Человек. Общество. Культура



страница1/24
Дата20.03.2018
Размер0.92 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


ЧУ «ИНСТИТУТ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»



ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА.

(введение в историю мировых цивилизаций)

Москва – 2012



ЧУ «ИНСТИТУТ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Учебное пособие

ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА.
(введение в историю мировых цивилизаций)
Под редакцией Т.П. Мальковой

Москва – 2012


Человек. Общество. Культура. (Введение в историю мировых цивилизаций): Учебное пособие для студентов Института под ред.
Т.П. Мальковой / Т.В. Богомолова, В.О. Богомолов, Е.Е. Гришнова,
Т. П. Малькова, И.Р. Назарова, М.А. Фролова

Рецензенты: д.ф.н., проф. В.М. Власова; к.и.н., доц. И.В. Берснева

Авторы спецкурса предлагают рассмотреть человека в качестве элемента сложной социальной структуры, выявить систему социальных и культурных детерминант, определяющих сугубо человеческие, личностные качества индивидов, проявляющиеся в деятельности, познании, общении, творчестве и зависящие от сложившихся особенностей цивилизаций (Запад – Восток – Россия). Анализируются проблемы, с которыми человек с неизбежностью сталкиваются в новом тысячелетии.

© ЧУ «ИНСТИТУТ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА», 2012.

ВВЕДЕНИЕ
Наше общество все острее ощущает потребность в многостороннем и углубленном гуманитарном образовании. Десятилетия господства командно-административной системы, культивировавшееся ею пренебрежение к личности, ее достоинству, правам и творческим возможностям привели к существенной деформации социально-психологических ориентиров, к расшатыванию нравственных устоев человеческого поведения. Произошло резкое снижение культурного уровня, интеллигентности, нарушена преемственность поколений. Это негативным образом сказалось на образовании, науке, литературе, искусстве. Говоря словами русского мыслителя о. Павла Флоренского произошла безнадежная утрата «общих линий умственной деятельности» в общей культуре, были забыты лучшие традиции российской школы, преемственность в образовании.

Утрата, на которую обратил внимание Флоренский, была вызвана не только уничтожением субъектов-носителей высокой науки и культуры, но и тем, что из панорамы исканий в области отечественной истории, философии, литературы, искусства, религии оказались насильственно исключенными целые эпохи. Особенно пострадала история России, в которой оказалось множество белых пятен. Односторонне изображалась история мировых культур и цивилизаций, она подгонялась под шаблонную социологическую схему.

Губительную роль продолжает играть слабое знание учащимися и студентами иностранных языков, что мешает свободному обмену идеями, налаживанию непосредственных контактов между сверстниками в странах Запада и Востока, препятствует ознакомлению с зарубежной историко-философской и религиозной мыслью, с достижениями науки, разнообразными учебными программами. Школой полностью было утрачено обучение церковнославянскому языку, а это закрывало путь к пониманию русской религиозной культуры, осмысленному восприятию текстов Священного писания. Для нескольких поколений россиян классическая культура, предполагавшая элементарные сведения об античности, знакомство с латынью и греческим языком, оказалась книгой за семью печатями. Можно сказать, что в системе образования жесткие рамки идеологической догматики подменяли подлинную гуманитарность, вытесняли свободный творческий поиск.

В последние десятилетия ситуация начала меняться. Идеи о приоритете общечеловеческих ценностей, значимости культурных достижений, этических императивов, неотъемлемых прав свободной личности, как основы гражданского общества и правового государства, постепенно утверждаются в общественном сознании. Тезис о важности «человеческого фактора» с новой силой звучит в современной России. Встал вопрос, как в рамках целостной системы образования раскрыть гуманистическую составляющую этого фактора? Как показать, что гуманитарное начало составляет собой предпосылку любого фундаментального знания, какими бы далекими от «человеческого фактора» ни были конкретные науки? Как убедить технократов, сторонников «обвальной» информатизации и компьютеризации, что без достижений наук о человеке, без гуманитарного образования, утверждающееся в XXI веке в России информационное общество обречено на отставание?

Общение и работа со студентами, разработка и внедрение в учебный процесс новых вузовских программ по истории, политологии, философии, культурологии показали: «белые пятна» в отечественной исторической, философской, политической, социологической науках обернулись «черными дырами» в знаниях вчерашних школьников – сегодняшних студентов. Результаты социологических опросов, свидетельствуют, что у большинства студентов нежелание в освоении гуманитарного цикла связано «с воспоминаниями о слабой или неинтересной школьной программе». Только часть студентов Института помогают преподавателям в проводимых научно-методических экспериментах по разработке новых программ обучения. Чтобы восполнить «пробелы», вызвать интерес к гуманитарным дисциплинам, межкафедральная группа преподавателей разработала программу интегрального курса «Человек. Общество. Культура».

Увидеть и осознать многообразие и единство мира – важная составляющая в становлении мировоззрения, дающего правильные ориентиры для решения задач настоящего и будущего развития человечества. Только приобщившись к истокам культуры, обретя знания о соотношении ценностей, выработанных различными цивилизациями, мы в состоянии будем ответить на вопрос: «Что такое Человек?» Это даст возможность понять, что свободное взаимодействие человека и культуры рождает многообразие духовной и материальной человеческой деятельности. Внутренняя и внешняя свобода личности может помочь изменить не только окружающий мир, но и самих себя, восстановить утраченную культуру. Отношение к культуре как к ценности высшего порядка должно закладываться в систему образования. Именно эту цель ставят перед собой авторы пособия при разработке спецкурса.




Каталог: ~t p malkova -> fileman -> download -> Аспиранты
Аспиранты -> Тезисы лекции: Современная научно-философская картина мира
Аспиранты -> Феномен сознания
Аспиранты -> 24. Основные законы диалектики и их роль в развитии науки
Аспиранты -> 37. Экзистенциализм о философии техники
Аспиранты -> Программа по философии предназначена для соискателей и аспирантов, поступающих в аспирантуру мпсу
Аспиранты -> Малькова Т. П
Аспиранты -> 24. Априоризм И. Канта
Аспиранты -> Наука играет в развитом обществе весьма значимую роль, и повышенный интерес к ней социологии вполне закономерен
Аспиранты -> 19. Эмпиризм как познавательная программа
Аспиранты -> В эволюции позитивизма можно выделить три этапа


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница