Цели и задачи освоения дисциплины



страница1/15
Дата09.01.2018
Размер0.65 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15













  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
Цели освоения дисциплины - освоить общие закономерности и конкретное многообразие форм функционирования истории и философии науки. Сформировать у аспирантов целостные представления о науке как социальном институте, культурно-историческом процессе, культурном феномене, обуславливающем процесс познавательной деятельности в конкретных отраслях науки (философские проблемы экономической науки).
Задачи:

  1. углубить владение культурой философского мышления;

  2. показать неразрывную связь философского и конкретно-научного познания;

  3. выявить объективные закономерности в развитии мировой и отечественной науки, возникающие на современном этапе ее развития и получить представления о тенденциях исторического развития науки;

  4. критическое осмысление основных мировоззренческих и методологических проблемам современности в области философии науки, науковедения;

  5. использовать полученные знания для реализации собственного профессиональногоисследования;

  6. формирование целостного системного научного мировоззрения.


II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
2.1 Учебная дисциплина «Философия науки» относится к базовой части блока1 «Дисциплины (модули)», которая изучается на первом году обучения в аспирантуре.
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- история экономических учений


Знания, знать:

- основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;

- этапы становления экономической науки;

- характер и многообразие современного экономического знания, его взаимосвязи с экономической политикой, идеологическими доктринами и национальными культурами;

- связь между предпосылками различных экономических теорий, мерой точности их выводов и областью применимости.
Умения,уметь:

- на основе опыта различных школ экономической мысли анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;

- ясно формулировать собственную позицию по важнейшим дискуссионным вопросам экономической теории, осознавать идейно-теоретические предпосылки такой позиции.

- ориентироваться в современных идейно-теоретических и экономико-политических дискуссиях, определять место теоретических концепций и экономико-политических доктрин в структуре основных школ и направлений экономической мысли;

- оценивать экономические идеи и экономико-политические доктрины с учетом их идеологических и ценностных предпосылок и сферы применимости.
Навыки, владеть:

- понятийным аппаратом истории экономических учений и важнейшими терминами основных школ и направлений экономической мысли;

- методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;

- навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе исторических эпох и направлений (школ) экономической мысли.

- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.
2.3 Перечень последующих дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

- иностранный язык – использование знаний дисциплины, для подготовки аннотации собственного научного исследования в рамках отрасли науки;

- методика преподавания профессионально ориентируемых дисциплин – учет современных тенденций в развитии науки, научные достижения конкретных отраслей науки.

Дисциплина «Философия науки» логически и содержательно-методически взаимосвязана с частями ОП, способствует на практике эффективному освоению и применению навыков научного мышления, аргументирования и обоснования теоретических и практических позиций. Практическая реализация полученных знаний осуществляется при подготовке диссертации, рефератов, эссе, выполнении творческих научных работ.


III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВОпо данному направлению подготовки (специальности):


Универсальные компетенции (УК):

- способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

- способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);

- способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5);

- способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6).

В результате освоения дисциплины аспирант должен:



Знать:

  1. Фундаментальные понятия и принципы, с помощью которых описываются способы разыскания истины и приращения знания в новоевропейской философии и внутринаучной рефлексии (УК 1 2 5);

  2. Основные этапы становления методологии осмысления роста знания (индукция, дедукция, диалектика, деятельностная концепция, фальсификационизм). Понятия истины и заблуждения, критериев прогресса знания. Основные этапы эволюции представлений о теоретическом предвидении и общих чертах ситуаций научного открытия (УК 1 2 5 6);

  3. Что такое гипотеза, научная гипотеза, критерии элиминации, какой ракурс роста знания входит в компетенцию философии науки (УК 1 2 5);

  4. Представления современной философии науки о достижимости истины и прогрессе науки. Суть проблемы несоизмеримости теорий и парадигм (УК 1 2 5);

  5. Что такое наука как познавательная деятельность, академическая подготовка и социальный институт (УК 1 2 5);

  6. Наука и преднаука. Функции науки в культуре (УК 1 2 5 6);

  7. Типы научной рациональности и научные революции. Особенности современной стадии развития науки. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы и перспективы их взаимоотношения в постнеклассической науке. (УК 1 2 5 6);

  8. Проблемы, связанные с кризисом техногенной цивилизации. Проблемы гуманизации техногенной деятельности (УК 1 2 5 6);

  9. Отношения науки и экономики, науки и власти (УК 1 2 5 6);

  10. Специфику философского знания вообще, в его научной форме в частности. В чем состоит предмет философии как науки, особенности его выделения, соразмерные ему методы постижения. Историческую эволюцию философии как науки и историю попыток ее осмысления в культурном контексте (УК 1 2 5 6);

  11. Разновидности философской методологии, классические и неклассические, а также способы ее обоснования. Роль и назначение философии как науки в современном мире. Взаимоотношения философии и других наук. Проблемы обоснования истинности научных результатов. Проблемы приращения научного знания и формирования творческого познающего, а не только правильного рассудочного мышления. Проблемы логики познающего мышления и ее метода (УК 1 2 5 6).


Уметь:

  1. Осуществлять методологическую рефлексию на собственныеисследовательские

действия при построении теории (УК 1 2 5 6);

  1. Отличать научную гипотезу от ненаучной. Анализировать состояние современной науки под углом зрения соревнования парадигм, научных программ. (УК 1 2 5 6);

  2. Выработатьсвоюпозициюотносительноестественнонаучнойигуманитарнойпарадигмнасовременномэтапенауки;относительносопряжениясодержательнойиинституциональнойсоставляющейнауки,свойвзгляднаспособнаилучшейорганизацииисследовательскойдеятельности(УК 1 2 5 6);

  3. Четкоотграничиватьсвойпрофессиональныйпредметныйсрез.Анализироватьнаучноепознаниеподугломзренияегосоответствиякритериямнаучности,атакжесточкизренияприменяемойвнемметодологии(УК 1 2 5 6);


Владеть:

  1. Высоким уровнем знаний независимо от конкретного направления профессиональной деятельности, углубленными знания по конкретной направленности (УК 1 2 5 6)

  2. Методологией анализа роста знания в ее классических и неклассических вариантах, критериями научности, навыками организации научного исследования. (УК 1 2 5 6)



IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

Трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы - 108 часа: 68 ч. аудиторных и 40 ч. – СР и кандидатский экзамен.





    1. Модули дисциплины, изучаемые в 1 семестре


модуля




Наименование раздела (темы)

Количество часов



Аудиторная__работа__Внеауд.__работа'>Всего

Аудиторная

работа

Внеауд.

работа

СР

Л

ПЗ

Модуль1. Общие проблемы философии науки

Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки.

Тема 2. Место и роль науки в развитии культуры и цивилизации

Тема 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Тема 4. Структура научного знания

Тема 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Тема 6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

Тема 7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Тема 8. Наука как социальный институт.

6

4


4

6

4


4

4

7



2

2


2

4

2


2

2

4


4

2


2

2
2


2

2

3





Итого в первом семестре


39

20

14

5




    1. Модули дисциплины, изучаемые во 2 семестре

модуля





Наименование раздела (темы)

Количество часов


Всего

Аудиторная

работа

Внеауд.

работа

СР

Л

ПЗ

Модуль II. Философские проблемы

социально-гуманитарных наук

Тема 1. Философские проблемы социально-гуманитарных наук: общетеоретические подходы.

Тема 2 Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.

Тема 3. Субъект социально-гуманитарного познания

Тема 4. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

Тема 5. Жизнь как категория наук об обществе и культуре

Тема 6. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.

Тема 7. Коммуникативность в науках об обществе и культуре; методологические следствия и императивы

Тема 8. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных

Тема 9. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.

Тема 10. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках

Тема 11. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук

Тема 12. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные.

Тема 13. «Общество знания». Дисциплинарные структуры и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций

Тема 14 Философские и методологические проблемы экономических наук



2

2

2


3
3
3

3


3

3

3


3

3

3


6


2

1

1


1
1
1

1


1

1

1


1

1

1


4


2
2
2

2

2



2
2

2

1

1

2



2

2





Итого во втором семестре

42

18

16

8




Кандидатский экзамен

27







27




Всего:

108

38

30

40

4.3. Практические занятия (семинары)

занятия

модуля

Тема

Кол-во часов

1.

1

Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки.П. Файерабенд «Наука в свободном обществе»

4

2.

1

Тема 2. Наука в культуре современных цивилизаций. В.И. Вернадский «Научная мысль как планетарное явление». Э. Гуссерль «Кризис европейского человечества и философия».

2

3.

1

Тема 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.К. Поппер «Нищета историцизма.

2

4.

1

Тема 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Ф.Бэкон «Новый органон», Р. Декарт «Рассуждение о методе»

2

5.

1

Тема 6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Т. Кун «Структура научных революций».

2

6.

1

Тема 7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса.

М.К. Петров «Самосознание и научное творчество».



2

7.

2

Тема 4. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. М. Фуко «Археология знания».

2

8.

2

Тема 5. Жизнь как категория наук об обществе и культуре. В. Дильтей «Введение в науки о духе».

2

9.

2

Тема 6. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании. М.М. Бахтин «Формы времени и хронотопа в романе».

2

10.

2

Тема 8. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.И. Кант «Пролегомены»; Г.В. Гегель «Философия истории» (Введение).

2

11.

2

Тема 9. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках. К.Маркс, Ф. Энгельс «Немецкая идеология», Х. Уайт «Метаистория. Историческое воображение в Европе XIX века»

2

12.

2

Тема 10. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. К.Ясперс «Философская вера»

2

13.

2

Тема 11. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук. И. Лакатос «Методология научно-исследовательских программ».

2

14.

2

Тема 12. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные. Г. Риккерт «Науки о природе и науки о культуре»


2

4.4.Самостоятельное изучение модулей дисциплины


модуля


Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

1

Тема 4. Структура научного знания

2

1

Тема 8. Наука как социальный институт.

3

2

Тема 2 Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.

Тема 3. Субъект социально-гуманитарного познания



2

2

Тема 7. Коммуникативность в науках об обществе и культуре; методологические следствия и императивы

2

2

Тема 13. «Общество знания». Дисциплинарные структуры и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций

2

2

Тема 14 Философские и методологические проблемы экономических наук

2


V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При изучении курса «Философия науки» применяются рефлексивные технологии и технология модульного обучения. При реализации дисциплины «Философия науки», используются различные образовательные технологии: некоторая часть аудиторных занятий (лекции) проводятся с применением технологий PowerPoint. Семинарские занятия проводятся как в виде традиционного опроса студентов, выступления с докладами с последующим их обсуждением, так и в виде выполнения разбора конкретных ситуаций. Такой подход позволяет использовать в учебном процессе дискуссию и полемику, а также работу малыми группами. Самостоятельная работа студентов предусматривает подготовку реферата или эссе на выбранную тему, конспектирование источника. Данные образовательные технологии в сочетании с внеаудиторной работой формируют и развивают у аспирантов профессиональные навыки исследовательской работы и социально-практической деятельности.

VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.
Экзаменационные вопросы

Общие проблемы философии науки

  1. Предмет и основные концепции современной философии науки.

  2. Место и роль науки в развитии культуры и цивилизации.

  3. Зарождение элементов научного знания (от античности до Нового времени)

  4. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции.

  5. Структура научного познания. Эмпирический уровень и его формы. Теоретический уровень и его формы.

  6. Методы научного познания и их классификация.

  7. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

  8. Основания науки. Философские основания науки.

  9. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

  10. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса.

  11. Наука как социальный институт.

  12. Наука, экономика, власть. Проблемы государственного регулирования науки.


Философские проблемы социально-гуманитарных наук

  1. Науки о природе и науки о культуре. Формирование социально-гуманитарных наук.

  2. Расширение этоса науки. Этические проблемы науки на рубеже XX-XXI вв.

  3. Каталог: sites -> default -> files
    files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
    files -> Народная художественная культура. Профиль Теория и история народной художественной культуры
    files -> Отчет о научно-исследовательской работе за 2014 год ростов-на-Дону 2014
    files -> Учебно-методический комплекс дисциплины философия для образовательной программы по направлениям юридического факультета: Курс 1
    files -> Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии программа
    files -> Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521000 (030300. 62) «Психология»


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница