Цель и смысл жизни



страница1/6
Дата29.03.2018
Размер282 Kb.
  1   2   3   4   5   6


ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ
Содержание

1. Цель и смысл жизни: где и как их искать?……………….. 1





2. «Душа обязана трудиться…» ……………………………… 13

ЧАСТЬ 1


У А.С. Пушкина есть стихотворение о смысле жизни (точнее - об отсутствии его), написанное в часы тяжелого состояния души, отданной, по словам самого поэта, «безумству, лени и страстям»:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?

Цели нет передо мною,

Сердце пусто, празден ум

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Очень точно выразил проблему российский гений: «Цели нет передо мною…» А если нет цели в жизни – может ли быть в ней смысл?… Или, может быть, нам достаточно «просто счастья»? Но бывает ли счастье бессмысленным?..

Чаще всего мы пользуемся в своей жизни «наработанными» - общепринятыми, а по сути чужими моделями, - по которым и пытаемся выстраивать свою жизнь. Стремимся быть «как все» или «не хуже других». Чаще всего это сводится к «удовлетворению постоянно растущих потребностей» - кстати, это формула знакома нам еще с советских времен, когда эти самые потребности удовлетворялись весьма скромно, и потому наше повышенное внимание к ним сегодня в общем-то оправданно. Настораживают, однако, слова «постоянно растущих»: есть ли какой-то предел этому росту – или ему нет предела? В идеале ведь должен когда-нибудь наступить момент, когда человек вздохнет удовлетворенно и скажет «у меня все есть». Если же наши потребности должны постоянно расти – то не попадаем ли мы в порочный круг, подобный кругам Дантова ада: ведь стремление окончательно удовлетворить бесконечную потребность - абсурдно. Мудро сказано, например, в Коране: «Кто стремится быть богатым, тот подобен человеку, пьющему морскую воду: чем он больше пьет, тем сильнее в нем жажда, и не перестанет он пить, пока не погибнет».

Обыденное сознание зачастую ставит знак равенства между удовлетворением потребностей и счастьем или даже смыслом жизни (См. главу «Счастье».) В действительности связь между этими понятиями далеко не однозначна. Зачастую именно лихорадочная гонка за «постоянно растущими» потребностями (даже если они не столько органичны, сколько вызваны нашим стремлением «не отстать»), является причиной нашего недовольства жизнью, а то, что в ней есть действительно ценного – попросту не замечается. (Пусть у соседа – замечательный автомобиль, зато у меня – замечательная жена, или замечательный сын, или любимая работа, или просто природный дар уметь радоваться жизни…) Значительно реже, но бывает и такое: человек достиг всего, чего хотел (в отношении вещей и удовольствий),- и тогда возникает другая проблема: чего бы мне такого еще захотеть и чем бы еще себя порадовать? И это уже было, и то уже надоело… а счастье-то где?.. а смысл-то в чем?..

Некто очень точно подметил, что вся жизнь человеческая может быть описана двумя глаголами – «быть» и «иметь». Если теоретически возможно и очень хочется ограничить ее только глаголом «иметь», то воплотить эту теорию и это хотение на практике удается редко: меняются обстоятельства и наши возможности, «иметь» хотят и другие, и нередко – за наш счет. Не говоря уж о том, что то, что мы имеем «здесь», мы никак не заберем «туда»… И с чем мы тогда остаемся к завершению нашей жизни?

Глагол «быть» выглядит надежнее. Здесь уже гораздо большее зависит непосредственно от меня самого, а не от обстоятельств быстротекущей жизни. Если я борюсь со своими дурными привычками, даже пороками, если развиваю свои лучшие качества, укрепляю волю, принуждаю себя жить по совести – я строю себя сам, и ничто и никто не может этому помешать. Нравственно расти - это и значит «быть» в противоположность самодовольному «иметь»…

Нередко эти «быть» и «иметь» вступают между собою в спор за человека. Внешне его жизнь может быть вполне благополучной: есть выгодная работа, дом, семья, и даже развлечения и удовольствия. И вдруг – «ни с того ни с сего» - человек начинает понимать, что «это не мое», а как надо жить «по-моему», «кто я на самом деле» – не знает. И тогда в ход идут антидепрессанты, а чаще - алкоголь или наркотики. В современном мире наркомания уже приобретает масштабы эпидемии, и породили ее вовсе не бедность, голод и болезни - это следствие ощущения бессмысленности жизни, от которого страдает не тело, а душа. Однако от бессмысленности жизни таблетками, алкоголем или героином лечиться бесполезно… разве что ускорить ее конец?..

А существует ли он вообще – смысл жизни?.. Может быть, мы ищем то, чего нет? Многое в современной жизни толкает нас к тому, чтобы махнуть рукой на всю эту «заумь» и объявить поиски смысла жизни погоней за призраком. Но что же это за «призрак», если без него становится призраком все остальное?.. «Жажда – это лучшее доказательство существования воды», – сказал как-то австрийский писатель Ф.Верфель. Перефразируя его высказывание, можно утверждать: поиски смысла жизни – лучшее доказательство того, что он есть… Известный современный психолог и психиатр В. Франкл, создатель метода лечения неврозов нахождением смысла жизни, выдвигает два тезиса: во-первых, смысл невозможно навязать тому, кто его еще не нашел, – человек должен обрести его для себя сам; во-вторых, смысл не только может быть найден, но и должен быть найден – только тогда жизнь перестает быть существованием, более или менее сносным, и становится жизнью.

Немало есть людей, которые не довольствуются растительным или, наоборот, чересчур активным существованием (это когда некогда приостановиться и подумать), - они стараются осознать себя и свое место в жизни, понять ее смысл и найти в ней цель. Но даже им не всегда удается отличить главное от второстепенного, или вовсе не имеющего значения, - нередко запутываются они в своих целях и в средствах для их достижения, и последствия бывают грустными…

Есть такой забавный и поучительный рассказ - «Философия жизни». Профессор философии взял большую банку, заполнил ее доверху крупными камешками и спросил у студентов, полна ли банка. «Конечно, полна», - ответили студенты.

Тогда профессор насыпал сверху на камни мелкую гальку и слегка потряс банку. Галька провалилась в свободное пространство между камнями. Студенты засмеялись: оказывается, в «полной» банке было еще немало места…

После этого профессор насыпал в банку еще и песка. Песок тоже просыпался в те пустоты, которые еще оставались между камнями и галькой.

«Жизнь человека как эта банка», - сказал профессор. - Сначала мы должны наполнить ее самыми крупными «камнями», - это самые важные цели в нашей жизни, без которых мы не можем существовать: любовь, вера, семья, воспитание детей. «Галька» – это менее важные цели, хотя тоже необходимые. Например, работа, образование, интеллектуально-культурное самосовершенствование. «Песок» – это наши повседневные заботы. Если мы сначала насыпаем в банку песок - места для камней и гальки уже не остается. Так и наша жизнь: она будет состоять только из повседневной суеты, но мы не достигнем самого важного и нужного. Необходимо учиться сосредоточивать наши усилия на важных вещах, без которых жизнь теряет смысл…».

Профессор привел наглядный пример иерархии целей. Человек, который не определился со своей главной целью, может ставить разные частные цели и даже достигать их, но у него нет уверенности, что именно этих целей следует добиваться, что они стоят усилий, потраченных на них. Распылив свои силы, человек начинает метаться и мучиться из-за неуверенности в себе и неопределенности своей жизни. Если же эти частные цели не достигаются в полной мере, человек начинает винить или всех вокруг, или государство, которое «должно» наладить и улучшить его жизнь, хотя в конечном счете строит свою жизнь сам человек. Определившись же с главной целью, человек может собрать свои силы для ее достижения. К сожалению, часто человек не может выделить главное, так как у него нет для этого критерия - «точки опоры»...

Все жизненные цели принято было делить на «низкие» и «высокие» (в наше время эти критерии и грани бывают смещены или вовсе переосмыслены). К низким относилась жизнь ради материального благосостояния, удовольствий, славы и желания власти над себе подобными. Для многих людей смыслом жизни соответственно становятся безудержное накопление денег, завоевание популярности, делание карьеры любой ценой, то есть превращение в смысл жизнедеятельности ценностей, которые не имеют под собой никакой духовной основы. Но любой достигший этих целей вряд ли скажет положа руку на сердце, что окончательно нашел в этом свое счастье.

Что дает человеку достижение этих целей? – Материальное благосостояние дает человеку ощущение защищенности, стабильности, возможности удовлетворения своих желаний. Эти ощущения нередко иллюзорны. Мировой финансовый кризис продемонстрировал это в полной мере: еще вчера богатый человек, разорившись сегодня, уходил из жизни, оставив на произвол судьбы свою семью… Что касается желаний, то далеко не все они могут быть удовлетворены с помощью денег… Удовольствия наполняют жизнь остротой ощущений – но быстро приедаются. Власть внушает человеку мысль о его всемогуществе, слава обещает подарить человеку бессмертие. Иллюзорность власти и славы великолепно раскрыта Шекспиром устами одного из его героев: бедняк может пообедать рыбой, которая накануне пообедала червяком, который накануне пообедал королем…

К высокими целям относят творчество, любовь, воспитание детей – предполагается, что достижение их и приносит человеку настоящее счастье. У одних они связаны с общечеловеческими ценностями, у других характеризуются более личностной ориентацией, но, тем не менее, тоже имеют нравственную основу – стать профессионалом, обеспечить материальное и духовное благополучие семьи и т.п.

Высокой целью называют и всестороннее развитие (или саморазвитие) личности. Звучит действительно красиво. Вот только, делая установку на развитие всех граней своей личности, мы, как правило, до верхних «этажей» не доходим, не успеваем - именно из-за множественности этих граней. И качество при этом страдает: невозможно уделять внимание всему в равной степени. К тому же безостановочность саморазвития противодействует самореализации, то есть чтобы создать что-то ценное, нужно приостановить саморазвитие как таковое и элементарно взяться за дело. Иначе говоря, мы не можем, не должны развивать себя «просто так» – в пустоту, мы должны делать это для чего-то… И здесь опять встает вопрос о смысле и цели…

Многие видят главную цель своей жизни в том, чтобы оставить после себя незабываемый след и добрую память. Эта достойная цель вполне достижима, если человек, самореализуясь, стремится сделать лучшей жизнь вообще – в материальном и духовном отношениях, то есть когда те частные цели, которых человек достигает в ходе своей жизни, нужны не только лично ему, но и всему окружающему миру. Причем именно это придает целям вес, устойчивость, значимость. Таких целеустремленных людей очень трудно выбить из колеи. Даже если им трудно – они будут терпеть и бороться, но им и в голову не придет страшный вопрос, который может свести на нет все старания, сделать бессмысленной всю жизнь: «А зачем все это нужно?»…

В творчестве человек способен раскрыть и реализовать свой внутренний потенциал. Возможность продлить себя в потомстве отодвигает ужас личной смерти. И не протестом ли против смерти вдохновлено такое понятное желание - оставить о себе на земле добрую память? Наконец, любовь открывает человеку наполненность и интенсивность жизни, открывает ему истину о нем самом...

Если обобщить вышесказанное, то получится, что все эти цели отражают, в сущности, человеческую потребность только в двух вещах: полноте жизни и бессмертии. Но вдумаемся: содержит ли в себе хотя бы какая-нибудь из этих целей и то и другое одновременно? Низшие цели не обременяют человека проблемой бессмертия, а высшие не всегда подразумевают полноту жизни, во всяком случае материальную, иногда - эмоциональную…

На всем протяжении своей истории человек через философию, искусство, науку и политику пытается достичь полноты жизни и бессмертия. Но никому до сих пор не удалось достичь только через них, или через любой иной вид деятельности, полноты жизни и бессмертия - взятых вместе… Но именно к ним стремится душа любого человека, даже если мы сами об этом не догадываемся поверхностным своим умом. Значит, решение этой проблемы – не либо то, либо другое, а и то, и другое вместе – лежит на каких-то иных путях






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница