Ценностные ориентации предпринимателей с разным уровнем ответственного отношения к участникам делового взаимодействия



Скачать 58.93 Kb.
страница1/4
Дата24.05.2018
Размер58.93 Kb.
ТипИсследование
  1   2   3   4

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧАСТНИКАМ ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В.П.Позняков, Е.А. Никуло 1



Аннотация. В настоящем сообщении излагаются результаты исследования взаимосвязи ценностных ориентаций с ответственным отношением предпринимателей к партнерам, наемным работникам и заказчикам. Исследование было проведено в период с 2010 по 2013 г. в нём приняли участие 203 предпринимателя, мужчины и женщины, представители различных сфер предпринимательской деятельности. В центре внимания стоят проблемы, связанные с изучением ответственности как психологического отношения к другим людям в деловом взаимодействии. Ценностные ориентации личности, в рамках данного исследования рассматриваются как основание, критерий ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия

Ключевые слова: социальная психология, ценностные ориентации личности, психологические отношения, деловое взаимодействие, психология предпринимательства, ответственность, ответственное отношение.

Введение.

Скорость движения информационных потоков сегодня настолько велика и непредсказуема, что требует гибкости и готовности к быстрым изменениям на самых разных уровнях. Особенно ярко изменения проявляют себя в экономической сфере. Участники делового взаимодействия все чаще связывают успех своей деятельности со способностью создавать широкую и эффективную сеть деловых контактов. Особую ценность приобретает готовность предпринимателей как активных участников экономической жизни принимать на себя ответственность за создание и поддержание отношений в рамках делового взаимодействия. Изменение условий ведения предпринимательской деятельности, требований и способов взаимодействия неминуемо отразилось на социально-психологических характеристиках данной социальной группы. Открытость информации и скорость доступа к ней позволяет небольшим организациям и даже индивидуальным предпринимателям составлять конкуренцию большим компаниям. Данное обстоятельство с одной стороны расширило веер возможностей для реализации предпринимательского и творческого потенциала, а с другой стороны, подобная скорость и локализация необходимых ресурсов для ведения дел не в индивидуальном опыте, а в отношениях между людьми обязывает предпринимателей заботиться о репутации и качестве делового взаимодействия.

Отношения с другими людьми, наряду с социально-экономическими условиями и финансовыми возможностями, воспринимаются предпринимателями в качестве необходимого ресурса для эффективности бизнеса. В процессе экономической активности отношение к другим людям может определять цели, критерии результата, выбор формы деловой активности, что неизбежно оказывает влияние на формирование культуры делового взаимодействия российского предпринимательства. Эффективная сеть деловых контактов выступает как способ управления бизнесом. Предприниматели с большей серьезностью относятся к возможности заручиться поддержкой людей, чьи ресурсы могут быть задействованы для решения бизнес задач. Общественный смысл и польза бизнеса меняет отношение российского общества к благосостоянию, увеличивают социальное значение и признание предпринимателей. Согласно результатам исследований психологических характеристик отечественных предпринимателей, с ростом социальной значимости и престижа предпринимательской деятельности для предпринимателей приобретает большую значимость их место в общественной системе, польза от конкретного бизнеса и авторитет у окружающих. Несмотря на то, что основным мотивом начала ведения предпринимательской деятельности выступает материальная обеспеченность, многие предприниматели связывают свой выбор не только с желанием обрести финансовую свободу, и реализовать свои способности, но и с возможностью общаться с людьми, приобрести широкий круг контактов, а также завоевать уважение и авторитет у окружающих (Позняков, 2007). Все это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что одним из важных объектов ответственности предпринимателя выступают отношения с другими людьми в процессе ведения своего дела. Предприниматели наряду с материальной обеспеченностью стремятся занять определённое социальное положение, в обществе и в частности в кругу конкретных участников делового взаимодействия.

В структуре работ, посвященных изучению различных сторон делового взаимодействия, нередко фигурирует понимание ответственности как регулирующего принципа отношений. В рамках настоящего исследования мы рассматриваем ответственность как вид психологического отношения, выполняющий регулирующую функцию в деловом взаимодействии предпринимателей с другими его участниками (Позняков, Никуло, 2013).

Говоря об ответственном человеке, чаще всего имеют в виду его надежность и способность следовать правилам, нормам, а также обеспечить выполнение деятельности на определенном уровне. Под объектами ответственности (то, за что нужно держать ответ) в данном случае подразумеваются составляющие процесса и результата конкретного вида деятельности. В деловом взаимодействии сфера ответственности его участников лежит в различных аспектах экономической активности. В данном исследовании мы рассматриваем такой контекст принятия необходимости держать ответ, при котором в качестве объекта выступают составляющие самого делового взаимодействия, качественные характеристики отношений. Именно это, на наш взгляд, позволит раскрыть сущность одной из наиболее важных сторон делового взаимодействия, а именно, когда один из участников этого процесса относится к другому ответственно.

Данное исследование продолжает традиции исследования социальной психологии российского предпринимательства, сложившиеся в Институте психологии РАН и представленные в работах А.Л. Журавлева и В.П. Познякова (Позняков, 1992, 2001, 2006, 2007, 2010; Журавлев, Позняков, 1993, 1994, 1995, 2012; Купрейченко, Журавлев, 1999, Позняков, Филинкова, 1998). В рамках этого направления в последние годы наиболее интенсивно исследуются социально-психологические факторы делового взаимодействия в предпринимательской среде (Вавакина, 2011, 2013; Журавлев, Позняков, Титова, 2008, 2013; Никуло, 2013, Позняков, Никуло, 2014; Позняков, 2013; Позняков, Вавакина, 2009, 2010, 2011; Позняков, Груздева, 2013, Позняков, Титова, 2002, 2005, 2014; Титова, 2007).

Методологическими основаниями исследования явились положения субъектно-деятельностного, психосоциального и системного подходов, используемые в социально-психологических исследованиях (Журавлев, 1988, 2011). Теоретическую основу нашего исследования составили положения концепции психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности (Позняков, 2000, 2002, 2012), конкретизированные применительно к исследованию психологических отношений российских предпринимателей (Позняков, 2001, 2002, Журавлев, Позняков, 2012) и ресурсно-ценностного подхода к анализу делового взаимодействия (Позняков, Вавакина, 2013, 2014).

Разработка методического инструментария включила в себя формулировку концептуальных представлений об ответственном отношении предпринимателей. На основе теоретического анализа и обобщения результатов исследований в области ответственности и делового взаимодействия, а также опираясь на результаты эмпирических исследований, мы сформулировали определение ответственного отношения к другим участникам делового взаимодействия и обозначили структурные элементы, раскрывающие его содержание. Ответственное отношение предпринимателей к участникам делового взаимодействия определяется как комплекс эмоционально окрашенных представлений и оценок, характеризующихся разной степенью готовности и выражающих позицию личности относительно необходимости держать ответ за качественные характеристики отношений в деловом взаимодействии. Принятие ответственности за качественные характеристики отношений отражается в степени выраженности «ориентации на сотрудничество», «ориентации на понимание другого участника делового взаимодействия», «ориентации на толерантное, терпимое отношение» и «ориентации на ограничение доминирования в деловом взаимодействии» (Позняков, Груздева, 2013).

Таблица 1. Содержательные элементы ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия.


Ориентация на кооперацию, сотрудничество

  1. Отношение к необходимости делиться информацией в деловом взаимодействии;

  2. Отношение к необходимости прогнозировать последствия своих действий и действий участников делового взаимодействия для общего ответственного дела;

  3. Отношение к совместному поиску новых путей более качественной реализации совместного дела;

  4. Отношение к необходимости принимать ответственность за непредвиденные, не оговоренные заранее элементы ответственности;

Ориентация на понимание

  1. Отношение к необходимости учитывать потребности, интересы, ожидания участников делового взаимодействия;

  2. Отношение к необходимости понимать эмоциональное состояние участников делового взаимодействия;

Ориентация на терпимое отношение к иным взглядам и мнениям

  1. Отношение к совершению ошибок участниками

делового взаимодействия;

  1. Отношение к использованию отличных от

собственных способов реализации ответственности;

Ориентация на ограничение доминирования

  1. 1. Отношение к контролю за действиями участников делового взаимодействия;

  2. Отношение к оказанию помощи участникам делового взаимодействия.

Данное распределение согласовано с рядом подходов к пониманию ответственности во взаимодействии с другими людьми. Например, такие характеристики, как ориентация на других, чуткость, экстраверсия, готовность к кооперации, сотрудничеству, доброжелательность, забота, в некоторых исследованиях выступают структурными элементами ответственности (Бодров и Луценко 1991, Дорофеев, 1994 ), в других выступают как факторы, влияющие на ответственность (Дарлей, Латане 1968, 1970; Берковиц, 1968; Стауб, 1974) или рассматриваются в качестве критерия, необходимого для развития ответственности (Пиаже, 1932).

Ответственность, таким образом, чаще всего понимается в контексте реализации человеком норм, правил, требований в различных сферах с учетом имеющихся возможностей и ограничений. Важно отметить, что ответственность в отношениях с другими людьми имеет ряд особенностей по сравнению с другими ее видами. В качестве оснований ответственности в данном случае, как правило, выступают свойства личности, связанные с ориентацией на других (доброта, отзывчивость, требовательность, тактичность, обязательность, доброжелательность, участие), а в качестве детерминант выступают свойства других людей, особенности ситуации, виды и формы взаимодействия и условий деятельности. Отличие данного вида ответственности предполагает иное по сравнению с другими его видами содержание и, возможно, особенную детерминацию.



Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия.

Широкий спектр исследований посвящен поиску и анализу детерминант ответственного поведения в рамках взаимодействия с другими людьми. Среди таких факторов часто выделяют взаимозависимость, социальные и групповые нормы, определенные индивидуально-личностные характеристики. Настоящее исследование сфокусировано на изучении ответственности как отношения к другим людям в контексте делового взаимодействия. Размышляя над возможными психологическими механизмами ответственного отношения, мы обращались к различным сторонам понимания ответственности.

В рамках теории социального взаимодействия подчеркивается взаимный характер изменений психологических характеристик его субъектов в процессе совместной деятельности (Позняков, Вавакина, 2013, 2014). Это соотносится с представлениями о динамическом, временном характере психологических отношений личности, разрабатываемыми в рамках концепции психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности в изменяющихся социально-экономических условиях. В рамках данной концепции психологические отношения определяются как «социально-психологические характеристики субъектов различных видов жизнедеятельности, представляющие собой эмоционально окрашенные представления и оценки, объектами которых выступают внешние условия жизнедеятельности и активности субъекта, характеристики самой активности и ее субъектов, представители различных социальных групп, с которыми они (субъекты отношений) связаны различными видами взаимодействия» (Позняков, 2009). Временной, динамический характер психологических отношений личности проявляется в том, что актуальное отношение субъекта к объекту отношения взаимосвязано с ретроспективной оценкой объекта и прогнозом его изменения в будущем (Позняков, 2012).

Соотнося эти представления с рассматриваемым в рамках развития ответственности временным вектором, «… третий вектор развития понятия - ответственность не только за прошлое, но и за будущее. В переходе ответственности от ретроспективного плана к перспективному как раз и проявляется прогрессивная тенденция ее эволюции» (Муздыбаев 2010, с.14), мы сделали предположение, что в ряду социально-психологических факторов ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия, очевидно, располагаются оценки прошлого опыта взаимодействия, актуальных его характеристик и, вероятно, ожиданий о будущих его изменениях.



Ценностные ориентации как фактор ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия

Основа ответственного отношения к другому, очевидно, лежит не только в прогнозируемых благоприятных перспективах, но и во внутренних предпосылках направленности на жизненно-важные социальные ориентиры. Данное положение предполагает, что кроме обозначаемых факторов ответственного отношения во взаимодействии с другими людьми существуют более глубокие детерминанты, вероятно связанные с системой ценностных ориентаций. Ценностные ориентации являются важным регулятором жизни и деятельности предпринимателей. Способы решения многих проблем определяются жизненными приоритетами.

В исследовании ценностных ориентаций российских предпринимателей В.П. Позняковым выявлены наиболее предпочитаемые терминальные ценности: здоровье, семья, материальная обеспеченность, уверенность в себе, работа, свобода, друзья, любовь. У московских предпринимателей выше значение ценностей семья и любовь (Позняков, 2001, 2007).

А.Н. Журавлева, приводя данные исследования ценностных ориентаций предпринимателей с 1994-2003 годы, делает вывод о смещении акцентов в ценностном сознании с направленности на свободу и высокое материальное благосостояние к ориентации на ценности семьи, здоровья, деловой и экономической активности, этические и интеллектуальные ценности. При этом переоценка ценностей, смещение их к более альтруистическим происходит в периоды после социально-экономических кризисов. Возрастает значение ценностей любовь, счастье других, более значимыми становятся ценности самореализации - свободы, творчества. Автор выделяет группу предпринимателей как обладателей наиболее устойчивой системой ценностных приоритетов в кризисных социально-экономических условиях в связи с более высоким финансовым состоянием по сравнению с другими социальными группами и ожиданием неминуемых экономических спадов и обладанием опыта работы и жизни в условиях кризиса (Журавлева, 2006, 2014).

Согласно результатам исследования Е.К Завьяловой и С.Т Посоховой, в ряду ценностных ориентаций предпринимателей-мужчин предпочтение отдается отражающим личное благополучие и профессиональное саморазвитие. Высокая ориентация предпринимателей на счастливую семейную жизнь интерпретируется как оправданная в связи с потребностью предпринимателей обладать «эмоциональным тылом», обеспечивающим уверенность и защищенность. Также предприниматель рассматривает семью как символ своего благополучия и успеха. Разные категории предпринимателей по-разному относятся к ценности любви. В то время как потенциальные предприниматели высоко оценивают значение духовной и физической близости с любимым человеком, реальные предприниматели её отвергают. В ряду предпочитаемых ценностных ориентаций предпринимателей-мужчин также интересная работа и материально обеспеченная жизнь. Предприниматели-женщины уделяют гораздо меньшее внимание данной ценностной ориентации. Материальное благополучие важная, но не ведущая в общем перечне ценность. Для предпринимателей-женщин гораздо большее значение имеют ценностные ориентации - любовь и наличие хороших и верных друзей (Завьялова, Посохова, 2004).

Гипотезой излагаемого исследования выступило предположение о том, что ценностные ориентации обуславливают уровень ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия.

Таким образом, ценностные ориентации играют ключевую роль на всех этапах предпринимательской деятельности: от поиска бизнес-идеи до всех нюансов реализации ее в жизнь. Представляя собой определенный способ взаимодействия человека с окружающей реальностью, ориентир, обозначающий более предпочтительные способы взаимодействия с личной и социальной точек зрения, они; вероятно, выступают основанием для ответственного отношения к другим людям.

Методика.

Ввиду отсутствия специальных исследований ответственного отношения в рамках делового взаимодействия нами был разработан соответствующий методический инструментарий, позволяющий оценить уровень ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия.

Анкета содержит десять различных шкал, отражающих элементы ответственного отношения, соответствующих параметрам качественных характеристик отношений в деловом взаимодействии. Каждый из элементов имеет свое отражение в структуре компонентов ответственного отношения (когнитивном, аффективном, поведенческом). Первый этап исследования позволил сделать суждения относительно минимального и максимального проявления каждого элемента, что позволило при анализе результатов оценивать степень выраженности каждого компонента отношения. Вопрос представлял собой слабую метрическую шкалу, где испы Каждый вопрос содержит три утверждения. Каждому утверждению присваивался вес (от 1 балла до 3 баллов) в соответствии с представлениями (сформулированными по результатам теоретического анализа и выявленных эмпирически показателей) о минимальной и максимальной выраженности данного элемента ответственного отношения. Шкала для измерения каждого элемента ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия содержит 3 вопроса (отражающих когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты) и может принимать значения от 1 до 9 баллов.

Ценностные ориентации предпринимателей исследовались с помощью методики диагностики внутреннего конфликта Е.Б.Фанталовой, основанной на подходе М.Рокича.



Результаты исследования ценностных ориентаций предпринимателей с разным уровнем ответственного отношения к участникам делового взаимодействия

Для исследования влияния ценностных ориентаций личности на уровень ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия мы предприняли попытку построения регрессионной модели. В результате проведенного анализа была подтверждена наша гипотеза о том, что ценностные ориентации обуславливают уровень ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия.

Нами были определены ценностные ориентации («интересная работа», «любовь», «материально обеспеченная жизнь», «свобода и независимость в поступках и действиях» и «счастливая семейная жизнь»), которые вносят свой вклад в показатель общего уровня ответственного отношения участникам делового взаимодействия с коэффициентом регрессии равным R= 0,97.

В исследовании также анализировались взаимосвязи оценок ценностных ориентаций и ответственного отношения предпринимателей к партнерам, наемным работникам и заказчикам. Результаты свидетельствуют о том, что Ответственное отношение к партнерам имеет положительную взаимосвязь с ценностными ориентациями «творчество», «любовь», «свобода».

Таблица 2. Взаимосвязь ценностных ориентаций и ответственного отношения предпринимателей к партнерам, наемным работникам и заказчикам (Коэффициенты корреляции по Спирмену).





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница