Будучи близким к понятию "цель", Н. намерение, однако, не совпадает с ним



Скачать 18.34 Kb.
Pdf просмотр
Дата06.03.2018
Размер18.34 Kb.
ТипСтатья


Статья опубликована в энциклопедическом словаре "Этика" (М Гардарики, 2001)
© А.В.Смирнов 2001

Ниййа – понятие
мусульманской этики, буквально означающее намерение и выражающее твердую решимость совершить поступок (Фи‘л). Будучи близким к понятию цель, Н. намерение, однако, не совпадает с ним. Если верно, что у всякого действия есть намерение, то необходимо верно и обратное всякое намерение сопровождается действием, и без этого оно перестает быть намерением. Намерение отличается и от воли, желания (ира
Öда) в широком понимании этих терминов, поскольку желания могут и не быть непосредственно связаны с действием. Намерение является таковым не само по себе, но только если оно непосредственно вызывает действие. Если за намерением не следует действие, когда оно могло бы последовать (те. когда нет препятствий мава
Öни‘), намерение перестает быть таковым. С т.з. исламской этики намереваться – значит действовать. Имеется ввиду непосредственное действие действие не может быть откладываемо на потом, разрыв между намерением и действием уничтожает связанность между ними и просто означает, что намерение не вызвало действие, а значит, и не было намерением. Положение о непременной связанности намерении и действия имеет силу только относительно тех случаев, когда такая связанность может состояться. В том случае, если действие не может быть совершено по объективным причинам, его отсутствие оказывается извинимым, намерение считается имевшим место, а само действие как бы состоявшимся. Исламская этика не ориентирует на достижение цели непременно, во чтобы тони стало. Этическая интуиция ислама – это интуиция умеренности, а не максимума, для нее достижение недостижимого является бессмысленным, преодоление непреодолимого – абсурдным, а достижение оптимума – искомыми понятным. Намерение, утверждая действие в бытии, и само предполагает прежде всего твердость, неколебимость. Эта твердость намерения выражается как искренность, с одной стороны, и как непосредственная эффективность (способность вызывать действие непромедлительно), с другой. Отсутствие этих качеств в намерении приводят к разрушению действия даже если оно сделано, оно не является действием. Тщеславие, гордость и лицемерие неизменно и устойчиво оказываются среди наиболее осуждаемых качеств. Причина их осуждения не в том, что они удалены от блага или добра. Этих качеств следует избегать потому, что они портят предпринимаемые действия, к рые тем самым совершаются без должного намерения. Точно также подверженность страстям (“хаван” – тж. своеволие, каприз) является одним из кардинально осуждаемых в исламской этической теории качеств. Однако дело не в том, что своеволение или капризность плохи сами по себе или в силу связанности с другими осуждаемыми качествами, причина их осуждения прежде всего заключается в том, что подчинение прихотливым капризам означает нетвердость намерения совершать требуемые действия и

отвлекает человека от них, что недопустимо, даже если такое отвлечение непостоянно, но временно. Дело в том, что если намерение не влечет действие непосредственно, оно считается несостоявшимся и не имевшим места, а само действие – испорченным, а значит, своевольные капризы мешают утверждению действий в бытии. Действие и намерение полагают и предполагают друг друга как понятия они оказываются взаимным условием осмысленности. Намерения и действия определяют также правильность (с
¸их¸х¸а) друг друга. Неправильное намерение означает испорченность действия, даже если само действие ничем не отличается оттого, что совершено с правильным намерением. Действия классифицируются в зависимости от намерений, хотя и классификация намерений, в свою очередь, зависит от вызываемых ими действий (см. Мас
¸лах¸а). См. литру к Мусульманская этика.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница