Биоэтика: Учебное пособие. Ставрополь: Стгму, 2014. 146 с



страница1/77
Дата07.08.2018
Размер1.18 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   77

УДК 614.253 (07)

ББК 87.751.1я7

Б 63


Биоэтика: Учебное пособие. – Ставрополь: СтГМУ, 2014. – 146 с.


Составители: к.ф.н., доцент С.Р. Агирбов,

к.ф.н., старший преподаватель П.А. Гончаров

Пособие включает учебные материалы для семинарских занятий: пояснительную записку, содержание компетенций, перечень необходимых навыков и умений, содержание разделов. Планы и содержание семинарских занятий, основные понятия, темы докладов и проектных работ, основную и дополнительную литературу.

Пособие предназначено для студентов и преподавателей.




Рецензенты: зав.кафедрой философии и этнологии СКФУ,

д.ф.н., профессор С.Ю. Иванова
зав.кафедрой педагогики, психологии и специальных

дисциплин СтГМУ,

д.п.н., профессор М.И. Плугина

УДК 614.253 (07)

ББК 87.751.1я7

Б 63


Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом СтГМУ

Курс «Биоэтика», являясь важной частью гуманитарной подготовки студентов, наряду с другими курсами призван обеспечить полноту базовых гуманитарных знаний, а также восполнить нравственно-мировоззренческий вакуум современного образования.

Основополагающие положения биоэтики составили основание для сформировавшегося в последние годы нового международно-признанного этического стандарта медицинской науки и практики, нашедшего свое выражение в документах международного права, многих национальных законодательствах (включая российское законодательство в области совершенствования здравоохранения), этических кодексах и декларациях международных и национальных медицинских ассоциаций.

В основных разделах современной биоэтики, философских проблемах и методах их исследования – овладение базовыми принципами и приемами научного познания; введение в круг философских проблем биоэтики, связанных с областью будущей профессиональной деятельности медиков, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными текстами по этике и биоэтике. Изучение дисциплины направлено на развитие навыков морально-нравственного восприятия и аксиологической оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать своё собственное видение биоэтических проблем и способов их разрешения.

Основная концепция преподавания биоэтики предполагает последовательное движение от общих философских понятий этики, истории медицинской этики к практическим этическим проблемам, которые ставит перед врачом современная медицина. Особое внимание уделяется профилизации проблем биоэтики в педиатрии.

Представление учебной дисциплины «Биоэтика» в виде логически завершенных элементов содержания дает основание для определения темы курса. Структурирование содержания этой учебной дисциплины является также необходимым условием для функционирования рейтинговой системы.

Наличие компьютерной контрольной тестовой программы, соответствующей выделяемым модулям, способствуют повышению и унифицированию контроля знаний. Оценка качества освоения дисциплины включает в себя текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию (зачёт). Посещение занятий и лекций, указанных в расписании, является обязательным для студентов всех курсов. К зачету допускаются студенты, выполнившие полностью учебную программу.

Самостоятельная работа студентов включает изучение методических пособий, материалов, работу в Интернете с нормативно-правовыми актами, что, в конечном итоге, дает возможность формировать соответствующие умения и навыки и в дальнейшем является фундаментом для принятия нормированных решений в правовом поле здравоохранения. Активное использование в учебном процессе компьютерных обучающих и контролирующих технологий способствуют формированию умений обучающихся использовать современные инновационные образовательные программы.


1. Цели и задачи освоения дисциплины:

Цель – формирование у студента представления о специфике биоэтики как философии и науки выживания человечества.

Задачи:

  • повысить восприимчивость студентов к этической проблематике; обучить искусству этического анализа;

  • ознакомить студентов с возрастающим потоком литературы по предмету;

  • помочь студентам лучше понять моральные ценности (профессиональные, личные, своих пациентов);

  • научить регулировать и разрешать этические конфликты. Сформировать представление о методах и способах урегулирования, разрешения и предупреждения этических конфликтов.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Биоэтика» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.



  • специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются;

  • является предшествующей для изучения дисциплин: правоведение; педагогика, психология и дисциплин профессионального цикла.


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способности и готовности к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, самосовершенствованию (ОК-2);

способности и готовности к анализу значимых политических событий и тенденций, ответственному участию в политической жизни, овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

способности и готовности к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов; толерантности (ОК-5);

способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

способности и готовности реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1).

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:


  • основные идеи, принципы и требования биоэтики; философские основания биоэтики и биомедицинской этики;

  • права и моральные обязательства современного врача;

  • юридические и моральные права пациентов;

  • ключевые направления, проблемы, теории и методы использования знаний по биоэтике в медицинской практике,

  • содержание современных морально-этических дискуссий по проблемам развития здравоохранения.

Уметь:

  • формировать и аргументированно отстаивать свою собственную позицию по различным проблемам биоэтики;

  • использовать положения и категории этики и биоэтики для оценивания и анализа различных тенденций, фактов и явлений в системе здравоохранения.

Владеть:

  • навыками восприятия и анализа специальных текстов, имеющих этико-правовое содержание,

  • приемами ведения дискуссии и полемики,

  • навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения своей собственной точки зрения по актуальным биоэтическим проблемам.

Демонстрировать:



  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



Каталог: userfiles -> depts -> philosophy
philosophy -> Лекции № Раздела Наименование лекций
philosophy -> 1. Философское учение о бытии это: (Выбрать один правильный ответ)
philosophy -> Рабочая учебная программа культурология для специальности 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование
philosophy -> Русская философия
philosophy -> Методическое пособие для преподавателя по теме «Античная классическая философии раннего периода»
philosophy -> Словарь по биомедицинской этике
philosophy -> Вопросы и задания к экзамену, критерии оценивания ответов по дисциплине
philosophy -> Краткое содержание разделов и тем III семестр Раздел Образ и статус философии в культуре ок-1, ок-2
philosophy -> Тесты для самостоятельной работы Материалы для самостоятельного изучения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   77


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница