Ценностные ориентиры младших школьников. Сапожникова Ольга Владимировна



страница1/10
Дата15.02.2018
Размер0.67 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Ценностные ориентиры младших школьников.

Сапожникова Ольга Владимировна,

МОАУ «Гимназия № 1 имени Романенко Ю.В.»,

г. Бузулук, Оренбургская область

Введение
В условиях радикальных изменений, происходящих в современном обществе, связанных с распадом привычного уклада жизни, социальной нестабильностью, отказом от прежних норм и идеалов, у подрастающего поколения возникает необходимость самостоятельного выбора своих ценностных ориентиров, идеалов. Отсутствие способности осуществлять выбор подлинных идеалов приводит к ценностной дезориентации детей, выбирающих в качестве жизненных оснований мнимые, утилитарные ценности. Отсюда, важнейшей составляющей школьного образования должно являться нравственное развитие личности учащихся.

Перед современным российским обществом стоит цель воспитания личности, свободной, способной к активной, творческой, трудовой деятельности. Для этого необходимо изучение психолого-педагогических особенностей личности, познание законов формирования личности ребенка ещё в младшем школьном возрасте, когда начинается активное психологическое развитие за счет включения в мир ребенка новых институтов социализации.

К числу важнейших задач, поставленных современным обществом перед образованием, относится приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям. Направленность личности на ту или иную группу ценностей, по мнению многих учёных (М.Г. Казакина, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов и др.), проявляется в ценностных ориентациях, которые актуализируют весь опыт, накопленный человеком, и с точки зрения которых решаются многие жизненные вопросы.

Идеалы - основа духовной жизни личности. Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, как силу, позволяет не только отражать действительность, но и ориентирует личность на изменение, развитие.

Проблема изучения идеалов, ценностей, личностной направленности в целом привлекает внимание многих психологов. Различными аспектами этой проблемы занимались такие психологи и педагоги, как П.М. Ершов, А.Г. Здравомыслов, Е.В. Золотухина-Аболина, М. Рокич, В. Франкл, В.А Ядов, А.А. Бодалев, П.П. Блонский, Р.М. Рогова, Т.А. Стефановская, А. Маслоу, К. Роджерс и другие. Можно заключить, что данная проблема является актуальной и имеет перспективы исследования.

Тема данного исследования: «Ценностные ориентиры современных школьников».

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы изучить ценностные ориентиры современных школьников на базе МОУ «Гимназии №1».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятия «ценностные ориентации» и выявить общие пути их формирования.
2. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую
литературу по заявленной проблеме.

3. Подобрать пакет необходимых методик по изучению ценностных ориентиров современных школьников.



  1. Провести эмпирическое исследование идеалов школьников начальных классов, проанализировать результаты.

  2. Разработать психолого-педагогические рекомендации для учителей по развитию ценностных ориентиров школьников начальных классов.

Предметом исследования являются ценности и идеалы учащихся начальных классов.

Объектом исследования выступает направленность личности учащихся начальных классов.

Гипотеза исследования состоит в том, что определять и совершенствовать ценностные ориентиры, идеалы учащихся необходимо с младшего школьного возраста.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:



  1. Анализ психолого-педагогической литературы.

  2. Беседа.

  3. Модификация методики Сакса Леви «Незаконченные предложения».

  4. Ориентационная анкета А. Басса.

Методы обработки и интерпретации данных - качественный и количественный анализ.

Глава I. Дидактические основы формирования ценностных ориентации современных школьников.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница