Цели и задачи программы-минимум



страница1/37
Дата05.07.2018
Размер1.62 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Программы-минимум для сдачи кандидатских экзаменов:

22.00.03 – Экономическая социология и демография (Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 14 апреля 2015 г. № 96)

22.00.03 – экономическая социология и демография

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ–МИНИМУМ

Цель программы–минимум – помочь соискателям ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.00.03 – экономическая социология и демография в овладении систематизированным знанием научных концепций относительно фундаментальных законов и социальных механизмов, регулирующих экономические и демографические отношения, с выходом на типы экономического и демографического поведения субъектов в условиях рыночной среды.

Задачи программы–минимум: развить навыки социологического анализа экономических процессов с использованием методологии и системы категорий экономической социологии и социальной демографии; составить представление о специфике и формах проявления основных социально-экономических законов развития общества; изучить особенности метода и базовые концепции экономической социологии и социальной демографии; усвоить принципы социологического моделирования явлений и процессов, описываемых базовыми концепциями, с целью их объяснения и прогнозирования. Полнота и качество решения данных задач определяют уровень профессиональной подготовки современного экономического социолога, способного разрабатывать социальные механизмы регуляции экономических  и демографических отношений и процессов в обществе.



Основные области исследований в рамках данной специальности:

  • социальные основы экономических процессов;

  • социальные основы демографических процессов;

  • социальные регуляторы экономических отношений – экономическое сознание и экономическое мышление, экономические интересы, социально-экономические стереотипы, экономическое поведение, демографическое поведение, экономическая культура как система внебиологически выработанных механизмов;

  • сущность, аспекты и формы проявления социально-экономических законов разделения и перемены труда, закона конкуренции и др.;

  • социальные механизмы государственного регулирования экономических процессов и экономического поведения;

  • социальные механизмы государственного регулирования демографических процессов и демографического поведения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ АСПИРАНТА, СОИСКАТЕЛЯ

В рамках специальности «Экономическая социология» аспирант, соискатель должен знать:



  • Основные социологические концепции западных и отечественных школ XIX и ХХ века; логику преемственности концепций при формировании научного знания; место и роль каждой из концепций в предметном поле социологии; актуальные проблемы и тенденции развития экономической социологии в XXI веке.

  • Основные социально-экономические законы в плане их генезиса, сущности и формы проявления в современный период.

  • Систему категорий экономической социологии, «работающих» в русле основных социально-экономических законов.

  • Методологические основы демографической политики в ракурсе объяснения процессов воспроизводства населения экономическим и демографическим поведением индивидов, социально-демографических групп и слоев общества.

  • Состояние и тенденции демографического развития белорусского общества, современную демографическую ситуацию в Республике Беларусь.

Аспирант, соискатель должен уметь:

  • Ориентироваться во всем многообразии материалов мировой и государственной статистики Республики Беларусь с тем, чтобы правильно анализировать экономическую и демографическую ситуацию и тенденции ее развития в перспективе.

  • Пользоваться методами социологического моделирования социально-экономических явлений и создавать социологические модели, содержащие социальные механизмы регулирования экономических процессов в обществе.

  • Анализировать демографические проблемы, предвидеть демографические угрозы, определять критерии и пороги демографической безопасности.

  • Использовать метод социологической экспертизы для анализа социальных последствий тех или иных экономических преобразований, в направлении перехода от эволюционной к инновационной модели экономического развития Беларуси.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  • Тема 1. Экономическая социология как наука. Объект, предмет и задачи исследования.

  • Тема 2. Классический этап становления экономической социологии.

  • Тема 3. Основные социологические концепции западных экономических школ ХХ века.

  • Тема 4. Основные этапы становления отечественной экономической социологии.

  • Тема 5. Актуальные проблемы и тенденции развития экономической социологии в XXI веке.

  • Тема 6. Социально-экономический закон разделения труда. Сущность и формы проявления.

  • Тема 7. Социально-экономический закон перемены труда. Формы проявления на современном этапе.

  • Тема 8. Социально-экономический закон конкуренции. Сущность и формы проявления. Конкурентоспособность работника.

  • Тема 9. Система категорий экономической социологии: описание и объяснение через модели и социально-экономические законы.

  • Тема 10. Экономическое сознание и экономическое мышление: диалектика взаимосвязи.

  • Тема 11. Экономические интересы. Основные закономерности в развитии экономических интересов.

  • Тема 12. Социальные стереотипы: природа, особенности функционирования, роль в изменении экономического мышления.

  • Тема 13. Экономическое поведение. Типы и формы проявления

  • Тема 14. Экономическая культура. Сущность и функции.

  • Тема 15. Социальные механизмы регулирования экономических отношений индивидов и социальных групп.

  • Тема 16. Социальные механизмы регулирования экономических процессов.

  • Тема 17. Метод социологического моделирования: специфика исследования экономических отношений и процессов.

  • Тема 18. Метод социологической экспертизы экономических преобразований: методология и методика.

  • Тема 19. Рынок труда. Проблемы занятости и безработицы.

  • Тема 20. Демография как наука. Предмет, методы и основные показатели.

  • Тема 21. Источники информации о населении. Переписи населения, текущий учет демографических событий, специальные выборочные обследования населения

  • Тема 22. Численность и половозрастная структура населения.

  • Тема 23. Социально-демографические характеристики домохозяйств в Республике Беларусь.

  • Тема 24. Смертность и ожидаемая продолжительность жизни населения.

  • Тема 25. Миграционные процессы.  Анализ и основные тенденции формирования миграционных процессов в Беларуси.

  • Тема 26. Разработка демографических  прогнозов и программ.

  • Тема 27. Государственное регулирование демографических процессов. Сущность, принципы и методы государственного регулирования.

  • Тема 28. Проблемы демографической безопасности Республики Беларусь.

Тема 1. Экономическая социология как наука. Объект, предмет и задачи исследования

Определение экономической социологии как науки. Основные различия экономического и социологического подходов к анализу экономических отношений. Место и роль экономической социологии в системе обществоведческих и социологических наук. Взаимоотношения экономической социологии с другими научными дисциплинами. Основные различия экономического и социологического подходов к анализу экономических отношений. Особенности метода экономической социологии – междисциплинарность, определяемая взаимосвязью экономической и социальной сфер общества, и ориентация на выявление социальных механизмов, регулирующих экономические отношения и процессы.

Если в центре внимания экономистов – экономическая сфера общества, то при социологическом подходе экономика рассматривается как элемент общественной системы. Другая отличительная черта – интерпретация целей развития экономики. При экономическом подходе они выводятся из материальных потребностей общества и выражаются в максимизации общественного продукта, национального дохода и др. При социологическом – цели развития экономики рассматриваются как производные от целей общества. В рамках сравниваемых подходов по-разному трактуются и механизмы развития экономики. При экономическом подходе механизм развития идентифицируется с хозяйственным механизмом, при социологическом – социальным механизмом регулирования той или иной экономической сферы общества, через коррекцию поведения и взаимодействия разных социальных групп.

Экономическая социология как наука о предпосылках возникновения и закономерностях построения связей и отношений между людьми как социальными субъектами в мире хозяйства, а также как специальная социологическая теория с присущими ей объектом, предметом и системой категорий, «работающих» в русле основных социально-экономических законов.



Объект экономической социологии как взаимодействие двух сфер общественной жизни – экономической и социальной и, соответственно, взаимодействие двоякого рода процессов – экономических и социальных.

Предмет экономической социологии – социальный механизм регулирования экономических отношений, под которым понимается устойчивая структура взаимодействия социальных субъектов по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также структура типов экономического поведения этих субъектов.

Методы экономической социологии – метод социологического моделирования с выходом на модели реальных отношений и процессов, содержащие социальные механизмы их регулирования; метод социологической экспертизы, нацеленный на изучение социальных последствий экономических преобразований.

Задачи исследований в сфере экономической социологии – изучение с помощью социологических методов социальных последствий экономических преобразований, баланса социального и экономических компонентов рыночной экономики, экономических интересов различных социальных групп и их готовности участвовать в проведении экономических реформ.

Тема 2. Классический этап становления экономической социологии



Классический этап становления экономической социологии – этап ее теоретической подготовки, формирования исходной методологии: принципов анализа реальных процессов под углом зрения взаимосвязи экономики и общества, разработки категорий, необходимых для описания и объяснения.

Подход К. Маркса к анализу экономики как социального процесса, рассмотрение закономерностей экономического развития с позиций интересов, деятельности и отношений классов, занимающих различное положение в системе производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта. Важный методологический принцип  К. Маркса – учет политического фактора развития экономики, роли государства (в частности буржуазного) в регулировании положения рабочего класса и условий его труда.

Заслуга М. Вебера – разработка теории социальных институтов политики, этики и религии, и определение роли этих институтов в регулировании экономики. Разработка М. Вебером трех типов основания власти: 1) авторитет, традиции, основанные на священном характере институтов, опирающихся на опыт поколений; 2) правовые нормы, обеспечивающие эффективное развитие экономики; 3) эмоциональное признание, оказываемое вождям, обладающим исключительной властью. Разработка категориального аппарата (власть, статус, авторитет, престиж и др.), позволяющего анализировать степень влияния властных структур на развитие экономики.

Трактовка Т. Вебленом общественно-экономического развития («эволюции социального устройства») как реализации процесса «естественного отбора»  разнообразных  социальных  институтов.  Изучение Т. Вебленом различных экономических и общественных институтов в их развитии (от момента возникновения и до современности), конкретно-исторический подход к анализу социальных и экономических явлений. Сравнительный анализ взглядов и роли К. Маркса, М. Вебера и Т. Веблена в формировании экономической социологии: экономическая теория К. Маркса, включающая в себя социальные сдвиги и их движущие силы; культурологическая теория М. Вебера, нацеленная на выявление культурного генезиса «духа капитализма»; концепция эволюционного развития в процессе селекции социальных институтов, регулирующих экономическую сферу деятельности Т. Веблена.

Тема 3. Основные социологические концепции западных экономических школ ХХ века

Социальные проблемы, пронизывающие концепции западных экономических школ: в 20–50-е годы, – характер мотивации экономического поведения; отношения  «экономического человека» и государства, проблемы «корпоративного духа» и бизнеса; роль социальных институтов в экономической жизни. В 20–50-е годы: создание теории социальной стратификации и социальной мобильности П.А. Сорокиным; разработка концепции индустриальной социологии Э. Мэйо и концепции социологии организации Д. Макгрегором. В 50–70-е годы: развитие структурно-функционального направления теоретической социологи (Т. Парсонс и Р. Мертон); институционализация различных направлений в направление «социологии экономической жизни», или экономическую социологию Н. Смелсером.

Этап «новой экономической социологии» (с конца 70-х годов): ориентация на сравнительные исследования между странами; постановка вопросов, затрагивающих проблемы мировой экологии, развития высоких технологий, организации экономических связей в целостных социальных системах. Создание в 70-е годы парадигмы современного социологического анализа связей экономики и общества Р. Сведбергом и М. Грановеттером.

Тема 4. Основные этапы становления отечественной экономической социологии

Общая характеристика первого этапа (начало 20-х – середина 30-х гг. ХХ в.) в развитии экономической социологии как периода поиска средств научного обоснования общественных явлений в новых экономических условиях. Создание Н.И. Бухариным теории трансформационного процесса, суть которой – анализ процессов перехода общества из одного социально-экономического состояния в другое, развитие теории семейного трудового крестьянского хозяйства в переходный период А.В. Чаяновым. Эмпирическое обоснование основных закономерностей циклического развития мирового хозяйства Н.Д. Кондратьевым. Причины перерыва в развитии отечественной социологии с середины 1930-х и до начала 1960-х годов.

Общая характеристика второго этапа в развитии экономической социологии. (60–80-е гг. ХХ в.). Развертывание исследований на стыке социологии и экономики: исследования трудовой мобильности (текучести, миграции, межотраслевых перемещений и др.), отношения молодежи к труду и профессии; социальных проблем города и деревни, бюджетов времени. Ориентация исследований на изучение типов поведения, влияние которых на экономику было очевидным, и принятие практических решений, основанных на знании природы и закономерностей каждого из этих типов. Развитие основных направлений социологического знания: социологии труда как специальной социологической теории (Н.И. Дряхлов, А.И. Кравченко, В.Г. Подмарков, Ж.Т. Тощенко и др.); социального развития рабочего класса и технической интеллигенции (Л.А. Гордон, О.И. Шкаратан, В.А. Ядов и др.); вопросы комплексного социально-экономического планирования (В.Я. Ельмеев, Н.И. Лапин, Г.П. Давидюк).



Третий этап (с середины 1980-х годов) как период оформления экономической социологии в науку о механизмах связи между экономикой и обществом. Создание концепции социального механизма развития экономики как неотъемлемого компонента хозяйственного механизма на макроуровне Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной. Разработка концепции социальных механизмов регулирования экономических процессов и экономических отношений мезо- и микроуровнях Г.Н. Соколовой. Формирование концепции социальных основ экономического действия человека как субъекта хозяйствования в различных сферах деятельности В.В. Радаевым. Рассмотрение основных моделей экономического поведения индивида В.И  Верховиным. Поиск новых подходов в экономической социологии в сфере институционального и сетевого анализа (В.В. Радаев и др.). Важная черта третьего этапа – институционализация экономической социологии как специальной социологической теории.

Тема 5. Актуальные проблемы и тенденции развития экономической социологии в XXI веке



Глобализация и регионализация как тенденции развития современной мировой социологии (И. Валлерстайн, З. Бауман, Дж. Ритцер, Дж.Ю. Стиглиц). Теория миро-системы И. Валлерстайна обращена к капиталистическому миру-экономике (КМЭ), единственному из миров, который не только выжил, но и победил остальные социальные системы, «втянув» их в себя. Составными частями КМЭ являются ядро, полупериферия и периферия. Слабое развитие периферии (или стран «третьего» мира) выступает результатом их эксплуатации странами растущего капитализма (зона центра) через разделение труда, извлечение прибавочного продукта и создание рынка для распространения товаров технологически развитых стран. Методология, предложенная Валлерстайном, оказалась весьма плодотворной при исследовании проблем капиталистического мира экономики.

Согласно концепции З. Баумана, под влиянием мобильности и производимой ею социальной поляризации, параметры социальной стратификации стремительно меняются; мир поляризуется. Быть местным в глобальном мире означает социальную деградацию. Глобализация вытесняет «местное», превращает его в отходы и издержки собственного процветания. Особенно явственно эти тенденции дают о себе знать в экономике. Капитал и его хозяева (инвесторы) оказываются вне конкретных территорий, вне обязательств перед обществом, вне любых социально значимых обязательств. Мобильность капитала позволяет ему навязывать правила игры без каких-либо последствий для себя. Политическая власть, неразрывно связанная с экономическим капиталом, также отчуждается от своих обязательств на конкретной территории и утрачивает свою географическую реальность.



Концепция макдональдизации Дж. Ритцера раскрывает особенности развития современного общества по модели ресторанов Мак-Дональдса. Дж. Ритцер выделяет четыре принципа макдональдизации: эффективность, калькулируемость, предсказуемость и контроль. Макдональдизация – это управленческая концепция, и релевантность ее содержания проявляется, по мнению Ритцера, в возможности ее применения в различных областях жизни в качестве средства управления.

В концепции Дж.Ю. Стиглица прослеживаются тревожные тенденции глобализации в направлении разрушительного действия на развивающиеся страны. Глобализация содержит, по мнению Дж. Стиглица, потенциал развития, способный улучшить жизнь всего населения Земли. Но для осуществления этой задачи необходимо радикально пересмотреть механизмы управления глобализацией как в сфере международных торговых соглашений, играющих важную роль в устранении торговых барьеров, так и в области политики по отношению к развивающимся странам.

Тема 6. Социально-экономический закон разделения труда. Сущность и формы проявления

Сущность закона разделения труда заключается в том, что этот закон определяет динамику разделения труда на различные виды (физический и умственный, промышленный и сельскохозяйственный, исполнительский и управленческий и др.), и одновременно – основу деления общества на социальные группы, занятые названными видами труда, и отношения между  группами в зависимости от их  социального статуса и престижа труда.

Генезис и эволюция общественного разделения труда в рабовладельческом, феодальном и капиталистическом обществах. Специфика разделения труда в рамках каждой экономической формации, социально-экономические особенности этого разделения. Эмпирической обоснование Н.Д. Кондратьевым циклического характера производительных сил, связанного с качественным изменением способа производства и вызывающего реорганизацию общественных отношений.

НТР и разделение труда в современном обществе. Основные признаки революционизации разделения труда: повышение роли науки внутри предприятия (нацеленность организации труда на повышение восприимчивости предприятия к технико-технологическим нововведениям); повышение роли науки внутри отрасли (изменение приоритетов в пользу наукоемких, ресурсосберегающих производств); изменение роли науки в обществе (радикальное изменение пропорций между физическим и умственным трудом в пользу последнего). Разделение труда и развитие системы образования.

Тема 7. Социально-экономический закон перемены труда. Формы проявления на современном этапе

Закон перемены труда как всеобщий закон общественного производства, выражающий объективные, существенные, непрерывно усиливающиеся и расширяющиеся связи между революционными изменения в техническом базисе производства, с одной стороны, и функциями рабочих и общественными комбинациями процессами труда, с другой.  Ускоряющаяся подвижность трудовых функций – непреложное требование закона перемены труда. Связь данной закономерности с возникновением машинного производства и последующей реорганизацией производственных отношений.

Промышленные и научно-технические революции как фактор революционизации перемены труда: исчезновение одних профессий и появление новых в результате изменений в технике, технологии и организации производства; создание более прогрессивных отраслей производства; влияние переворотов в техническом базисе на изменение пропорций в балансе рабочей силы и на ее качественные характеристики.

Перемена труда и развитие универсальной рабочей силы. Основные формы проявления закона перемены труда. Перемена труда и творческий труд. Проблема взаимосвязи законов разделения и перемены труда.

Тема 8. Социально-экономический закон конкуренции. Сущность и формы проявления. Конкурентоспособность работника

Конкуренция как важнейшее условие развертывания научно-технического прогресса.

Сущность проявления закона конкуренции как объективного закона, влияющего через отношения субъектов собственности  на взаимодействие законов разделения и перемены труда. Основные формы проявления закона конкуренции: совершенная (чистая) конкуренция; несовершенная, включающая в себя монополистическую конкуренцию, олигополистическую конкуренцию и чистую монополию.



Конкурентоспособность на рынке труда как способность субъекта рабочей силы выдерживать конкуренцию со стороны реальных или потенциальных претендентов на его рабочее место или претендовать самому на другое, более престижное. Изменение конкурентоспособности в зависимости от ситуации на рынке труда, социально-демографических характеристик работника, уровня «Я-конкурентоспособности».

Тема 9. Система категорий экономической социологии: описание и объяснение через модели и социально-экономические законы

Методологический подход к развитию экономики как социальному процессу и изучение социальных механизмов как движущей силы этого процесса обусловливают систему категорий экономической социологии. Разработка теории, методологии и методики изучения социальных механизмов, регулирующих экономические отношения и процессы, предполагает использование как социологических, так и экономических категорий с учетом их адаптации к решению поставленных задач.

Иерархическая структура основных категорий экономической социологии: 1) экономическая сфера и область социальных отношений; 2)социальные механизмы регулирования экономических отношений и процессов; 3)категории, конкретизирующие содержание социальных механизмов – экономическое сознание и экономическое мышление, социально-экономические стереотипы, экономические интересы, экономическая деятельность и экономическое поведение, экономическая культура и др. Построение категориального аппарата дает возможность разработать методики построения систем показателей, связанных с описанием иобъяснением изучаемых явлений через моделирование этих явлений или через соответствующие социально-экономические законы.

Тема 10. Экономическое сознание и экономическое мышление: диалектика взаимосвязи

Онтологический, гносеологический и социологический подходы к анализу взаимосвязи экономического сознания и экономического мышления. Особенности социологического подхода, позволяющие акцентировать внимание на обществе (сообществе, социальной группе) как носителе экономического сознания и на индивиде как носителе экономического мышления.

Связь экономического сознания с систематизированной системой знаний, основанных на научном познании и сознательном использовании социально-экономических законов. Связь экономического мышления с включенностью хозяйствующих субъектов в экономическую практику; интенсивность, поливариантность и качественная специфика их взаимодействия с другими субъектами. Экономическое мышление хозяйствующего субъекта как предмет социологического исследования, позволяющего измерить уровень и степень рациональности экономического мышления этого субъекта, в зависимости от восприятия изменений в экономических отношениях, укладе и образе жизни.

Тема 11. Экономические интересы. Основные закономерности в развитии экономических интересов

Проблема интереса в экономической социологии. Экономический интерес как категория для обозначения реальных причин и коренных, наиболее глубоких мотивов экономической деятельности и экономического поведения людей, стоящих за их непосредственными побуждениями (помыслами, идеями и др.). Социологический анализ категории экономического интереса. Диалектика взаимосвязей общих, особенных и частных экономических интересов.

Закономерность взаимосвязи экономических интересов и общественной идеологии. Объяснительные возможности данной закономерности в период перестроечных процессов в отечественной экономике 1980–1990-х гг. Эмпирическое подтверждение данной закономерности в ходе социологических мониторингов республиканского масштаба в 1980-е–1990-е годы.

Закономерность взаимосвязи экономических интересов и состояния экономических отношений в обществе, выраженная в том, что экономические отношения, проявляясь в экономических интересах, приобретают характер движущих сил общественного развития, побудительных мотивов хозяйственной деятельности людей. Объяснительные возможности данной закономерности в современной ситуации переходного периода. Эмпирическое подтверждение данной закономерности в ходе социологических мониторингов республиканского масштаба в 1990-е годы.

Тема 12. Социальные стереотипы: природа, особенности функционирования, роль в изменении экономического мышления

Анализ феномена социального стереотипа как схематичного, стандартизованного, устойчиво выражаемого представления о социальном объекте или явлении, как правило, эмоционально окрашенном. Моделирование, в рамках системного подхода, основных принципов взаимодействия нормативно-значимой  (когнитивный образ) и индивидуально-прагматической (инструментально-логическая установка) систем сознания в формировании социального стереотипа.

Роль социальных стереотипов в формировании современного экономического мышления: движение от подконтрольности, консервативности, конформизма, примитивности содержания и др. к индивидуальной самостоятельности, предприимчивости, динамичности стереотипа в процессе формирования демократического общества. Особенности функционирования социального стереотипа  в период стабильности и социальных изменений в обществе.

Тема 13. Экономическое поведение. Типы и формы проявления

Концепция экономического поведения как поведения, связанного с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, во многом обусловленного состоянием экономического сознания в обществе, экономическим мышлением, экономическими интересами и социальными стереотипами индивидов и групп. Сущность, содержание и структура экономического поведения. Классификация экономического поведения по: формам собственности, социальным формам организации труда, функциональной роли и статусу субъектов этого поведения. Анализ экономического поведения индивидов по моделям А. Смита, П. Хейне, социологические модели экономического поведения  в условиях формирования рынка труда.

Дорыночный, рыночный, псевдорыночный типы экономического поведения индивидов. Наемный труд как форма дорыночного типа экономического поведения. Предпринимательство, франчайзинг, фондовая биржа, сетевой маркетинг, реализация индивидуальных способностей – как формы рыночного типа экономического поведения. Предпринимательство как способ деловой активности в сфере экономики. Функционально-структурная организация предпринимательской деятельности. Риск, социальные гарантии и социальная защита предпринимательской деятельности. Социологическое обеспечение исследований предпринимательской деятельности.

Тема 14. Экономическая культура. Сущность и функции

Анализ существующих определений экономической культуры (Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина, В.В. Радаев, Г.Н. Соколова). Определение экономической культуры как совокупности социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития: способствующих или мешающих трансляций, отбору и обновлению ценностей и норм, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов на те или иные формы экономической активности.

Особенности экономической культуры как системы внебиологически выработанных механизмов, регулирующих экономическое поведение: взаимодействие  ценностей и норм общественного масштаба и социальных норм, возникающих из внутренних потребностей экономики; экономические интересы, социальные стереотипы и социальные ожидания как каналы данного взаимодействия; ориентации  экономической культуры на управление экономическим поведением социальных субъектов (индивиды, социальные группы, трудовые коллективы). Регулятивное воздействие  экономической культуры на экономическое поведение хозяйствующего субъекта посредством осуществления трансляционной, селекционной и инновационной функций. Назначение  и основные характеристики проявления трансляционной, селекционной и инновационной функций  экономической культуры.

Основное социальное противоречие, затрудняющее выполнение инновационной функции экономической культуры в советском и постсоветском обществах, – между приверженностью индивидов и групп к  существующим социальным стандартам и образцам поведения и осознанием необходимости инновационной деятельности. Основные направления государственной социальной политики в разрешении этого противоречия.

Тема 15. Социальные механизмы регулирования экономических отношений индивидов и социальных групп



Социальный механизм как самодостаточное средство регулирования социальных противоречий в обществе и как устойчивая структура взаимодействия социальных субъектов по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также – структура типов экономического поведения этих субъектов. Общие принципы построения моделей социальных механизмов. Методические процедуры анализа, вытекающие из принципов моделирования социальных механизмов.

Специфику социального механизма регулирования экономических отношений составляет принцип построения структуры  связей и отношений, в которых социальные субъекты находятся друг к другу в конкретных условиях места и времени, в рамках определенных общественных форм. Исследование структуры социальных связей, развивающихся в процессе жизнедеятельности индивида (социальной группы, общности),  с необходимостью предполагает изучение экономических интересов, экономического образа мышления социальных стереотипов, типов и форм экономического поведения.

Тема 16. Социальные механизмы регулирования экономических процессов

Стратегические социальные механизмы как средство разрешения социальных противоречий, порождаемых неполноценной реализацией функций территориальных, а также внутри- и межотраслевых перемещений, имеющие в своей основе эволюционные процессы развития экономики и не решаемые административным путем. Тактические социальные механизмы регулирования функций (занятости и безработицы) как средство согласования экономических интересов работодателей и работников,  при посредничестве государства, обеспечивающие функционирование рабочей силы на основе экономического закона спроса и предложения. Особенности взаимодействия стратегических и тактических механизмов регулирования экономических процессов.

Тема 17. Метод социологического моделирования: специфика исследования экономических отношений и процессов



Социологическое моделирование как метод исследования экономических отношений и процессов посредством их воспроизведения в менее сложных формах и осуществления необходимых операций с полученными таким образом аналогами или моделями реальных отношений и процессов в обществе. Этапы реализации метода: 1/ формализация исследуемого явления и конструирование соответствующего аналога; 2/ поиск решения проблемы посредством операции с аналогом; 3/ истолкование полученного результата применительно к изучаемому общественному явлению. Преимущества и недостатки данного метода по сравнению с другими традиционными  методами в общественных науках. Области применения метода социологического моделирования.

Тема 18. Метод социологической экспертизы экономических преобразований: методология и методика

Принципы построения статистической и социологической моделей функционирования и развития общества, слоев и социальных групп на основе материалов государственной  статистики, выборочных обследований домашних хозяйств, данных республиканского социологического мониторинга. Применение в качестве экономических критериев социальной стратификации общества минимального потребительского бюджета (МПБ) или бюджета прожиточного минимума (БПМ) для соотнесения данных государственной статистики, материалов обследования домашних хозяйств и системы различных оценочных показателей в рамках республиканского социологического мониторинга.

Тема 19. Рынок труда. Проблемы занятости и безработицы



Рынок труда – составная часть рыночного механизма регулирования экономической системы. Обеспечение оптимальной мобильности трудовых ресурсов – главная задача рынка труда. Рынок труда как средство согласования экономических интересов работодателей и наемной рабочей силы при посредничестве государства.

Социальные механизмы регулирования спроса на рабочую силу. Структура занятости как отражение пропорций в распределении трудовых ресурсов. Роль рынка труда в сочетании производительности общественного труда и обеспечения социальных гарантий работников. Стратегия эффективной занятости. Роль государственной социальной политики в решении проблем регулирования уровня и структуры занятости.

Социальные механизмы регулирования предложения рабочей силы. Безработица и формы ее проявления: фрикционная, структурная и  циклическая (в контексте НТП); регистрируемая и нерегистрируемая (в связи с государственной социальной политикой); женская и молодежная (по отношению к разным социально-демографическим группам). Социологическое обеспечение исследования и регулирования социальных проблем безработицы.

Предпринимательство как механизм регулирования рынка труда. Основные трактовки феномена предпринимательства. Особенности функционирования и тенденции развития предпринимательства в Беларуси.

Тема 20. Демография как наука. Предмет, методы и основные показатели



Демография (греч. demos –  народ, grafo  – пишу)  наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса. Анализирует и изучает сложившиеся тенденции и закономерности воспроизводства населения; производит прогнозные расчеты демографического развития на долгосрочную перспективу; разрабатывает соответствующую демографическую политику, исходя из анализа сложившихся тенденций и закономерностей в текущем периоде и перспектив развития демографической ситуации. Развитию демографии способствует обострение мировой демографической ситуации и то, что проблемы народонаселения стали неотъемлемой частью глобальных проблем человечества. В их число входят: демографический взрыв в развивающихся странах; демографический кризис в экономически развитых странах; проблемы урбанизации и международных миграций. При этом, демографические проблемы влекут за собой проблемы социальные: увеличивающийся разрыв в уровне жизни населения развитых и развивающихся стран, проблемы старения населения и угрозы депопуляции в развитых странах, проблемы обеспечения высокого качества населения и др. Демографические проблемы переходят в разряд общечеловеческих, определяющих социальное развитие человечества в целом.

Методы, применяемые в демографии, можно объединить в три группы: статистические (перепись населения, ежегодные выборочные обследования домашних хозяйств); математические (математическое моделирование, индексный анализ, прогнозирование и др.); социологические (методы опроса разных социально-демографических групп для выявления установок, потребностей, планов, связанных с воспроизводством населения и определяющих демографическую политику). Демографические программы и прогнозы являются основой индикативного прогнозирования и программирования, что требует комплексного подхода к демографическому прогнозированию и участия в данном процессе многих специалистов, прежде всего – экономистов,  финансистов, экологов и социологов.

Тема 21. Источники информации о населении. Переписи населения, текущий учет демографических событий, специальные выборочные обследования населения



Перепись населения – это процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и опубликования демографических, экономических и социальных данных о всем населении, проживающем на определенный момент времени в стране или ее четко ограниченной части. Основные принципы проведения переписи: всеобщность, периодичность (один раз в десять лет), единая программа переписи, индивидуальность регистрации, непосредственное получение сведений  у населения, анонимность сведений, принцип самоопределения (со слов опрашиваемого), одномоментность проведения обследования, контроль государства. Перепись это не только статистический учет численности населения, но и инструмент социально-экономического прогнозирования.

Текущий учет демографических процессов основан на периодическом обновлении и обобщении данных по сельским, городским, районным и областным советам, которые попадают в республиканский центр. Они  связаны с юридическим оформлением таких событий, как рождение, смерть, заключение и расторжение брака, прибытие и выбытие населения. Текущий учет населения ведется не только статистическими органами, но и различными административными и государственными организациями в виде списков и  карточек учета населения (списки воинского учета, налогового обложения, избирательные списки и др.).

Специальные выборочные обследования населения – источник данных, позволяющих с меньшими, чем перепись, затратами средств и времени получать данные по интересующим демографов проблемам. Кроме того, такие программы позволяют получить информацию, которую другими способами получить невозможно. В современной демографии применяются выборочные обследования домашних хозяйств, позволяющие получить информацию о социально-демографических характеристиках домашних хозяйств, их имущественной обеспеченности, денежных доходах и расходах, потреблении продуктов питания, дифференциации доходов населения.

Тема 22. Численность и половозрастная структура населения

Общая численность населения дает представление о количестве людей проживающих на данной территории в данный момент времени. Сведения о численности населения получают путем проведения переписи, а в межпереписной период – на основании текущей статистики. Распределение населения на мужчин и женщин дает представление о половой структуре населения региона. Возраст рассматривается как важнейшая демографическая характеристика, с помощью которой измеряются различные демографические события – вступление в брак, деторождение, трудоспособный возраст, пенсионный возраст и т.д. Информация о возрасте позволяет строить возрастную структуру населения, а знания о возрасте наступления тех или иных демографических событий дают возможность анализировать стадии жизненного цикла человека, особенности воспроизводства населения в целом.

Для анализа половой и возрастной структуры населения в демографии используется графический метод, называемый половозрастной пирамидой. Половозрастная пирамида  представляет собой двустороннюю полосовую диаграмму, в которой по оси ординат отображается шкала возрастных групп, а по оси абсцисс численность населения определенного возраста. Численность мужского населения откладывается слева, а численность женского – справа от оси ординат. Каждая возрастная группа отображается в виде горизонтальной полосы, площадь которой пропорциональна численности населения соответствующего возраста. Половозрастная пирамида фиксирует структуру населения по полу и возрасту за определенный период времени.

Тема 23. Социально-демографические характеристики домохозяйств в Республике Беларусь

Домохозяйство определяется как одно лицо, семья  или группа лиц, постоянно проживающих в данной жилищной единице и совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни. Типы домохозяйств – нуклеарное, расширенное, составное домохозяйство. Средний размер домохозяйства определяется как частное от деления числа лиц, проживающих в домохозяйствах, на число домохозяйств. Преобладающий тип семей в Беларуси – простые нуклеарные одно- и двухдетные семьи. Доля семей с одним несовершеннолетним ребенком составляет 62%, 12% приходится на семьи с двумя детьми, 6% – семьи, имеющие трех и более детей. Анализ социально-демографических характеристик домохозяйств позволяет анализировать их по составу и размеру, социально-экономическому положению,  имущественной обеспеченности, денежным доходам и расходам, в зависимости от типа домохозяйств.

Тема 24. Смертность и ожидаемая продолжительность жизни населения



Смертность – один из двух главных демографических процессов (рождаемость и смертность) воспроизводства населения. Смертность – массовый статистический процесс, складывающийся из множества единичных смертей, наступающих в разных возрастах и определяющих в своей совокупности порядок вымирания реального или условного поколения. Демографический анализ смертности дает представление о ее влиянии на численность и половозрастную структуру населения. Изучение смертности важно для разработки Национальной социально-демографической программы, а также программы общественного здоровья  и определения политики государства по улучшению работы органов здравоохранения и  других сфер деятельности. Анализ смертности позволяет оценить потери населения от различных ее причин, определить круг заболеваний, на которые необходимо направить усилия государства для снижения уровня смертности, оценить эффективность мероприятий по борьбе с различными заболеваниями. Статистические данные о смертности населения важны для анализа демографической безопасности страны и для демографических прогнозов на перспективу.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении – это число лет, которое в среднем предстоит прожить одному человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в данный период времени. Абсолютные и относительные показатели смертности и продолжительности жизни. Анализ современного состояния здоровья населения Беларуси. Общая эволюция смертности в Беларуси. Смертность и продолжительность жизни в Беларуси.

Тема 25. Миграционные процессы.  Анализ и основные тенденции формирования миграционных процессов в Беларуси

Под миграцией населения понимается процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой на более или менее длительное время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему. Выделяются четыре вида миграции: эпизодическая,  маятниковая, сезонная, безвозвратная.

Эпизодические виды миграции представляют собой деловые, рекреационные или иные поездки, совершающиеся нерегулярно по времени и направлению; маятниковые миграции   связаны с регулярными поездками к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта; сезонные – перемещение населения в определенные периоды времени; безвозвратные– связаны с окончательной сменой места жительства. В зависимости от характера пересекаемых границ, различают внешнюю и внутреннюю миграции. Внешней называется миграция, при которой пересекаются государственные границы. К внутренним миграциям относятся перемещения в пределах одной страны (из сельской местности в город, между районами и населенными пунктами). Безвозвратная миграция – важнейший источник формирования населения страны, называемый механическим движением. Механическое движение и воспроизводство населения – две составляющие демографической динамики.

Показатели миграции. Основные тенденции формирования миграционных процессов в Беларуси, Трудовая миграция как новое социальное явление. Под трудовой (внешней) миграцией  понимают добровольный выезд на законном основании граждан, постоянно проживающих на территории одной страны, за границу, а также въезд иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов страны, на ее территорию для получения оплачиваемой работы по трудовому договору (контракту. Трудовая эмиграция, трудовая иммиграция, внутренняя трудовая миграция. Молодежная трудовая миграция. Интеллектуальная миграция.

Тема 26. Разработка демографических  прогнозов и программ

Демографический прогноз – это научно обоснованное предвидение основных параметров будущей демографической ситуации (численности населения, половозрастной и семейной структуры, рождаемости, смертности, миграции) на основе анализа и оценки существующих и будущих изменений во взаимодействии с социально-экономическими тенденциями. В связи с этим, перспективное исчисление населения может быть представлено как расчет его будущей численности и состава на основе гипотезы об изменениях демографических воспроизводственных процессов.

В зависимости от назначения, демографические прогнозы делятся на реалистические, аналитические, прогнозы-предостережения, целевые. Реалистические прогнозы наиболее точно отражают будущее развитие населения. Эти прогнозы имеют три варианта: высокий, низкий и средний. Первые два охватывают возможные изменения показателей от максимальных до минимальных значений, а средний считается наиболее вероятным. Аналитические прогнозы отражают изменения одного из факторов демографического развития в условиях, когда другие остаются неизменными. Они, как правило, связаны с проведением исследований.Прогнозы-предостережения отражают нежелательные последствия, к которым может привести продолжительное неблагоприятное развитие условий воспроизводства населения в целом или отдельных его групп. Цель данных прогнозов – показать, что может произойти, если не изменятся существующие тенденции развития населения. Целевые прогнозы исходят из конкретных результатов, которые планируется достигнуть. Для них разрабатывается комплекс мероприятий, при помощи которых предполагается это сделать. Несмотря на имеющиеся различия, перечисленные прогнозы не имеют между собой четких границ. В зависимости от цели использования, один и тот же прогноз может быть аналитическим либо прогнозом-предостережением.



Общереспубликанская программа – нормативный документ, включаемый в общую социально-экономическую программу развития общества. В качестве обязательных, в программе соблюдаются принципы: научности; взаимозависимости, предполагающей рассмотрение проблем демографического развития в триаде – человек–хозяйство–природа; преемственности парадигмы развития экономики; максимального приближения к методам, принятым в международной практике, прежде всего в системе ООН, и ориентирующим на то, что человек – высшая ценность общественного развития, и признающим необходимость устойчивого человеческого развития.

Тема 27. Государственное регулирование демографических процессов. Сущность, принципы и методы государственного регулирования



Государственное регулирование – это система способов и мер  государственного воздействия на демографические процессы (воспроизводство, миграцию и качество населения) посредством рационального сочетания  законодательных, экономических и организационно-хозяйственных механизмов. При определении места государственного регулирования демографических процессов в социальном развитии  важно учитывать  системный характер этих процессов, требующий системного подхода.  Государственная политика учитывает не только современную демографическую ситуацию, но и прошлые изменения в половозрастной структуре населения, рождаемости, смертности, миграционных  процессах и др. Поэтому, государственное регулирование  направлено не только на сглаживание последствий разрушительного воздействия социально-экономического и экологического кризиса последних лет, но и на  разработку действенных мер оптимизации демографических процессов, на основе всестороннего учета сложившихся факторов и тенденций. Новая парадигма государственного регулирования в Республике Беларусь определяется факторами, связанными с демографическим переходом, установлением нового типа воспроизводства населения – низкой смертности и низкой рождаемости; особенностями белорусской модели демографического развития; переходом к рыночной экономике и учетом экологической ситуации – последствий экологической катастрофы на ЧАЭС. Новая парадигма государственного регулирования  связана также  с переосмыслением мировым сообществом социально-экономических процессов, диктуемых процессами  глобализации.

Основным механизмом государственного регулирования являются национальные программы по развитию народонаселения, в которых разрабатываются концептуальные положения демографической политики, определяются тактические и стратегические цели регулирования демографических процессов, выбираются национальные приоритеты, рассчитываются прогнозы численности населения, рассматриваются критерии демографической безопасности. Основной источник финансирования программ – государственный бюджет, являющийся значимым инструментом воздействия на демографические процессы.

Организационно, деятельность государства по отношению к демографическим процессам осуществляется посредством использования взаимосвязанных систем законодательного, экономического и оперативного регулирования. Законодательные методы  регулирования обеспечивают формирование соответствующей правовой основы разрешающего или запрещающего характера (законодательство о браке, трудовое законодательство, налоговое законодательство и др.). Экономические методы регулирования создают мотивационные стимулы  для оптимизации тех или иных компонентов демографического воспроизводства.  Оперативныеметоды регулирования связаны с координацией экономической политики и предполагают мониторинг демографический процессов и подготовку кадров.

Тема 28. Проблемы демографической безопасности Республики Беларусь

Под демографической безопасностью следует понимать такое состояние демографического развития, которое по объемным и структурным показателям  способствует достижению в перспективе воспроизводства населения все более высокого качества, созданию предсказуемого, контролируемого хода основных демографических процессов, обеспечению такого сочетания внутренних и внешних условий в стране, которые были бы максимально благоприятны для демографического развития. В таком понимании демографическая безопасность противопоставляется угрозам, которые могут препятствовать нормальному  воспроизводству населения. Под угрозами понимаются такие изменения во внешней и внутренней среде субъекта, которые приводят к нежелательным изменениям предмета безопасности. В Законе «0 демографической безопасности Республики Беларусь» демографические угрозы определяются как явления и тенденции, социально-экономические последствия которых оказывают отрицательное воздействие на устойчивое развитие Республики Беларусь.

Предельно критическая величина демографической безопасности характеризуется определенными качественными критериями и пороговыми значениями параметров, обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности. С учетом мнений российских и белорусских ученых, предложена система показателей, характеризующих демографическую безопасность: демографическая ситуация (коэффициент депопуляции, коэффициент рождаемости, средняя продолжительность жизни); экономические отношения (уровень падения ВВП, доля от ВВП государственных ассигнований на науку, соотношение 10%  самых богатых и 10%  самых бедных групп населения); социальная сфера (доля населения с доходом ниже величины БПМ, соотношение минимальной и средней заработной платы, уровень общей безработицы); экологическая ситуация (суммарные поступления от экологических платежей (% от ВВП);девиантное поведение (уровень преступности, уровень потребления алкоголя, уровень распространенности психической патологии). Важнейшим элементом механизма обеспечения демографической безопасности являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы демографической безопасности, и разработка на этой основе мер по государственному регулированию демографических процессов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:



  1. Бабосов Е.М.  Экономическая социология: Учебное пособие. – Мн.: УП «Технопринт», 2004.

  2. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА–М, 1997.

  3. Верховин В.И. Экономическая социология: Учебное пособие для вузов. – М.: «ИМТ», 1998.

  4. Громкова М.Т. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 1999.

  5. Демографический понятийный словарь / Под ред. Л.Л. Рыбаковского. – М.: «Наука», 2003.

  6. Демография. Современное состояние и перспективы развития: Учеб. пособие / Под ред. Д.И. Валентей. – М.: «Экономика», 1997.

  7. История социологии: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. – Мн.: «Вышэйшая школа», 2000.

  8. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: ТОО «Остожье»; Мн.: ООО «Новое знание», 1999.

  9. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА–М, 1999.  

  10. Кобяк О.В. Экономическая социология: Учебное пособие для вузов / Под науч. ред. Г.Н. Соколовой. – ООО «ФУАинформ», 2002.

  11. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.

  12. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф.. Соч. 2-е изд. Т. 42.

  13. Маркс К. Экономические рукописи 1857–1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46.

  14. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.

  15. Медков В.М. Демография: Учебник. – М.: «Экономика», 2003.

  16. Никитенко П.Г., Раков А.А. Состояние и тенденции демографического развития Беларуси. Мн.: «Право и экономика», 2003.

  17. Портер М.Э. Конкуренция / Пер. с англ.: Учебное пособие. – М.: Издательский Дом «Вильямс», 2000.

  18. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: «АспектПресс», 1997.

  19. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: НОРМА–ИНФРА·М, 1999.

  20. Рязанцев И.П., Халипов М.С. Экономическая социология: региональный аспект: Учебное пособие для вузов. – М.: МАКС  Пресс, 2003.

  21. Рынок труда и расходы населения / Под ред. Н.А. Волгина. Учебное пособие для вузов. – М.: ИИД «Филинъ», 1999.

  22. Рынок труда: Учебник для вузов / Под ред. В.С. Буланова и Н.А. Волгина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2003.

  23. Слезингер Г.Э. Социальная экономика: Учебник. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2001.

  24. Соколова Г.Н. Белорусский рынок труда: тенденции развития и социальные механизмы регулирования / Г.Н. Соколова  Мн.: «Право и экономика», 2006.

  25. Соколова Г.Н. Рынок труда Республики Беларусь: экономические вызовы и социальные ответы / Г.Н. Соколова. – Минск: «Белорусская наука», 2006.

  26. Соколова Г.Н. Социология труда: Учебник для вузов. – Мн.: «Вышэйшая школа», 2002.

  27. Соколова Г.Н. Экономическая социология. Учебник для вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИИД «Филинь»; Мн.: «Белорусская наука», 2000.

  28. Соколова Г.Н., Кобяк О.В., Александрова А.Б. Экономическая социология: Практикум. Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.Н. Соколовой.– Мн.: «Белорусская наука», 2000.

  29. Социологическая энциклопедия / Под ред. А.Н. Данилова. – Мн.: «Беларуская энцыклапедыя», 2003.

  30. Социологическая энциклопедия: В 2 т. / Национальный общественно-научный фонд / Главный редактор В.Н. Иванов. – «Мысль», 2003.

  31. Социология. Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. А.Н. Елсукова. Изд. 5-е. – Мн.: «ТетраСистемс», 2004.

  32. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2003.

  33. Социология в России: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.А. Ядова. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Изд-во ИС РАН, 1998.

  34. Тихонова Л.Е. Регулирование демографических процессов в Беларуси / Л.Е. Тихонова. – Мн.: БГУ, 2002.

  35. Тихонова Л.Е. Демография Беларуси: Учеб. пособие. – Мн.: БГУ, 2004.

  36. Человек и его работа в СССР и после: Учебное пособие для вузов / А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов. – М.: «АспектПресс», 2003.

  37. Шахотько Л.П. Население Республики Беларусь в конце ХХ века. Мн.: НИИ статистики при  Минстате Республики Беларусь, 1996.

  38. Экономическая социология: Хрестоматия. Учебное пособие для вузов / Авт.-сост. Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк. – Мн.: «Белорусская наука», 2000.

  39. Экономико-социологический словарь / Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк, О.В. Терещенко и др.; Сост. Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк; Науч. ред. Г.Н. Соколова. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2002.

Дополнительная:

  1. Абалкин Л.И. Новый тип экономического мышления. – М.: Экономика, 1987.

  2. Анисов Л.М., Привалова Н.Н., Шахотько Л.П. Демографические аспекты национальной безопасности // Белорусский экономический журнал. – 2000. – № 4.

  3. Антология социально-экономической мысли в России. 20–30 годы XX века / Под общ. ред. А.И. Кравченко. – М.: Academia, 2001.

  4. Беккер Г.С. Человеческое поведение: Экономический подход. Избранные труды по экономической теории / Пер. с англ. – М.: ГУ ВШЭ, 2003.

  5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. – М.: Academia, 1999.

  6. Бусько В.Н. Экономическая мысль Беларуси в период НЭПа (20-е годы). – Мн.: Право и экономика, 2000.

  7. Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. М.: «Экономика», 1989.

  8. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. – М.: «Прогресс», 1990.

  9. Ванкевич Е.В., Морова А.П., Новикова И.В. Управление региональным рынком труда при переходе к рыночной модели социальной политики в Беларуси. – Витебск: ВГТУ, 2004.

  10. Веблен Т. Теория праздного класса / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1984.

  11. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Потери и обретения в России девяностых: Историко-социологические очерки экономического положения народного большинства. В 2 т. – М.: Эдиториал  УРСС, 2000.

  12. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество / Пер. с англ. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004.

  13. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Пер. с фр. – М.: КОНОН, 1996.

  14. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории. – Новосибирск: Наука. Сибирское  отделение, 1991.

  15. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. – М.: «Дело», 2002.

  16. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека / Пер. с нем. – М.: «Наука», 1994.

  17. Иноземцев В.Л. К теории постэкономической  общественной формации. – М.: «Логос», 1995.

  18. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. – М.: ГУ ВШЭ, 2001.

  19. Кобяк О.В. Экономическое поведение хозяйствующего субъекта: социологический анализ / Под науч. ред. Г.Н. Соколовой. – ООО «ФУАинформ», 2002.

  20. Кравченко А.И. Социология Макса Вебера: труд и экономика. – М.: «На Воробьевых», 1997.

  21. Кравченко А.И. Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор и А. Гастев. – СПб.: РХГИ, 1998.

  22. Локосов В.В. Стабильность общества и система предельно критических показателей его развития // Социол. Исслед. – 1998. № 4.

  23. Лученок А.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. – Мн.: «Право и экономика», 1999.

  24. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). – М.: «Мысль», 1983.

  25. Население Республики Беларусь. Итоги переписи населения: Стат. сб. – Мн., 2000.

  26. Национальная стратегия  устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года – Минск, 2004.

  27. Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. – М.: «Логос», 1999.

  28. Ньюстром Дж.В. , Дэвис К. Организационное поведение / Пер. с англ. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

  29. Оперативные социологические исследования: методика и опыт организации / Под ред. Д.Г. Ротмана, А.Н. Данилова, Л.Г. Новиковой. – Мн.: БГУ, 2001.

  30. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусьт на 2006–2015 гг. – Минск, 2006.

  31. Парсонс Т. О структуре социального действия. – М.: «Академический Проект», 2000.

  32. Попов В. Д. Экономическое сознание: сущность, формирование и роль в обществе. – М.: «Наука», 1981.

  33. Римашевская Н.М. Человек и реформы: Секреты выживания. – М.: РИЦ ИСЭПН, 2003.

  34. Рывкина Р.В. Драма перемен. – М.: «Дело», 2001.

  35. Рывкина Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. – М.: «Дело», 1998.

  36. Рынок труда и механизмы его регулирования / Науч. ред. Г.Н. Соколова. – Мн.: «БТН-информ», 2001.

  37. Смелсер Н. Социология / Пер. с англ. – М.: «Феникс», 1994.

  38. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. В 2 т. Т. 1. – М.: ЭКОНОВ, 1993.

  39. Современная Западная социология: Хрестоматия / Авторы-составители Г.Н. Соколова, Л.Г. Титаренко. – Минск «Тесей», 2006.

  40. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Издательство политической литературы, 1992.

  41. Социальные механизмы регулирования рынка рабочей силы / Под ред. Г.Н. Соколовой. – Мн.: «Тэхналогія», 1998.

  42. Социальная психология экономического поведения. – М.: Наука, 1999.

  43. Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / Под ред. Т. Малевой. – М.: «Гендальф», 2003.

  44. Становление трудовых отношений в постсоветской России / Под общ. ред. В.А. Ядова. – М.: «Академический Проект», 2004.

  45. Статистический ежегодник Республики беларусь, 2006 (Стат. сб.). Минстат Республики Беларусь. – Минск, 2006.

  46. Статистический сборник «Труд и занятость в Республике Беларусь», 2006 (Стат. сб.). Мистат Республики Беларусь. – Минск, 2006.

  47. Стиглиц Дж. Ю. Глобализация: тревожные тенденции / Пер. с англ. – М.: «Мысль», 2003.

  48. Стиглиц Дж.Ю. Ревущие девяностые. Семена развала / Прэ с англ. – .: Современная экономика и право, 2005.

  49. Титаренко Л.Г. Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект. – Мн.: БГУ, 2004.

  50. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. – М.: «Гардарики», 2001.

  51. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма / Пер. с англ. – М.: Изд-во «Новости», 1992.

  52. Хейне Пол. Экономический образ мышления / Пер. с англ. – М.: Изд-во «Новости», 1991.

  53. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. – М.: «АспектПресс», 1996.

  54. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Пер. с нем. – М.: Изд-во «Прогресс», 1982.

  55. Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002.

  56. Экономический образ мышления: реальность и перспективы  / Под ред. Г.Н. Соколовой. – Мн.: «Навука і тэхніка», 1994.

  57. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: «Добросвет», «Книжный дом «Университет», 1998.

  58. Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций, Курс лекций. – СПб.: Интерсоцис, 2006.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница