Будда и Шри Басавешвара



страница1/2
Дата07.03.2018
Размер90.5 Kb.
  1   2

Будда и Шри Басавешвара
Шапети С. Б.

Перевод с английского Заенчковского Д. А.

(По материалам сайта «Шайвизм»)

История человеческой цивилизации циклична. Всякий раз, когда общество переживает очередной культурный и моральный кризис, приходят великие и самобытные мыслители для того, чтобы своими реформами поднять общество его на более высокий уровень. Такими реформаторами были Будда и Шри Басавешвара.

Географически, они проповедовали свои учения в различных районах Индии: Будда - на севере, Басава - на юге, в Карнатаке. Будда был принцем и удалился от мира уже совершеннолетним. Басава родился в семье шиваитского брахмана, получил образование и занял пост премьер-министра при дворе короля Биджалы. Разница почти в 17 столетий дала Басаве преимущество в виде богатого духовного и интеллектуального наследия прошлого, в том числе заложенного Буддой. Будда проповедовал рациональный подход в вопросах познания истины, в свободу мысли и дела, ценность личных усилий на духовном пути. Учение Басавы схоже с буддизмом в этих вопросах.

Среди прочих религиозных деятелей Индии, Будда уникален в одном отношении. Избегая метафизики и абстрактных философских построений, он положил в основу своего учения здравый смысл. Целесообразность - вот суть буддизма. Будда был в первую очередь рационалистом. Он - философ в истинном смысле этого слова, тогда как Шри Басавешвара - человек действия, социальный реформатор. В отличие от Будды, Басава не порывал с индуистской традицией, а реформировал ее изнутри. Он верил в идею личного Бога и возможность освобождения души через самоотречение во имя Его.

Учение Будды было главным образом этическим, нацеленным на то, чтобы сделать людей идеальными. Будда одним из первых среди религиозных мыслителей Индии указал важность практической этики как в личной, так и в социальной жизни. Фактически, он считал этику основой достойного образа жизни, а здравый смысл - окончательным критерием истины. Альберт Швейцер сказал, что Будда дал Индии то, чего у нее до этого еще не было: этику проистекающую из философии. Во время первой проповеди в Бенаресе Будда провозгласил свою знаменитую доктрину Четырех Благородных Истин (Арьясатьяни):


  1. Есть страдание (Дуккха)

  2. Страдания имеют свою причину (Дуккха самудая)

  3. Страдания можно прекратить (Дуккха ниродха)

  4. Есть Путь к прекращению страданий (Дуккха ниродха марга)

Он хотел, чтобы люди были свободны от страданий, от рождений, старости, болезней и смерти. Путь к освобождению был разделен Буддой на 8 ступеней:



  1. Правильное видение (Самъяк дришти)

  2. Правильное направление мысли (Самъяк санкальпа)

  3. Правильная речь (Самъяк вак)

  4. Правильное поведение (Самъяк карма)

  5. Правильный образ жизни (Самъяк аджива)

  6. Правильные усилия (Самъяк въяяма)

  7. Правильное внимание (Самъяк смрити)

  8. Правильное сосредоточение (Самъяк самадхи)

Будда предостерегал своих учеников от двух крайностей - склонности к чувственным удовольствиям, которые преходящи, и самоистязания, которое мучительно и бесплодно. Избегая этого ученику предлагалось следовать по Пути Восьми Ступеней (Срединный путь, Мадъямапратипада) к мудрости, просветлению и Нирване.

Гаутама неохотно принимал участие в обсуждении тонкостей метафизики. Когда ему задавали вопросы о бессмертии души или происхождении мира, он хранил молчание, так как считал, что подобные вопросы не имеют отношения к целям его учения - видеть вещи такими, каковы они есть, и стараться улучшить их.

В отношении аскетизма и потакания своим желаниям Басава занимал сходную позицию. Он считал, что умерщвление плоти, проповедовавшееся последователями культов Капалика и Каламукха, является не лучшим способом достижения освобождения. Своей жизнью он доказал, что человек может практиковать непривязанность и при этом вести активную социальную жизнь.

В своем учении Будда руководствовался, прежде всего, целесообразностью, отказываясь от любых догм. Он призывал своих последователей полагаться на собственный опыт и здравый смысл, а не на авторитет различных источников. "Не принимайте мою Дхарму (учение) на веру. Сперва испытайте ее, как золото испытывают огнем." Своему любимому ученику он сказал: "Я не оставил ни одного поучения зажатым в ладони. Теперь, Ананда, будьте светом для самих себя. Будьте прибежищем для самих себя, для Дхармы. Не ищите прибежища вовне."

Будда не признавал социальных и кастовых различий. Все люди равны. Учитель никогда не указывал окружающим на их грехи или слабости. Напротив, он вдохновлял учеников своим доверием, убежденностью в том, что с рождения им присуща сила и положительные качества характера. Спасение, считал он, должно достигаться не милостью Господа, а посредством просвещения и самоосознания.

Реформы, проведенные Шри Басавешварой, и возникновение в результате учения вирашайва, позволяют сравнивать Басаву с Буддой. Вирашиваизм является развитием и усовершенствованием философского направления шайва, корни которого уходят в до-ведические времена. До появления Басавы социальные и моральные устои общества Карнатаки пришли в полнейший упадок. Чтобы изменить ситуацию, был необходим человек высокой духовности и, при этом, социальный реформатор. Таким человеком и был Шри Басавешвара. И он вдохнул новую жизнь в учение шайва и возродил социальные и духовные ценности современного ему общества, действуя в рамках традиционного индуизма.

Вирашиваизм может быть описан как особая форма ограниченного монизма (Шакти вишишта адвайта). Шакти в этой системе - неотъемлемая действующая сила Шивы. Фундаментальный принцип вирашиваизма имеет двойственную природу - Линга (Шива) и анга (душа). Они неразделимы, но, из-за неведения, мы забываем об их тождестве и придаем значение только различию, которое существует лишь на материальном уровне бытия. Устранением неведения достигается единство с Всевышним. Воссоединение и есть высшая цель жизни - Линганга Самарасья. В традиции вирашиваизма путь к самореализации состоит из шести ступеней (


Каталог: users files -> books
books -> Символы и числа «Книги перемен»
books -> Книга тота великие арканы таро абсолютные Начала Синтетической Философии Эзотеризма
books -> Суд над сократом
books -> А. С. Тимощук традиция: сущность и существование
books -> Стивен Розен Реинкарнация в мировых религиях Москва «Философская Книга» 2002 Перевод
books -> Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур
books -> Квантово-мистическая картина мира
books -> Джордж Озава – Макробиотика дзен
books -> 3 По этому вопросу см статью «История» в Historisches Worterbuch tier Philosophic. Darmstadt, 1971. Т. Hi. С
books -> Золотая философия. Эммануил сведенборг. "О божественной любви и божественной мудрости."


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница