Бытие идеального спб 2003 предисловие



страница1/13
Дата31.01.2018
Размер1.41 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


В.Н.САГАТОВСКИЙ

БЫТИЕ ИДЕАЛЬНОГО


СПБ


2003


ПРЕДИСЛОВИЕ


Свою философскую деятельность я начинал с анализа одной из самых фундаментальных проблем теории познания и философии в целом – соотношения чувственного и логического.1 Я пытался привести постановку этой древней проблемы в соответствие с представлениями современной науки и уточнить совершенно разные смыслы, стоящие порой за этими терминами. Но, к сожалению, философская общественность никак не отреагировала на мои попытки (впрочем, как и на большую часть других моих идей). Позднее я представил изложение теории познания с позиций онтогносеологического принципа, согласно которому существует соответствие между множеством онтологических категорий, рассматриваемых как ступеньки познания, и множеством методов и форм познания.2 В своем итоговом труде, где, вопреки нынешней моде, предложена целостная концепция философии, претендующая на системный синтез, я предпринял попытку анализа основных моментов изучения гносеологического отношения человека к миру в истории философии3, предложил определенное понимание структуры опыта, идеального, природы сознания с позиций онтоантропологического принципа (который явился обобщением принципа онтогносеологического: множеству атрибутов бытия соответствует множество сущностных человеческих качеств)4, рассмотрел соотношение познания, ценностно-ориентационной деятельности и проектирования как идеального обеспечения человеческой деятельности в целом.5 Через все мои работы, посвященные проблемам методологии и гносеологии, с конца 60-х годов проходит идея интервального подхода к абстракции, являющегося экспликацией принципа конкретности истины.6

За эти полвека у меня сформировались идеи и скопился материал, вполне



  1. См.,например: Сагатовский В.Н. Чувственные основы и логическая природа понятия. Автореферат канд. дисс. Томск, 1962; его же. Чувственные основы понятия // В.Ф,1962, № 1.

2. См.: Сагатовский В.Н. Философия как теория всеобщего и её роль в медицинском познании. Томск, 1968.

3.Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии Ч. 1: Философия и жизнь. СПб, 1997. С. 173-178.

4. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии. Ч. 2: Онтология. СПб, 1999.

5. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии. Ч. 3: Антропология. СПб, 1999. С. 164-171.

позволяющие представить мое системное видение проблем теории сознания и познания. Но дефицит времени и трудности с изданием заставляют меня идти по другому пути. Системное рассмотрение гносеологии я попытаюсь осуществить в задуманной мной работе «Философия в кратком изложении». А здесь я хочу предложить читателю обсуждение наиболее острых проблем, связанных с пониманием природы идеального в мировом и человеческом бытии, на пересечении которых существенно проясняется (или затемняется…) природа и соотношение человеческого сознания и познания.

Идеальное – не просто атрибут бытия или «свойство высоко организованной материи». Оно имеет собственное бытие и, следовательно, выступает как уровень или форма бытия в целом. Идеальное в бытии человека является модификацией идеального в бытии мира. Только на такой основе можно понять идеальную деятельность человека (которая, конечно же, не сводится ни к «познанию как отражению», ни тем более к бессмысленному «письму» в новомодном постмодернистском варианте).

Рассматриваемые проблемы я сгруппирую в четырех главах. В основе их решения лежат некоторые базовые оппозиции философского знания. Без нового взгляда на их природу нам не вырваться из многовекового заколдованного круга. Ими мы займемся в первой главе, начав с уже упомянутой антиномии (?) чувственного – умопостигаемого. Во второй главе будет предложена определенная концепция идеального в мировом бытии. В третьей главе при рассмотрении идеального в бытии человека мы продолжим традиции русской философии, резюмировавшиеся в концепциях «цельного знания» и «цельного опыта» (Вл.Соловьев, Н.О.Лосский, С.Л.Франк, С.А.Левицкий). И, наконец, четвертая глава будет посвящена анализу идеальной деятельности человека, в рамках которой мы выделим прежде всего старую как мир и вечно актуальную проблему истины и проблему порождения новой семантики, новых смыслов.

Изложение будет сжатым, писать постараюсь просто, в качестве условий адекватного восприятия назову только элементарное знакомство с проблематикой, отсутствие догматической зашоренности и отказ от чтения «по диагонали».

6. См., например: Сагатовский В.Н. Вселенная философа. М.,1972. С.44-61.; его же. Принцип конкретности истины в системе С-О отношений// Ф.Н.,1982,№5; его же. Об интервальном подходе к парадоксам//Диалектика и стиль мышления. Севастополь,1983.




  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница