Бог и человек в философии Хулиана Мариаса



Скачать 30.15 Kb.
Pdf просмотр
страница1/2
Дата25.05.2018
Размер30.15 Kb.
  1   2


Бог и человек в философии Хулиана Мариаса
Заболотских Ксения Игоревна
Аспирант
Уральский государственный университет им. Горького, философский факультет, г.
Екатеринбург, Россия
E-mail: oksana20-l@yandex.ru
Начиная с 1930-х гг. XX в. в философии обозначился кризис, который надо было преодолеть. Были предложены различные способы для выхода из него. Открытие человеческой жизни как особой формы реальности, исследование разума способствовало дальнейшему развитию философии. Это же было главным в философии испанского мыслителя и гуманиста Хулиана Мариаса Агилеры (1914-2005). Мариас испытал влияние экзистенциализма, феноменологии, а также испанской философии.
Большое влияние на его идеи оказала философия Ортеги-и-Гассета, учеником которого он был. Мариас продолжил идеи Ортеги, расширил понимание идеи «жизненного разума». Он придал испанскому экзистенциализму религиозный характер, развил идею разума, которая была предложена Ортегой. Решающим было также влияние Унамуно на философию Мариаса, особенно в антропологических вопросах, исследовании проблемы бессмертия, объяснения веры человека в Бога, возможности человеческой свободы. Но в философии Мариаса нет противоречивости, которая свойственна Унамуно.
В настоящее время философию Мариаса изучают как за рубежом, так и в нашей стране.
Зарубежные исследователи занимаются изучением религиозных, социологических аспектов философии Мариаса. Большой известностью пользуется знаменитая работа испанского философа «История философии». Отечественные историки философии исследуют антропологические и гносеологические воззрения Мариаса. Философское наследие автора велико: он написал более 50 книг и научных работ. Вместе с Ортегой он является основателем Института человечества. Мариас был либералом, защитником свобод и призывал к поиску совершенства, его часто называют «гуманистом XXI века».
Основной проблемой философии Мариаса является рассмотрение человека. Он предлагает в этом изучении опираться на религиозные взгляды, христианский взгляд на человека. Религиозные и антропологические взгляды изложены в следующих работах философа: «Тема человека» (1951), «Метафизическая антропология» (1970), «Проблемы христианства» (1979) и др. Религиозная проблематика рассматривается Мариасом с двух полюсов. С одной стороны он пишет о человеке, какое место он занимает в мире, об основах его существования. С другой стороны философ трактует человека через определение сущности Бога. Он пытается объяснить существование людей в непосредственной связи с божественной природой.
Проблема Бога, указывает Мариас, изначально, не является философской проблемой, это религиозное понятие. Религия предшествует философии, поскольку она включает вопросы, которые впоследствии становятся философскими. Религия указывает на необходимость существования Бога. Бог, таким образом, это религиозное понятие, поэтому, философия находит его чуждым своему содержанию. Философия обращается к
Богу, если она сталкивается с определением его сущности. Если имя Бога произнесено в философском контексте, тогда появляется собственно философская проблема Бога.
Человек неизбежно приходит к постановке проблемы Бога. Очевидно, что понятие Бог это высшая реальность; творец, всего. Но что происходит с реальностью, в которой находится человек. Животные понимают многие вещи, но у них нет идеи понимания.
Человек, наоборот, всегда ставит вопросы, реальность для него проблематична. Человек и его творения непонятны для остальной реальности, отличаются от нее. Все вещи реальны, человеческая же личность, одновременно реальна и ирреальна. Творения человека- это особый мир, который добавляется к понятному реальному миру. Поэтому, все сотворенное человеком – это мир внутри мира. В действительности, человек есть часть космоса, но важно положение космоса в человеческой жизни. Мир, космос, не




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница