Человек XXI века на просторах киберпространства: безграничные возможности и новые опасности



Скачать 64.93 Kb.
Дата21.05.2018
Размер64.93 Kb.




Шапинская Е. Н.
Человек XXI века на просторах киберпространства:

безграничные возможности и новые опасности
Компьютерные сети, виртуальная реальность – это продолжение процесса медиатизации как одного из главных направлений в современной культуре. Взрыв компьютеризации потребовал и от представителей всех поколений освоения новых технологий, включения в технологический контекст, который порождает сложности взаимодействия и диалога между людьми. Такая культурная ситуация содержит видимый парадокс. С одной стороны, технология, возникшая в результате самых передовых научных достижений, стала торжеством рациональной мысли Нового времени. С другой – порожденное ею культурное пространство предоставляет убежище множеству иррациональных фантазий и мифических образов, влечет за собой распространение такого явления как эскапизм.

Эскапизм, или попытки уйти от повседневной рутины или от решения жизненно важных проблем – явление универсальное. В то же время формы его меняются в разных социокультурных контекстах и во многом связаны с теми технологиями, которые облегчают человеку выход в «иномирие». Способы эскапизма, которые практиковались недовольными обыденной реальностью людьми еще во времена античности, продолжают существовать и в наши дни, но эпоха мультимедиа предложила человеку новый способ ухода от повседневности, не сопряженный ни с тяготами путешествий, ни с внутренней напряженностью религиозного опыта или медитации, ни даже с интенсивными эстетическими переживаниями. Сегодня Интернет предоставляет небывалые ранее возможности эскапизма, охватив практически все население Земли и сделав легкодоступными самые смелые фантазии, столь привлекательные и яркие по сравнению со скучной обыденностью. Эта часть современной массовой культуры стала для всех сегментов общества, всех социальных и возрастных страт самым доступным путем в «иномирие». Реальность превращается в мире компьютерного экрана в гиперреальность, текст – в гипертекст, а сам пользователь с трудом отличает реальный мир от виртуального. Соответственно неограниченные возможности для всех видов и пространств эскапизма таят в себе опасность достижения «точки невозврата», тотального ухода от «реальной» реальности.

Для того, чтобы понять специфику виртуального эскапизма, необходимо попытаться ответить на несколько вопросов: Что собой представляет виртуальная реальность? Что находит человек для себя в этом пространстве? Каковы опасности на пути виртуального эскаписта? Попробуем последовательно разобраться в этих вопросах.

С древних времен человеку было свойственно представлять себе существование мира, отличного от повседневного, некой реальности, более совершенной и прекрасной, нежели окружающий мир со всеми его несправедливостями и жестокостями. Такое «иномирие» воплощалось в рамках религиозного мистицизма и философии, в утопических мечтах и художественных образах. В ХХ веке «иномирие» стало доступно каждому, что вполне соответствует принципам массового общества и глобализма. Компьютер стал одновременной орудием рационального упорядочивания возрастающих потоков информации и пространством, где находят прибежище самые иррациональные фантазии и множатся образы, основанные на древних магических и анимистических верованиях. Эти виртуальные миры сделали еще более заметной всеядность массовой культуры, которая готова удовлетворять самые причудливые эскапистские фантазии с помощью все новых способов вовлечь человека в виртуальное потребление, требующее, однако, реальных временных и психических затрат.

Киберпространство возникло в эпоху постмодернистского поворота в культуре и во многом способствовало ему, будучи заполненным разнообразными симулякрами, которые современные люди охотно потребляют, заменяя ими реальный опыт, сопряженный с необходимостью преодолевать тяготы и напряжения. Психологи и социологи уже сегодня все чаще бьют тревогу по поводу нарастающей игровой зависимости подростков и мужчин среднего возраста, которые нуждаются в реализации своих фантазий.

Что же заставляет даже весьма рациональных и прагматически ориентированных людей уходить от повседневной жизни, терять счет времени? Что делает Интернет самым популярным пространством реализации эскапистских мечтаний сегодня? Киберпространство дает возможность найти выход всем формам эскапизма, как «внешним», так и «внутренним». Так, благодаря техническим возможностям Сети все мировые пространства стали доступны виртуальному путешественнику, причем, в более привлекательном виде, чем реальность.

Большие возможности предоставляются и «внутреннему» эскаписту, который ищет ухода от повседневной реальности в религии, любви или искусстве – пространствах, которые больше всего подходят для создания «иномирия». Виртуальное пространство становится не только прибежищем для сторонников различных религиозных традиций, но и формирует религиозные образы массового сознания, формирующегося в наши дни по преимуществу в этом глобальном контексте. Такие образы сочетают фрагменты различных верований, создавая комфортабельное пространство для эскаписта с «духовной» ориентацией.

Что касается такой сферы человеческого опыта как любовь, здесь виртуальное пространство также создает богатейшие возможности для ухода от бытовых проблем, так часто разрушающих очарование любви. Оно позволяет современному человеку быть не просто пассивным зрителем чужих любовных переживаний, но и разделить их, принимая на себя ту или иную роль, вступая в переписку, комментируя действия героев или даже начиная любовную игру. Не удивительно, что виртуальные отношения, как правило, не выдерживают проверки реальностью – они изначально строились как эскапистское пространство и не предполагают погруженности в реальную жизнь.

Еще одна сфера человеческого опыта, нашедшая новое место в виртуальной реальности – искусство, которое создает «иномирие», далекое от повседневной реальности и представленное в ярких образах, более привлекательных, чем ее реальные прототипы. В Интернет попадает все то, что создано на протяжении тысячелетий представителями самых разных творческих профессий. Кажется, все мировое искусство уже оцифровано, а по любому музею или памятнику можно совершить виртуальную прогулку (которая нередко заменяет прогулку реальную). Компьютер и сам стал источником нового вида искусства, способным создать самые фантастические визуальные образы и перенести на экран массу произведений фантастической литературы. Сразу оговоримся, что далеко не все искусство в Сети связано с эскапизмом – несомненно, оно выполняет важную просветительскую роль, делая для человека доступными музеи и коллекции всего мира, которые вряд ли возможно посетить даже самому заядлому путешественнику. Тем не менее, оцифрованное искусство значительно отличается от подлинников. Технические средства придают работам художников и скульпторов яркость, «глянец» и объемность, по сравнению с которыми подлинник может показаться бледным и невыразительным. Знакомство с реальным музеем нередко оказывается менее увлекательным, чем прогулка по музею виртуальному, создающая образ привлекательного «иномирия», которое можно выстраивать по своему вкусу.

Сеть позволяет человеку, как никогда раньше, реализовать свои собственные творческие устремления. Она стала настоящим прибежищем для всех художников, артистов и музыкантов – профессионалов и любителей, которые могут реализовать свои мечты, создав собственные произведения на компьютере и представляя их в пространстве Интернета. Это создает особое личностное пространство спасения от стрессов и депрессии повседневных проблем. Страсти на интернет-порталах ничуть не менее интенсивны, чем у реальных фанатов элитарного или массового искусства. Сеть создает небывалые возможности погрузиться в разнообразную картину художественной жизни настоящего и прошлого, стать участником многочисленных форумов, почувствовать себя частью «воображаемого сообщества» любителей искусства, далеко превосходящего все временные и пространственные границы, создать свой мир, где так легко укрыться от рутины и тягот повседневности.



Киберпространство имеет еще одну черту, привлекательную для интернет-пользователей – создание не вполне состоявшимися людьми собственной идентичности в виртуальном пространстве. Фрагментарность постмодернистской личности во многом связана с технологическими возможностями составить свое «Я» из тех элементов, которые привлекают ее в самых разных персонажах, реальных и фикциональных, что в результате дает химерический коллаж, немыслимый в реальности, но свободно существующий в лабиринтах Сети. В этом контексте постмодернистское утверждение о фрагментации субъекта представляется просто признанием факта. Взаимоотношения между реальной личностью человека и созданной им аватарой, их взаимовлияние представляются весьма проблематичными и вызывают дискуссии между исследователями кризиса идентичности или по поводу представлений о человеческом субъекте. Вопросы такого рода неизбежны и не имеют однозначных ответов.

Современная культура, испытывающая все более сильное влияние информационных технологий, сложна и противоречива. Человек XXI века во многом сформирован этой культурой, в которой зачастую утрачивается разница между реальным и виртуальным миром. Погружение в виртуальное пространство, с одной стороны, помогает человеку облегчить «стресс монотонии», выдержать тяготы, скуку, а зачастую и унижения, повседневного существования, даже самого благополучного. С другой стороны, в киберпространстве опасностей на пути человека не меньше, чем в традиционных видах эскапизма. Одна из них – информационно-виртуальный экстаз, говоря словами Ж. Бодрийяра, «экстаз коммуникации», где существует угроза разрыва связей с реальностью, растворения в громадном киберпространстве. В то же время не стоит (или слишком рано) говорить о тотальной виртуализации современной культуры. Люди продолжают ездить в экзотические уголки Земли, удовлетворяя свою тягу к дальним странствиям, любители искусства погружаются в волшебные миры музыки или изобразительного искусства, физически присутствуя в концертных залах или музеях. Это заставляет задуматься: а каковы же альтернативные пути примирения обеих тенденций? Пока этот вопрос остается без ответа, который очень важен для всех людей, чтобы не затеряться в глобальной паутине.
Каталог: files -> News -> Images -> 2013 -> sakhalin -> presentations
News -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Философия»
News -> Игры "на знакомство"
News -> Темы рефератов и дипломов по философии и истории философии
News -> Техника как предмет философского анализа
News -> Духовность. Нравственность. Культура: к Году культуры в России
News -> Программа 9 января /пгниу, корп., ауд. 514/ 15: 00 Регистрация участников, открытие школы
News -> Программа XII всероссийской научной конференции молодых ученых история и культура дальневосточной россии
presentations -> А. А. Пелипенко Феномен интернета в контексте макроэволюционной динамики культуры


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница