Божий образ в человеке



страница1/5
Дата16.08.2018
Размер99.5 Kb.
  1   2   3   4   5

Божий образ в человеке

По Писанию, Бог создал человека по Своему образу и Своему подобию. В силу Божьего образа в нем, человек занимает высшее положение среди Божьего творения (Пс. 8:7-9; 113:24). Ввиду своего происхождения от Бога, Адам даже считался «сыном Бога» (Лк. 3:38).

В течение долгого времени богословы ищут ответ на вопрос, в чем состоит Божий образ в человеке? В чем мы подобны Богу? Давайте исследуем данный вопрос с целью выявления библейского учения о нем.

Как отправную точку нашего исследования берем Божье Слово относительно творения человека. Быт. 1:26 гласит: «Сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему». В данной главе мы будем защищать позицию о том, что в библейском тексте слова «образ» и «подобие» являются синонимами.

Дело в том, что немало людей, как в истории Церкви, так и сегодня, смотрят на затронутый нами вопрос по-другому. В частности, многие отцы Церкви, Католическая Церковь и Православная Церковь считают, что образ отличается от подобия.1 Считается, что слово «образ» относится к какому-то естественному свойству человека, а подобие касается морального качества жизни человека.2
1. Библейское свидетельство
а. Синонимичность терминов
Приступим к защите синонимичности образа и подобия. Первым доводом в связи с этим является часто встречаемое в Писании явление, которое называется «поэтический параллелизм». В еврейской поэзии есть три основных вида поэтического параллелизма. Первый из них называется синонимическим параллелизмом. Термин «синонимический параллелизм» относится к явлению, когда две соседние строки в тексте передают один и тот же смысл, но выражают его разными словами.3 Рассмотрим следующий пример:
«Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое» (Быт. 49:11).
Выражения «виноградной лозе» и «лозе лучшего винограда» идентичны по значению. Подобным образом, «осленка своего» и «сына ослицы своей» относятся к одному и тому же предмету. Также, «вино» и «кровь гроздов» одинаковы по значению, и «одежда» равняется «одеянию». Сходным образом справедливо предположить, что в Быт. 1:26, где наблюдается некоторая поэтическая окраска, тоже имеется прием «синонимического параллелизма». Следовательно, слова «образ» и «подобие» указывают на одно и то же.

Второй довод заключается в следующем. Бывают случаи, когда говорится только об образе Бога, и упускается сопутствующий термин «подобие».4 Рассмотрим Быт. 1:26-27:


26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему…

27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.


В 26-м стихе встречаются оба слова, а в 27-м – только слово «образ». Согласно данной теории, можно пропускать слово «подобие», так как «образ» и «подобие» идентичны по значению. Смысл все же сохраняется.

Также, встречаются случаи, где цитируется Быт. 1:26, пропуская слово «образ»:


«Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию» (Иак. 3:9);

«Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его» (Быт. 5:1).


Опять же, это объясняется тем, что оба синонима не нужны. Любой из них содержит весь смысл.

Особый интерес представляют следующие стихи, где в отношении нравственного поведения человека вместо употребления слова «подобие», что соответствует учению католиков и православных, употребляется слово «образ».


«Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:29);

«Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18);

«…и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:10).
И такое употребление вовсе не противоречит теории, что «образ» и «подобие» – синонимы.

В обратном случае слово «подобие» встречается в контекстах, где вообще не говорится о нравственности, что противоречит позиции католиков и православных.


«Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию» (Иак. 3:9).
В Иак. 3:9 под словом «подобие» подразумеваются все люди, а не только праведные. Выходит, что имеется в виду не моральное поведение человека, а какие-либо естественные свойства.

Наконец, учтем, что в Быт. 5:3 написано, что Сиф родился по образу и подобию Адама.


«Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф» (Быт. 5:3).
Вряд ли в этом тексте слово «подобие» относится к нравственной жизни или поведению Сифа. Оно служит синонимом слову «образ» и указывает на естественные свойства, полученные им от Адама.

Определив, что «образ» и «подобие» употребляются синонимично, рассмотрим библейское употребление этих слов в поисках их значения. Ради удобства в этом исследовании будем сочетать оба термина во фразе «образ-подобие». В Ветхом Завете говорится о Божьем «образе-подобии» как о каком-то естественном свойстве человека (см. Быт. 1:26-27; 5:1-3; 9:6).

В Новом Завете встречается значение «образа-подобия» в смысле «естественного свойства» в 1 Кор. 11:7 и Иак. 3:9. Но, вдобавок к этому, слова «образ» и «подобие» находятся и в контекстах, говорящих о моральных качествах человека (см. Рим. 8:29; 2 Кор. 3:18; Кол. 3:10). Как было сказано выше, в отличие от католического и православного взглядов, Библия учит, что «образ» не всегда указывает на естественные свойства, а «подобие» – на нравственное поведение. Любое из этих слов, образ или подобие, может относиться как к естественному, так и к нравственному состоянию человека.

В 1 Кор. 15:49 говорится еще и о третьем значении слова «образ». Оно ассоциируется с характером нового, прославленного тела верующего. Наконец, термин «образ Божий» описывает Самого Христа, который является Божьим совершенным образом, поскольку Он – Сам Бог (см. 2 Кор. 4:4; Кол. 1:15).

Что касается Божьего образа и подобия в человеке, сосредоточимся на первых двух аспектах, используя следующую терминологию: естественное Божье образ-подобие в человеке и нравственное Божье образ-подобие в человеке. Ради удобства в последующем материале иногда будем использовать только «образ», а иногда – «подобие». Но, на самом деле, имеется в виду «образ-подобие».




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница