Билингвизм как фактор адаптации в поликультурном обществе по направлению подготовки



страница1/22
Дата28.07.2018
Размер0.82 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Санкт-Петербургский государственный университет

Выпускная квалификационная работа на тему:

Билингвизм как фактор адаптации в поликультурном обществе

по направлению подготовки 37.03.01 – Психология

основная образовательная программа «Бакалавр»

Выполнил:

Студент 4 курса

очная форма обучения

Павильч Кира Владиславовна



Рецензент:

Доктор психологических наук

Бызова Валентина Михайловна


Научный руководитель:

доктор психологических наук

Гуриева Светлана Дзахотовна


Санкт-Петербург

2017


СОДЕРЖАНИЕ




Аннотация 2

Введение. 4

-актуальность 4

-цель и задачи исследования 6

-объект и предмет исследования  7

-научные положения, выносимые на защиту и их достоверность и современные статистические данные 9

-практическая (экономическая, социальная) значимость полученных результатов  10

Методология и методы исследования 12

Теоретический анализ научной социально-психологической литературы по теме исследования 12

Глава 1. Язык и его понятие. Его структура и функции. 13

Язык в социологии 13

Язык в психологии 15

Язык в философии 16

Язык в лингвистике 18

1.2Подходы к изучению и пониманию языка 21

1.2.1«Абстрактный объективизм» и «индивидуалистический субъективизм» 22

1.2.2Антропоцентризм и системоцентризм 23

1.2.3Связь языка и культуры 24

1.3Психолингвистика. Билингвизм. Типы билингвизма 25

1.3.1. Естественный 30

1.3.2. Искусственный (учебный) 31

1.4.2Социальная адаптация как социальный и психологический феномен 36

1.4.3Понятие глобализации. Основные тенденции. 36

1.4.4Этноцентризм. Мультикультуральная личность. 38

1.4.5Миграция. Влияние миграционных процессов на личность и социум 45

Глава 2. Программа исследования. 48

Глава 3. Анализ результатов исследования 52

3.1 Анализ первичных результатов 53

3.3Выявление возрастных особенностей 58

3.4Взаимосвязь между билингвизмом и уровнем социальной адаптации в поликультурном мире 61

3.5Общие результаты по показателям (корреляция). Взаимосвязь между уровнем социальной адаптации и аффилиацией 68

3.6Различия в социальной адаптации юношей и девушек 69

Выводы 70

Итак, теперь нам необходимо сравнить изначально выдвинутые гипотезы с полученными результатами. 70

Гипотеза о том, что человек, владеющий несколькими языками, будет адаптироваться в поликультурной среде успешнее, чем монолингв, подтвердилась (более высокие параметры адаптивности и адаптации) . Более того важным является показатель не количества языков, а сам факт владения хотя бы одним иностранным языком. 70

Гипотеза о том, что полилингв или билингв будет более открытым и уверенным (показатели доминирования, интерактивности, аффилиации, отчуждение) подтвердилась частично, так как корреляция была найдена только по показателям «отчуждение» (у би- и полилингвов этот показатель ниже) и «доминирование». 70

Заключение 71

Проблема адаптации человека в поликультурном обществе тесно связана с феноменом билингвизма. Оба явления являются актуальными не только для научного сообщества и в повседневной жизни людей. Мир развивается и люди также пытаются следовать этому развитию. Более того, этот процесс находится на самом пике своего развития и тенденция в ближайшие годы будет продолжать расти. В связи с этим они межкультурные контакты за несколько десятилетий из редкости превратились в норму. 71

Билингв – человек, который может разговаривать на двух и более языках. [32, 232], в современном обществе феномен билингвизма также стал нормой в связи с усиленной глобализацией и миграцией населения. Изучением явления билингвизма занимается психолингвистика. В рамках данной науки изучается владение человеком одним или нескольким иностранными я зыками и их влиянием на различные процессы внутри личности; также психологи-психолингвисты выделили разные типы классификаций билингвизма и их характеристики. Стоит отметить, что явление билингвизма уже достаточно изучено, но, в связи с увеличением количества билингвов в мире и актуальностью этого феномена, наука не стоит на месте и находится в процессе установления новых закономерностей и дополнением уже существующего фундамента теории. 71

Список использованных источников: 73

Приложения 78

Приложение А Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. 78

Приложение Б Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности (Д. Рассел и М. Фергюссон) 80

Приложение В Адаптация личности к новой социокультурной среде (тест Л.В.Янковского) 81

Приложение Г Опросник аффилиации А. Мехрабиана 81

Ниже в качестве примера приведены ряд суждений из данного опросника: 82

Приложение Д 83

83


83

Линейная регрессия: 85

85

Робастная регрессию с M-оценками с функцией Хубера 86






Каталог: bitstream -> 11701
11701 -> Программа «Теория и практика межкультурной коммуникации»
11701 -> Смысложизненные ориентации и профессиональное выгорание онлайн-консультантов по специальности
11701 -> Теоретико-методологические аспекты исследования проблем планирования жизни
11701 -> Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» Профиль «Социальная антропология»
11701 -> Основная образовательная программа магистратуры вм. 5653 «Русская культура»
11701 -> Филологический факультет


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница