Божье царство



Скачать 443.33 Kb.
страница1/6
Дата21.05.2018
Размер443.33 Kb.
  1   2   3   4   5   6

Божье царство

А. Введение и определение

Бог является Царем царей и Господом господ. Но в чем заключается Его царство? На что именно указывает этот термин в Священном Писании? В предыдущих главах мы говорили о Божьем правлении посредством Его провидения и чудесных дел. Мы также говорили об отношениях Его суверенитета и свободного выбора человека и о том, как можно объяснить присутствие зла в мире, управляемом Богом. В этой последней главе относительно Божьего владычества мы будем говорить о концепции «Божьего царства». Особое внимание уделим тому, чем характеризуется Божье царство и как оно проявляется в мире.

Для определения концепции Божьего царства будем руководствоваться следующей мыслью. Во-первых, Божье царство проявляется тогда, когда люди живут под Его властью. Во-вторых, Божье царство проявляется, когда люди живут под Его заботой. Можно сказать, что Божье царство там, где люди послушны и благословлены. Эти два аспекта Божьего правления отмечены следующими писателями. Герхард фон Рад написал, что «Бог, как царь, предлагает защиту и требует послушания».1 Джордж Лэдд говорит: «Царствие Божье является реализацией Божьей воли и осуществлением сопутствующих благословений».2

Б. Библейские данные



1. Ветхий Завет
Хотя в Ветхом Завете выражение «Божье царство» отсутствует, нельзя предполагать, что в то время его не было. Ведь когда Иоанн Креститель и Иисус впервые использовали эту формировку, провозглашая, что «Приблизилось Царствие Божие», им не надо было объяснять людям, что это такое. Люди об этом уже знали.3 Брайт правильно утверждает, что Божье царство не ограничено новозаветным периодом, а «включает в себя всё понятие Божьего правления Его народом».4

От самого начала библейской истории действует Божье царство. Мы видим пример его проявления даже в Едемском саду. С одной стороны, первые люди наслаждались там Божьими благословениями. Им было обеспечено всё. Но, в то же время, они должны были жить в повиновении Божьей заповеди. Неслучайно Бог посадил в Едемском саду два дерева: дерево жизни и дерево познания добра и зла (Быт. 2:9). Первое дерево представляло первый аспект Божьего царства – благословение. А второе дерево служило способом осуществления второго – послушания. Итак, там были выражены и Божья забота, и Божье господство.

Божье царство было проявлено и тем, что Бог дал Адаму и Еве власть над всей землей: «Наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28).5 Правление Адама древним миром должно было служить проявлением Божьего царства на земле.

После грехопадения, хотя Божья воля не часто исполнялась у грешных людей, Бог остался Царем всего. Он продемонстрировал Свое господство над миром уничтожением всего живущего (кроме семейства Ноя) потопом (Быт. 6-7), разрушением развратных городов Содома и Гоморры (Быт. 19) и т.д. После потопа произошло временное повышение морального качества жизни на земле. Соответственно, было более полное выражение Божьего царства среди людей.6

Божье царство было проявлено в более полной форме и в Его отношениях с Авраамом. Божий завет с Авраамом включил в себя как призыв к послушанию (Быт. 12:1; 17:1), так и обещание благословения (Быт. 12:2-3; 17:2). Далее в библейском тексте подтверждается, что Бог действительно благословлял Авраама и его потомков (Быт. 24:1, 35; 26:12-14; 31:9).

В книге Иова подчеркивается Божья абсолютная власть. Иов говорит о Божьем властном положении следующими словами: «Но Он тверд; и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его» (Иов 23:13) и «Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено» (Иов 42:2).7 Бог говорит про Себя: «Под всем небом все Мое» (Иов 41:3). Иов также изрек:


«Что Он разрушит, то не построится; кого Он заключит, тот не высвободится. Остановит воды, и все высохнет; пустит их, и превратят землю… Он лишает перевязей царей и поясом обвязывает чресла их; князей лишает достоинства и низвергает храбрых; отнимает язык у велеречивых и старцев лишает смысла; покрывает стыдом знаменитых и силу могучих ослабляет; открывает глубокое из среды тьмы и выводит на свет тень смертную; умножает народы и истребляет их; рассевает народы и собирает их; отнимает ум у глав народа земли и оставляет их блуждать в пустыне, где нет пути» (Иов 12:14-24).
Наряду с вышесказанным, далее в Пятикнижии имеется несколько прямых указаний на Божью универсальную власть. Обратим внимание на следующие примеры: «Моя вся земля» (Исх. 19:5), «Владыко Господи… какой бог есть на небе, или на земле, который мог бы делать такие дела, как Твои, и с могуществом таким, как Твое?» (Втор. 3:24), «У Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней» (Втор. 10:14), «Господь будет царствовать во веки и в вечность» (Исх. 15:18).8

Божье царство среди людей нашло свое выражение и в израильском народе: «Он был царь Израиля» (Втор. 33:5). Бог заключил завет с Израилем, который вновь включал в себя и призыв к послушанию, и обещание благословения. Эти два аспекта отчетливо выделены в Лев. 26 и Втор. 28, где перечислены благословения и проклятия завета, обусловленные послушанием. Благословение Божьего царства для Израиля преимущественно состояло в наследовании земли обетования, а власть Божьего царства была видна в даянии закона.

Примечательным является и то, что, как Владыка всего, Бог имеет власть назначать уполномоченных представителей. В Израиле, главным образом, эту роль играл Моисей. Только ему было разрешено подняться к Богу на Синай (Исх. 34:2) и лично общаться с Ним (Числ. 12:6-8). Вместе с Моисеем Бог назначил Аарона и его сыновей священниками (Числ. 3:3), а левитов их помощниками (Числ. 1:50). Как еще одно выражение того, что всё принадлежит Богу, Он требовал от Израиля посвящения Ему первородного и отдачи Ему десятин (Лев. 27:26-33).

Бог не только осуществлял Свою власть внутри Израиля, но и намеревался царствовать через него над всем миром. Сошлемся на следующие ключевые стихи по этому поводу: «Вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:6), «Господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» (Втор. 15:6) и «Он поставит тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии, что ты будешь святым народом у Господа Бога твоего» (Втор. 26:19).9 Но из-за непослушания Израиля Божий план не исполнился в то время.

Дальше в истории Израиля случилось интересное развитие в продвижении Божьего царства на земле. Проследим эту историю. Во время правления судьей Бог более прямым образом царствовал над Израилем. Когда Израилю нужно было избавление от своих врагов, Бог воздвигал для них судью-избавителя. Можно назвать такой тип лидерства «харизматическим», так как он основан не на установленном порядке или наследственной династии, а на наделении особо выбранного человека сверхъестественным дарованием по Божьей воле.

Такой вид лидерства, т.е. «харизматический», снова играл центральную роль в правлении страной во время пророков, которые порой обличали «назначенных» лидеров в грехе. Ведь Израиль должен был быть «теократией», управляемой Богом или через «назначенных» лидеров (царей и священников), или через «харизматических» лидеров (судьей или пророков). В редких случаях бывало, когда царь одновременно выступал и пророком, как, например, в случае Давида.10

Со времени Самуила Божий народ просил у пророка назначения видимого царя. Бог истолковал намерение Своего народа так, что они «отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8:7). Тем не менее, Бог позволил Самуилу назначить царя, начиная с Саула, а затем, перейдя к Давиду. Далее было сказано, что династия Давида, в свою очередь, найдет свое исполнение в грядущем мессианском царе, сыне Давида (1 Пар. 17:11-14). Даже говорится о троне Давида и Соломона как о «престоле Господнем» (1 Пар. 29:23).11 Таким образом, через божественного Мессию, Бог восстановит Свое прямое правление Своим народом.

Давид не только служил символом будущего Мессии, но и стал Божьим инструментом установления Его царства на земле в больше мере, чем когда-либо было в Израиле. По правде, можно назвать царствование Давида и, вслед за ним, Соломона, «золотым веком» Израиля. Люди, в основном, поклонялись только истинному Богу и, в какой-то мере, соблюдали Его закон, наслаждаясь защитой, процветанием и благополучием. Писание говорит: «Иуда и Израиль, многочисленные как песок у моря, ели, пили и веселились» (3 Цар. 4:20).

Установление человеческой династии над страной имело и негативную сторону. В результате этого, произошло слияние государства и религии. Проблема была не именно в этом, а в том, что люди начали считать израильское государство «святой инстанцией» и, следовательно, неразрушимым. Они пользовались этим положением, чтобы нарушать Божий моральный стандарт, предполагая, что Бог все же защитит Свою святую нацию. Итак, в Израиле усилился номинализм, т.е. люди были внешне Божьим народом, но не в своем сердце.12

В исторических книгах Ветхого Завета упоминается и о Божьей универсальной власти: Бог – Владыка всего. Прочтем следующие стихи: «Не Ты ли Бог на небе? И Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя!» (2 Пар. 20:6), «Господь царствует!» (1 Пар. 16:31). В молитве хвалы Давид красноречиво провозглашает Божье величие и Его власть:


«Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, [что] на небе и на земле, [Твое]: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий. И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все» (1 Пар. 29:11-12).
В Псалтири Бог часто представлен как царь. При этом подчеркивается универсальный аспект Его правления: «Господь царствует» (Пс. 92:1; 96:1; 98:1). Он царь от вечности: «Боже, Царь мой от века» (Пс. 73:12) и Его царствование пребудет на веки: «Господь – царь на веки» (Пс. 9:37), «Будет восседать Господь царем вовек» (Пс. 28:10), «Царство Твое – царство всех веков, и владычество Твое во все роды» (Пс. 144:13). Абсолютный суверенитет Божий подчеркивается и тем, что Господь «творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» (Пс. 134:6; 113:11).

Масштаб Божьего правления универсален. Он царствует над всей землей. Он «великий Царь над всею землею» (Пс. 46:3). Вселенная – это Его собственность: «Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс. 23:1), «Моя вселенная и все, что наполняет ее» (Пс. 49:12), «Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет ее, Ты основал» (Пс. 88:12), «царство Его всем обладает» (Пс. 102:19; ср. 94:4-5)

Божье универсальное полномочие распространяется не только на природный мир, но и на все народы и их «богов»: «Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами» (Пс. 94:3), «Бог воцарился над народами, Бог воссел на святом престоле Своем» (Пс. 46:9). Он «разрушает советы язычников, уничтожает замыслы народов» (Пс. 32:10).

Хотя по всей Псалтири Божье царство представлено в его универсальном аспекте, есть намеки и на то, что Бог еще не полностью осуществил Свою власть над землей. Его универсальное правление будет приведено в действие только в будущем: «Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы» (Пс. 81:8), «Он укрощает дух князей» (Пс. 75:13), «Я – Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле» (Пс. 45:11), «Скажите народам: Господь царствует!» (Пс. 95:10).

Бог установит Свое царство через назначенного Им Мессию (Пс. 44:7-8; 2:6-9; 109:1-2), Который будет «обладать от моря до моря и от реки до концов земли» (Пс. 71:8). Мессианское царство характеризуется праведностью: «Он будет судить народы по правде» (Пс. 95:10) и миром: «во дни его… будет обилие мира» (Пс. 71:7).

Переходя к пророческим книгам, мы видим картину Божьего царства, похожую на ту, что была в Псалтири. Акцент снова делается на Божьем универсальном правлении и абсолютной власти. Исаия говорит, что Он управляет творением (Ис. 48:13) и низвергает народы (Ис. 40:23-24). Он «один Бог всех царств земли» (Ис. 37:16). Иеремия говорит подобное. Он «Бог всякой плоти» (Иер. 32:27), «Царь вечный» (Иер. 10:10) и называет Себя «Царем» (Иер. 46:18; 48:15). Его престол «в род и род» (Плач 5:19). Но Божье правление особо проявлено в Израиле, над которым Он царствует. Исаия провозглашает Сиону: «Воцарился Бог твой!» (Ис. 52:7). Софония добавляет: «Господь, царь Израилев» (Соф. 3:15).13

Далее, пророки говорят, что Божья воля обязательно исполнится; никому не по силам противостоять Ему: «Как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится… Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, – и кто отвратит ее?» (Ис. 14:24, 27), «Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю» (Ис. 46:11). Далее, Бог изрек через Иеремию: «Кто подобен Мне? и кто потребует ответа от Меня? и какой пастырь противостанет Мне?» (Иер. 49:19; 50:44). Все народы как глина в руке Горшечника (Иер. 18). Он дает власть над народами тому, «кому Мне благоугодно» (Иер. 27:5).

Брайт подмечает, что пророки, в частности Исаия, рисовали совершенно иную картину Божьего царства, в отличие от той, что существовала раньше.14 Исаия говорил о Царствии Божьем не как о продолжении статус-кво, а как о новом начале для Израиля. Придет новый Давид (Мессия) и будет обновленный народ, который определится не национальностью, а духовным качеством и характером. Бог очистит Свой народ поражением и изгнанием, оставив Себе верный остаток (Ис. 1:9; Ос. 1:9-10; 2:23).15 Таким образом, рисуется картина эсхатологического царства.

Следующие стихи выражают пророческую концепцию об эсхатологическом царстве, в частности, о его установлении и характере: «Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицом Его» (Ис. 40:10). Только в будущем Бог полностью осуществит Свою власть, которой Он уже сейчас вправе обладает, будучи Царем Вселенной. В то время условия на этой планете приблизятся к утопии:
«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11:6-9).16
Как уже было указано в Псалтири, полное проявление Божьего порядка на земле осуществится с приходом Мессии: «В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести» (Ис. 4:2), «Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина» (Ис. 11:4-5).

Закончим обзор ветхозаветного учения о Божьем царстве тем, что говорится о нем в книгах изгнания и восстановления. По поводу представления о Божьем царстве, содержащегося в этих книгах, Герхард фон Рад делает интересный комментарий: «Перед пленением евреев Яхве преимущественно представлен как царь Израиля, приносящий мир Своему избранному народу. Позже Он представлен как Царь Мира, возведенный на престол в Иерусалиме и прославляемый всеми народами».17

Брайт наблюдает другие особенности этого периода. Пророки, которые предупреждали о поражении Израиля Вавилоном, объяснили, что поражение израильского государства не отражает слабости со стороны Бога или Его царства. Это – вина Божьего народа. Далее, с этого времени стала больше подчеркиваться не столько национальность и обрядовость, сколько личная вера и личная ответственность перед Богом. Тем не менее, как комментирует Брайт, осталась надежда на восстановление израильского народа в целом. В частности, Иезекииль пророчествует о «воскресении» мертвых костей (гл. 37), которое символизирует время восстановления и обновления в Израиле.18

Особое ударение на восстановлении царства Божьего делается в книге пророка Захарии, в частности, где говорится о славном земном царстве Мессии. После битвы Армагеддона, Мессия установит Свое земное царство: «Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино» (Зах. 14:9). Это будет время великого процветания Божьего народа: «Собрано будет богатство всех окрестных народов: золото, серебро и одежды в великом множестве» (Зах. 14:14) и время мира и безопасности: «В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу» (Зах. 3:10).

Наконец, взглянем на книгу Даниила, где Бог демонстрирует Свою абсолютную власть над землей в Своем обращении с Навуходоносором. Через пророка Бог дал Навуходоносору знать, что тот получил свою власть с неба (Дан. 2:36-38).

Однако когда царь Навуходоносор начался гордиться собственными достижениями и славой, Бог отнял у него его царство и дал ему «сердце звериное» (Дан. 4). Он остался в этом состоянии, пока не познал, «что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет» (Дан. 4:22). В конце этого испытания Навуходоносор охотно признал, что Божье «владычество вечно» и Его «царство – в роды и роды» (Дан. 4:31).19

Наряду с указанием на Божье универсальное правление и всеобщую власть, в книге Даниила речь тоже идет об установлении Божьего царства на земле. Будет время, когда все царства мира подчинятся Божьему царству во главе с Сыном Человеческим, Который получил Свое царство от Ветхого Днями (Дан. 7:9-14; 2:44). О царстве Мессии написано: «Владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:14).




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница