Будущее детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как правило, определено сложившейся системой решения проблем: лишение родителей родительских прав, изъятие ребенка из семьи и передача его в организации для детей-сирот и



Скачать 73.52 Kb.
Дата17.01.2018
Размер73.52 Kb.

Социализация воспитанников детского дома на основе личностно-ориентированного подхода в условиях инновационной образовательной среды
Коваленко В.А.

ГКОУ «Детский дом», г. Орск
Будущее детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как правило, определено сложившейся системой решения проблем: трудная жизненная ситуация (физическая потеря родителей) или лишение родителей родительских прав, изъятие ребенка из семьи и передача его в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а далее, по возможности, применение к нему различных форм семейного жизнеустройства или выпуск из детского дома. Изучая особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдается, что взаимодействие с детьми данной категории строится, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и направлена на формирование социально адаптированной личности воспитанника организации, на воспитание у него позитивного образа будущего. В практической реализации воспитательной системы детского дома одним из значимых условий является формирование полноценной и социализированной личности, желания у каждого ребенка жить и воспитываться в семье (бывает и такое, что дети, давно проживающие в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не желают семейных форм устройства). В будущем каждый ребенок должен создать полноценную собственную семью.

В рамках данного подхода приоритетным направлением является работа педагогического коллектива детского дома по социальной адаптации и интеграции за счет имеющихся и доступных форм образовательно-воспитательной деятельности. Такое направление организации жизнедеятельности ребенка в любой организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и вне ее позволяет ему более успешно адаптироваться к новой социальной среде (в том числе и при семейных формах устройства), уменьшив тем самым количество возвратов и отказов.

Успешность формирования социальных навыков в условиях организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеет ряд направлений. Выделим основные:

- необходимо, чтобы у детей была жизненная мотивация на перспективу, позитивные желания, адекватная самооценка, постановка соразмерных жизненных целей, иначе выпускники детского дома, при наступлении негативных обстоятельств, станут угрозой для общества в массовом порядке.

- правовая составляющая воспитания должна быть направлена на формирование юридически грамотной личности, способной жить в условиях правового государства, но не доводить до состояния «мне все должны», «мне все обязаны». Делать это необходимо комплексно, с участием всех представленных в обществе социальных и правовых институтов.

- необходимо специально организовывать работу с «трудными» подростками, а также воспитанниками, состоящими на различных видах профилактического учета по различным инновационным образовательным и воспитательным программам в тесном взаимодействии всех организаций, в которые интегрирован каждый конкретный ребенок, должен доминировать личностно-ориентированный подход, а ребенок должен чувствовать, что он всем нужен.

Между тем, для решения основных проблем и выполнения своих функций в новых, постоянно меняющихся условиях, деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должна иметь инновационную образовательную среду:

- система воспитательной работы должна включать теоретические и практические направления воздействия на личность ребенка, быть современной, отвечающей текущим запросам общества;

- необходимо активно пропагандировать здоровый образ жизни, опираться на примеры людей, «вырастивших себя» честным и упорным трудом;

- обучение и повышение квалификации педагогов должно стать наиболее конкретными и качественными, направленными на получение конечного результата;

- улучшение материально-технической базы организации, должно сделать знания и представления детей об окружающем мире максимально полными и актуальными;

- повышение статусов попечительских советов и социального партнерства при построении отношений в интересах социализации ребенка;

- развитие корпоративности в деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей путем внедрения положительного практического опыта;

- привлечение волонтеров для работы с детьми, направленной на получение положительного социального опыта, укоренение института «наставничества»;

- необходимо активизировать действия по созданию условий оказания детям государственной помощи и поддержки, быстро реагировать на нужды и запросы детей, обеспечить выпускникам детских домов качественное и доступное постинтернатное сопровождение.

Разумеется, в условиях детского дома, личность воспитателя должна быть ключевым звеном в воспитательной системе детского дома, ориентиром в большинстве видах жизнедеятельности детей, и от его подхода к работе зависит качество социализации детей в целом.

Весьма интересным здесь представляется изучение готовности воспитателей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей быть этим ключевым звеном (работать комплексно, личностно-ориентированно, на основе компетентностного подхода) с помощью анкеты, взятой за основу в одном из лицеев и переработанной в ГКОУ «Детский дом» г. Орска Оренбургской области с учетом некоторых особенностей для максимально объективного результата. Анкета составлена с учетом того, что воспитатель является первичным звеном воспитательной системы детского дома, который владеет всеми необходимыми навыками по формированию жизнеспособной личности ребенка, умеет сроить свою работу в условиях правового поля современного законодательства и инновационной образовательной среды.

Воспитатели провели самоанализ, составили листы самооценки и определили степень успешности в различных видах реализуемой воспитательной деятельности, направленной на социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В состав критериев воспитательной деятельности наряду с традиционными, привычными для воспитателей педагогическими действиями (определение целей и задач воспитательной деятельности, дифференцированный подход в воспитании, построение профилактической работы и т. д.) были включены и такие, которые определяют специфику комплексного, личностно-ориентированного подхода. Это:

- освоение современных методических идей в парадигме компетентностного подхода;

- подготовка индивидуальных воспитательных и личностно-развивающих программ;

- поддержка интересов и способностей детей на основе выявленных склонностей;

- обучение воспитанников способам личностного развития;

- обучение воспитанников приемам самоанализа, самооценки, самоконтроля;

- поддержка активности, творчества в деятельности детей;

- использование воспитательных технологий на практико-смысловой, проблемной основе.

Результаты исследований показали, в традиционных, наиболее типичных для детского дома и воспитателя видах деятельности воспитатели почти не затрудняются. Были обработаны анкеты воспитателей, работающих в группах школьного и дошкольного звеньев. Их количество составило 36 человек, по половому признаку – женщины, возраст от 26 до 63 лет. Результаты опроса показали, что воспитатели детского дом используют технологии:

- на практико-смысловой основе – 52% (от числа опрошенных);

- на дифференцированной основе – 38%;

- выделение аксиологических аспектов – 24%.

Следовательно, воспитатели недостаточно готовы полноценно использовать инновационные педагогические технологии, основанные на личностно-ориентированном и компетентностных подходах в условиях инновационной образовательной среды.

Анализ воспитателями содержательной составляющей воспитания отразил:

- разработка авторских программ воспитателями ведется – 38%;

- обучение воспитанников детского дома формам и методам самостоятельного личностного развития – 58%;

- предупреждение образования «слабых звеньев» в социализации воспитанников – 32%;

-поддержка креативности, творчества, самоопределения – 46%.

Из приведенных цифр следует, что содержание воспитательного процесса в детском доме находится на недостаточно высоком уровне и требует детального анализа с дальнейшей реализацией задач на основе компетентностного подхода.

Дальнейший анализ анкет показал, что в этих же видах деятельности, а именно, – использование инновационных технологий и содержательная составляющая воспитания, достигая практически 86% по каждому компоненту, характеризующему педагогическую культуру воспитателя в системе комплексного личностно-ориентированного воспитания, испытываются значительные трудности. Обнаруживаются проблемы, которые требуют своего решения в связи с переходом детского дома на систему комплексного, личностно-ориентированного воспитания в условиях инновационной образовательной среды для успешной социализации воспитанников.

По результатам анализа анкет воспитателям указано на проблемы личностного развития детей, их социальную защиту и поддержку, на усиление творческого начала в деятельности, на развитие социальной компетентности воспитанников, освоение современных педагогических технологий воспитания. Эти проблемы связаны с углублением, повышением педагогической компетентности воспитателей в процессе реализации идей комплексного, личностно-ориентированного подхода в воспитании. В центре его – ребенок-сирота, человек, личность, его психическое здоровье и духовный мир, ценностные системы и нравственные позиции, проблемы его саморазвития и самоопределения в условиях правового государства.



Социальная адаптация и реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводится с целью привития навыков, количество которых очень велико. Они бывают достаточно простые и более сложные. Взрослый человек умеет выполнять большинство из этих действий автоматически, не останавливаясь на каждой отдельной части. У воспитанников детского дома эти навыки недостаточно сформированы, а зачастую слабо развиты, поэтому любое взаимодействие с другим человеком представляет собой отдельную задачу, зачастую трудно решаемую.
Список литературы:
1. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009.

2. Беличева С.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007.

3. Бобылева И.В., Аббасова А.А., Ракитина Н.Н., Дьячкова Г.В. Куратор выпускника интернатного учреждения: индивидуальное сопровождение: метод. пособие / Под ред. И. А. Бобылевой. – Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья», 2011.

4. Быков А.В., Шульга Т.И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки для детей-сирот и подростков. – М., 2001.

5. Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – М.: УРАО, изд-во БФРГТЗ, 2001.

6. Шульга Т.И. Смысложизненные ориентации выпускников интернатных учреждений // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». – 2010. – №1. – М.: Изд-во МГОУ.



Каталог: assets -> files -> conf reports -> conf11
conf11 -> Управление инновационными процесами в профессиональной образовательной организации
conf reports -> Религиозность российской молодежи как социальный феномен
conf reports -> Роль туризма в формировании межкультурной компетентности и толерантности
conf reports -> Исследование ценностных ориентаций современной студенческой молодежи
conf reports -> Научно-исследовательская деятельность студентов колледжа как средство формирования молодежной политической культуры
conf reports -> Организация исследования политической социализации молодежи


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница