Ценностные ориентации родителей как фактор личностного развития детей



Скачать 316.91 Kb.
страница1/6
Дата15.02.2018
Размер316.91 Kb.
ТипДоклад
  1   2   3   4   5   6

Доклад на тему:

«Ценностные ориентации родителей

как фактор личностного развития детей».

Докладчик: педагог-психолог МБДОУ № 73

«ЦРР-Детский сад «Весёлые человечки»

Целлер Л.Д.

г.Норильск, 2017



Цель и задачи: систематизировать классификацию ценностей; проанализировать стихийные и целенаправленные воздействия родителей на ребенка; определить роль ценностных ориентаций родителей в воспитании ребенка.

Актуальность. Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, так как именно ценности выделяют человека из мира животных и характеризуют человеческий образ жизни. Ценностные ориентации родителей, направленные на воспитание полноценной личности, на создание благоприятных условий для своего ребенка, в последнее время привлекают к себе все большее внимание. Проблема семейного воспитания стала одним из актуальнейших вопросов нашего времени. Все большее внимание исследователей привлечено к проблеме ценностных ориентаций, как отдельной личности, так и такого социального института, как семья. Семью можно считать первоначальной формой жизнедеятельности в группе, поскольку именно в семье закладывается и формируется умение жить в обществе. Все больше разговоров идет о формировании нового типа направленности личности на такие ценности как материальная обеспеченность, независимость; о стремлении супругов к самосовершенствованию и саморазвитию за пределами семьи, что, по мнению ряда исследователей, может привести к дестабилизации семьи, к нарушению семейного воспитания и росту числа неблагоприятных семей. Но с другой стороны, общество ставит перед родителями, как людьми, живущими в данном обществе, ряд задач: профессиональный и карьерный рост, установление связей вне семьи, личностное развитие. В последнее время можно заметить, что наша культура становится все более агрессивной к нам и нашим детям, мы пытаемся сопротивляться мощной волне прилива коммерческой рекламы и средств массовой информации, навязывающих низкопробные идеалы. Изменения в сфере ценностных ориентаций отражают общецивилизационные тенденции и преобразования в российском обществе. Такие изменения в системе ценностных ориентаций в первую очередь влияют на воспитательную функцию семьи. А нарушения семейного воспитания, в свою очередь, оказывают влияние на эмоциональное состояние, психическое и личностное развитие ребенка, так как различные нарушения семейного воспитания фрустрируют такие потребности ребенка, как потребность в защищенности, потребность в эмоциональной поддержке и др. Для формирования личностных качеств ребенка имеет огромное значение семейная атмосфера в которой живет ребенок: какую позицию по отношению к ребенку и друг к другу занимают взрослые, каков характер взаимоотношений в семье, какие установки имеют родители. Как было отмечено, дети, воспитанные в атмосфере поддержки и доброжелательности, имеют больше возможностей для проявления своей нравственной активности и намного чаще проявляют творческий подход к решению различного рода задач, чем их сверстники, живущие в семьях с отрицательным социальным воздействием. К нему можно отнести отсутствие или искажение нравственно – моральных установок у родителей, морализаторство, допущение насмешек, физических наказаний и т.д. Все это приводит к нарушению развития личности не только в дошкольные годы, но и во всей дальнейшей жизни. Необходимо отметить, что на развитие ребенка оказывает влияние и структура семьи. И хотя наличие обоих родителей не является гарантом гармоничных отношений внутри семьи, все-таки очевидно, что для нормального развития ребенка его воспитанием должны заниматься и папа, и мама.

Роль матери заключается в безусловном принятии ребенка. Для того, чтобы ребенок вырос во взрослого человека с пониманием своего места в этом мире, с адекватной самооценкой ему необходимо быть уверенным в том, что его любят не за что-то, а потому что он просто есть. Если говорить о роли отца в воспитании, то здесь ребенку необходимо чувствовать, что он находится под защитой своего родителя. Вместе с тем отец учит мальчика быть мужчиной, воспитывает в сыне отношение к женщине, а девочке дает осознание своей женственности, стабильную самооценку. Совершенно очевидно, что если мы будем растить сына или дочь в условиях всемерной поддержки и полной защищенности, то, скорее всего, мы воспитаем ребенка, который будет вести себя определенным образом. И этот «определенный образ» будет существенно отличаться от поведения ребенка, воспитанного в условиях агрессии и подавления. Здесь уже можно говорить о стиле воспитания, который зависит от ценностных ориентаций родителей.

Социализация человека начинается с самого раннего детства и продолжается в течении всей жизни. Избежать этого процесса можно лишь в полной изоляции от общества. А.Г. Асмолов, считая социальную среду фактором развития личности, подчеркивает, что с того момента, как ребенок соприкасается с предметной действительностью социальная среда детерминирует его развитие[1]. Через взаимодействие и общение при совместной работе с гармонично развитыми личностями ребенок имеет больше шансов стать полноценной личностью и существенную роль в этом становлении играют родители с их ценностными ориентациями, а также то влияние, которое эти ориентации оказывают на воспитание и развитие детей. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Особую значимость проблема ценностей приобретает в переходные периоды общественного развития, когда социальные преобразования ведут к резкой смене существовавших в нем систем ценностей, тем самым ставя людей перед выбором: либо сохранять устоявшиеся, привычные ценности, либо приспосабливаться к тем, которые широко предлагаются, даже навязываются. В последнее время все более очевидным становится противоречие между внутрисемейными и внесемейными ценностными ориентациями.

Ценностные ориентации обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие внутреннего мира личности и внешнего мира. Таким образом, они влияют на то, как человек ведет себя в различных сферах жизни и деятельности, в том числе, как он будет проявлять себя и в семейной жизни и в воспитании детей, какую позицию занимать по отношению к ребенку, какой стиль воспитания выберет.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница