Биологический редукционизм: социал-дарвинистская школа



страница1/3
Дата31.12.2017
Размер91 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3

Гофман А.Б.

Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. – 2-е исправ. изд. – М.: «Книжный дом «Университет», 1997. – 224с.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ:

СОЦИАЛ-ДАРВИНИСТСКАЯ ШКОЛА


Содержание

1. Истоки и принципы

2. Главные представители

3. Теоретические итоги



Ключевые слова, выражения и имена

Биологическая эволюция, естественный отбор, борьба за существование,


выживание сильнейшего, социальные группы, борьба между группами, ин-
терес, «мы-группа» («внутренняя группа») и «они-группа» («внешние груп-
пы»), этноцентризм, Г. Спенсер, У. Беджгот, Л. Гумплович, Г. Ратценхофер,
А. Смолл, У. Самнер.

1. Истоки и принципы


Теория биологической эволюции, разработанная в трудах Ч. Дарвина,
Г. Спенсера, А. Уоллеса, Т. Хаксли, произвела колоссальное впечатление
на современников. Естественно, что научное событие такого масштаба не
могло не затронуть сферу социальных наук. С середины XIX в. принципы
теории эволюции энергично вторгаются в самые разнообразные области
социального знания - от экономики и государствоведения до лингвистики,
где известный немецкий лингвист Август Шлейхер делает одну из первых
попыток применения теории Дарвина вне биологии.
129

Лекция пятая

В Англии, помимо Г. Спенсера, систематически применявшего свою эво-
люционную теорию к социальной жизни, Уолтер Беджгот, известный эконо-
мист, социолог и публицист, стремился распространить принципы
дарвинизма на изучение социально-исторических процессов. Обосновани-
ем и пропагандой подобных идей во Франции занималась французская пи-
сательница, автор трудов в области философии, социологии и политической
экономики Клеманс Руайе (1830-1902). В США, где Спенсер к концу ХIХ в.
был властителем дум, его идеи были, в частности, ассимилированы Л. Уор-
дом и Ф. Гиддингсом, не говоря уже о таком ортодоксальном спенсерианце,
как Уильям Самнер. В Германии в 1900 г. Йенский университет объявил кон-
курс научных работ на тему «Чему учат нас принципы теории происхожде-
ния видов в отношении внутриполитического развития и законодательства
государства?» Первое место на этом конкурсе заняла работа Вильгельма
Шальмайера «Наследственность и отбор в жизни народов».

В целом ключевые понятия теории биологической эволюции: «естест-


венный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего» -
стали в какой-то мере характерными для всей социальной науки второй
половины XIX в. Поэтому социальный дарвинизм выступил не только и не
столько как особое направление, сколько как определенная парадигма, про-
никшая в разные направления социологической мысли. Кроме уже упомя-
нутых, в разное время и в разной степени под влиянием этих идей
находились столь различные социологи, как К. Маркс, Г. Тард, А. Лориа,
Ж. Ляпуж, Э. Ферри, Г. Зиммель, Т. Веблен и др. Даже ученые, весьма дале-
кие от собственно социального дарвинизма или откровенно враждебные
ему, нередко находились под его влиянием и использовали его категории.
Даже Эмиль Дюркгейм, несмотря на свой радикальный антиредукционизм
в изучении социальных явлений и акцент на роли социальной солидарно-
сти, рассматривал разделение общественного труда как «смягченную фор-
му» борьбы за существование.

Некоторые социологи были озабочены выявлением специфики естест-


венного отбора и борьбы за существование в социальном мире в отличие от
мира животных, но при этом оставались в рамках той же биолого-эволюцио-
нистской парадигмы. Именно такое стремление обнаружить особенности
человеческой борьбы за существование пронизывает книгу итальянского
социолога Анджело Ваккаро «Борьба за существование и ее последствия для
человечества» [I].

Но идеи борьбы за существование и выживания сильнейшего к концу


ХIХ в. выходят далеко за пределы науки и становятся популярными в массо-
вом сознании, публицистике, бизнесе, практической политике, художествен-
ной литературе. Известно, что этими идеями были очарованы американские

130


Социал-дарвинистская школа

писатели Джек Лондон и Теодор Драйзер (трилогия «Финансист», «Титан»,


«Стоик»). Представители экономической элиты, магнаты бизнеса с удоволь-
ствием узнали из теории эволюции (или, во всяком случае, пожелали ее так
истолковать), что они не просто самые удачливые, энергичные и талантли-
вые, а, согласно закону эволюции, зримое воплощение естественного отбо-
ра и победы в универсальной борьбе за существование. «Соответственно
для Рокфеллера было вполне в порядке вещей заявлять, что «образование
большой компании - это просто выживание наиболее приспособленного»,
а великолепия Американской розы можно достичь, только пожертвовав пер-
выми бутонами, которые вырастают вокруг нее. Для Джеймса Хилла - ут-
верждать: «Богатства железнодорожных компаний определяются законами
выживания самых приспособленных». Или для Джорджа Херста сказать в
сенате, в котором так много было магнатов бизнеса, что в народе его про-
звали «клубом миллионеров»: «Я не очень знаком с книгами, я не очень
много читал, но я много ездил, видел людей и много чего еще. Накопив
опыт, я пришел к выводу, что члены сената - это те, кто выжил, это самые
приспособленные»» [2, 191].

Было бы, однако, ошибочно видеть истоки социального дарвинизма толь-


ко в теории биологической эволюции и считать его простым продолжением
этой теории. Прежде всего, вопреки закрепившемуся за этим направлением
мысли выражению, сам Дарвин не был сторонником «социального» дарви-
низма, так же как и другие создатели «биологического» дарвинизма: А. Уол-
лес и Т. Хаксли. С другой стороны, некоторые представители «социального»
дарвинизма были противниками дарвинизма «биологического» (например,
Людвиг Гумплович).

Необходимо отметить, что биологическому редукционизму, присуще-


му рассматриваемому направлению, предшествовал социальный редукци-
онизм в теориях биологической эволюции. В данном случае мы видим
любопытный пример «путешествия» понятий из сферы социального зна-
ния в естественнонаучное, и обратно. Известно, что понятие «борьба за
существование» Дарвин заимствовал у английского экономиста Томаса
Мальтуса (1766-1834). Затем уже, внедрившись в теорию биологической
эволюции, указанное понятие вновь вернулось в социальное знание. При
этом интерпретация «борьбы за существование», разумеется, претерпева-
ла значительные изменения. Небиологические истоки понятия «борьба за
существование» свидетельствуют о том, что теория биологической эво-
люции в известном смысле лишь актуализировала и вновь обосновала оп-
ределенную и давнюю традицию социальной мысли. Эта традиция
восходит к формуле «homo homini lupus» («Человек человеку волк»), кото-
рую мы находим еще в пьесе римского комедиографа III-II вв. до н. э.
Плавта «Ослы».

9*

Лекция пятая



Т

Социал-дарвинистская школа

Новая теория биологической эволюции актуализировала старую идею
о ведущей роли конфликтов в жизни общества и во взаимоотношениях
между обществами; она дала новое обоснование этой старой идее. В раз-
ное время о значении этого фактора размышляли Полибий, Ибн Хальдун,
Никколо Макиавелли, Жан Воден и многие другие. Для Томаса Гоббса
достояние «войны всех против всех» - естественное состояние человечества
до возникновения общества (государства). Последние обуздывают это со-
стояние, выступая как устрашающая всех и тем самым умиротворяющая
сила. Общество (государство), по Гоббсу, - результат договора между людь-
ми, но этот договор может быть не только добровольным, но и навязанным
группой завоевателей [З].

Учение о диалектике, разработанное в немецкой классической филосо-


фии Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно Гегелем, обосновывало роль про-
тиворечий в качестве источника развития. Согласно Гегелю, противоречие
представляет собой «корень всякого движения и жизненности» [4, 520].
П. Прудон, отчасти опираясь на гегелевскую диалектику, рассматривал соци-
альное развитие как борьбу идей и систему противоречий, не разрешающихся
диалектическим синтезом и всегда заключающих в себе «положительные» и
отрицательные» стороны. Французские историки-романтики Ф. Гизо,
(Ф. Минье, О. Тьерри, А. Тьер подчеркивали ведущую роль классовой борьбы
историческом развитии, уходящей своими корнями в борьбу «рас» победи-
телей и побежденных.

Под влиянием этих историков, а также гегелевской и прудоновской диа-


лектики К. Маркс и Ф. Энгельс в «Коммунистическом манифесте» провозг-
ласили знаменитый тезис о том, что «история всех до сих пор существовавших
обществ была историей борьбы классов», тезис, который впоследствии Эн-
гельс несколько смягчил, уточняя в позднейших изданиях «Манифеста», что
речь вдет лишь об истории, дошедшей до нас в письменных источниках, и
оговариваясь, что речь идет о всей прежней истории, «за исключением пер-
вобытного состояния» [5, 424, прим. 2; 6, 208]. Маркс и Энгельс, доказывая
антагонистический, ожесточенный и бескомпромиссный характер классо-
вых конфликтов, нередко характеризовали их как своего рода военное
^фотивоборство и использовали при этом соответствующую терминологию:

^...Буржуазия не только выковала оружие, несущее ей смерть; она породила


^ людей, которые направят против нее это оружие, - современных рабочих,
пролетариев» [5, 430].

Биологический редукционизм в социальной мысли, опиравшийся на те-


орию эволюции и получивший во второй половине XIX в. название «соци-
альный дарвинизм», продолжил и усилил тенденцию, присутствующую в
теориях вышеназванных мыслителей. Наиболее общий признак социального

132


дарвинизма - рассмотрение социальной жизни как арены непрерывной и
повсеместной борьбы, конфликтов, столкновений между индивидами, груп-
пами, обществами, а также между социальными движениями, институ-
тами, обычаями, нравами, социальными и культурными типами и т. п.

У некоторых социальных ученых, оставивших след в истории социоло-


гии, этот признак проявился более ярко и отчетливо, чем у других. Их мож-
но рассматривать как главных представителей социал-дарвинистской
школы.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница