остав­ляет широкий простор своим приверженцам, требуя лишь одного: сохранения теолого-телеологической схемы.

1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ТОМИЗМА К «НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ» ОБОСНОВАНИЮ РЕАЛИЗМА

Исторически первой и наиболее устоявшейся как в томизме, так и неотомизме была тенденция, считающая достоверность ре­альности внешнего мира чем-то само собой разумеющимся, оче­видным, данным нашему сознанию непосредственно. Представи­тели этой тенденции исторически и образовали особое течение так называемого «непосредственного реализма», хотя современные неотомисты сами довольно редко причисляют себя к «чистым» непосредственным реалистам.

Между тем «непосредственное» обоснование реальности внешнего мира, по-мнению защитников такого взгляда, дает суще­ственное «преимущество» '. Ни для кого, считают они, не секрет,

1 Защитники «непосредственного реализма» должны, по-видимому, опирать­ся и на тот факт, что близкую к нему позицию занимал, вероятно, и сам Фома Аквинский. Ведь в XIII веке еще не было тех условий и оснований для скепсиса по этому поводу, и сам по себе тезис о реальности внешнего мира, естественно, не подвергался особым нападкам в стиле философии Нового времени, а Фома

198


«I *
что, чтобы там ни говорили различные философские теории на протяжении веков, они не смогли поколебать обыкновенной уве­ренности человека в реальности внешнего мира. По мнению иссле­дователя различных течений томизма Г. Мейера, защитники «не­посредственного» реализма опираются на тот факт, что «несмотря на весь скепсис и идеализм человечество все-таки твердо убеж­дено в реальности внешнего мира» (404, 406). Спор ведь идет не столько о том, существует ли Солнце реально, сколько о том, как теоретически обосновать реальность его существования вне сознания. Поэтому-то проблема сводится тем самым не к необхо­димости обоснования самого тезиса, а к необходимости объяснить его незыблемость, что ставит религиозных философов в довольно удобную позицию при обосновании существования высшей реаль­ности — бога. Бог-де реально существует — в этом сомневаться нельзя, а то, что обосновать это бывает не всегда легко — это уже дело другое, скажет философ от богословия.

Такая позиция томизма по рассматриваемому вопросу поро­дила и саму формулировку проблемы: «обоснование достоверно­сти реальности внешнего мира». Каждый из входящих сюда тер­минов требует специального объяснения.

Достоверность

и

истина. Обоснование

и доказательство

По сравнению с истиной как совпадении зна­ния и объекта, согласно неотомизму, досто­верность представляет собой уверенность, основанную на знании этого совпадения, но не сводящуюся к знанию. Характер же уве­ренности, а следовательно, и достоверности может быть различным: природная, донауч-ная достоверность, научная достоверность и философская досто­верность, которая не ограничивается подысканием очередных оснований, а выясняет последние, имеющие всеобщую природу основания, объясняющиеся «через самях .себя». Различия в июнима-нии терминов «достоверность» и «истина» нужны неотомизму для подчеркивания в знании человека помимо данных разумом истин, еще неких, играющих существенную роль непосредственно дан­ных убеждений. Говоря о достоверности реальности внешнего ми­ра, в которой большинство людей не сомневается, защитники «не­посредственного реализма» выдают этот тезис за такой, в котором истина и убежденность слиты воедино, при явном преобладании убежденности. Логическим следствием такой постановки вопроса может быть противопоставление убежденности (как главного) и истинности, а потенциально веры и науки. Отсюда и замена термина «доказательство», несущего в значительной степени смысл «раци­онально-научного» подтверждения более широким термином

Аквинский не мог дать, да и «не дал его специальной защиты и критики» (404, 406), т. е. исторически не мог выйти за пределы «непосредственного» принятия этого тезиса.

199


Каталог: stud -> zhelnov
stud -> Тесты для проверки самостоятельной подготовки студентов 1 курса социологического факультета мгу им. М. В. Ломоносова по курсу «Общая социология»
stud -> Материалы для подготовки к промежуточной аттестации
zhelnov -> Философия
zhelnov -> Объективные
zhelnov -> Пятая умеренно-опосредованный реализм
zhelnov -> Первая знание и вера
zhelnov -> Шестая критика наших „критиков эпистемология современного
zhelnov -> Вторая процесс познания
zhelnov -> Философские проблемы естествознания к началу XXI века


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница