Богопознании



Скачать 121.07 Kb.
Pdf просмотр
страница1/12
Дата10.05.2018
Размер121.07 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


23
Вестник ПСТГУ
I: Богословие. Философия
2010. Вып. 3 (31). С. 23–35
Р
ОЛЬ
ВООБРАЖЕНИЯ
В
БОГОПОЗНАНИИ
1
Т. Ю. Б
ОРОДАЙ
В XIV в. в западноевропейской философской и богословской литературе происходит переоценка человеческого воображения как познавательной способности. Античность и раннее Средневековье рассматривали воображение, наряду с чувственностью, как помеху на пути к мудрости и познанию Бога. В XIV в, в связи с появлением медитативной техники, воображение становится одним из главных средств богопознания для простецов», а затем, от Юма, Канта и Шеллинга до наших дней, воображение завоевывает все более прочные позиции в качестве высшей творческой способности человека. Есть понятия, которые со временем меняют оценку. Так, например, одиозное в русском языке XVI–XVII вв. слово неистовый («неистинный») ко времени
Белинского стало положительной характеристикой (неистовый Виссарион. Страсть, означавшая для греков, римлян и средневековых писателей, помимо влюбленности, болезнь, пассивность и страдание, с началом романтизма стала неотъемлемой чертой подлинной человеческой личности, живущей полной жизнью. Понятие нового в античности несет отрицательные коннотации, что и понятно, ибо золотой век правды и счастья — в прошлом rerum novarum studere (стремиться к новому) — у римлян значит замышлять государственный переворот, стремление к новому здесь карается уголовно кроме того, всякий философ, историки поэт старается доказать древность, доброкачественную старость и, тем самым, подлинность тех мыслей, которые он предлагает читателю плагиат в древности не только не считался недостатком, напротив, хорошим тоном считалось даже свою оригинальную мысль приписать кому-нибудь из древних если мысль новая, ее авторитет ничтожен. Это понятие начало менять оценку с минуса на плюс с появлением Нового Завета, когда вселенский переворот был осмыслен не как гибельный, а как спасительный (новое небо и новая земля, новое вино, новая жизнь и др. стали желанным обетованием).
В философской области меняется оценочный характер таких понятий, как простота или бесконечность. Простыми являются для древних и средневековых мыслителей существа вечные, божественные. В традиционной системе
1 1–5 марта 2010 г. на богословском факультете прошла конференция по средневековой философии. Отчет о ней см. в предыдущем выпуске Вестника (2 (30). С. 143–154). Мы публикуем два из прозвучавших на конференции докладов. Доклад В. В. Петрова печатается в сокращенном виде. — Ред.


Каталог: download
download -> Материальная культура и быт средневекового населения пермского предуралья
download -> Основы паблик рилейшнз
download -> Э. Дюркгейм: Метод социологии
download -> Концепция социальной солидарности Эмиля Дюркгейна
download -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология права» Для специальности 030501
download -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология права» Для направления 521400
download -> Лекция «Предмет и метод философии науки»
download -> Методология и методика психолого-педагогических исследований
download -> Матричная модель анализа урока: возможности и перспективы Е. Коротаева


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница