Билет Панарин об основных принципах политической жизни и политического творчества на Западе



страница1/2
Дата10.05.2018
Размер46.3 Kb.
  1   2

Билет 1. Панарин об основных принципах политической жизни и политического творчества на Западе.

Запад по Панарину – атомизированный мир. Он построен на основе принципов либеральной идеологии – абсолютная свобода рынка, индивида, права человека и т.д. На Западе – потребительское сознание, гедонизм потребительства, индивидуализм, массовая культура, секуляризм и десакрализация мира. На Западе сложился экономический человек, там приоритет экономики над культурой и политикой. Произошло обессмысливание всех мотиваций кроме экономической. Философия «разумного эгоизма».

Западу присущ империализм, представление о своей культуре как самой развитой, цивилизованной, избранной;стремление навязать свои идеалы всему остальному миру. Запад нетерпим по отношению к другим цивилизациям, мыслит дуалистически: незападные страны – это варварство, дикость, отсталость, поэтому Запад несёт им прогресс, развитие, цивилизацию.

Интересно, что Панарин выделяет в Западе два полюса: 1) собственно Европу – наследует европейскому просвещению, более гуманистична, привержена социальной справедливости, равенству 2) Америку и американский глобализм – здесь господствуют социал-дарвинизм, естественный отбор, принципы «человек человеку – волк», идея, что выживает сильнейший. США чисто либеральны, тогда как в Европе сильны социал-демократические идеи.



Панарин выделяет ряд основных принципов политической жизни на Западе:

  1. Политика как разновидность технологии. Западу присущ техницизм (технологизм, технократизм). Идея переустройства мира на технологических началах. Идея независимости человека от природы. Вещистское отношение к природе. Там господствует технический подход к миру как к средству достижения целей и реализации интересов. Технологическое отношение к миру подразумевает, по Панарину, механицизм – отношение к миру, обществу как к неживому механизму, а не к живому организму; социоцентризм вместо восточного космоцентризма. Общество на Западе оказалось отделено и противопоставлено природе, окружающему миру, космосу. Соответственно технический подход к политике только как к средству получения и сохранения власти, вне зависимости от норм морали, нравственности, религии, справедливости, блага. Пример политического технократизма – макиавеллизм с его идеей, что цель оправдывает средства. Макиавелли учил, как удержать власть и его не интересовало, направлена ли эта власть на справедливость, общее благо и т.д. Технологическое отношение к миру, к природе, к обществу порождает тип политика- циника, политика-прагматика. Инструментализм и утилитаризм. Идея «черного ящика» - Запад не интересуется внутренним содержанием вещи, его интересует только польза, которую можно извлечь.

  2. Политика как игра с заранее не заданным результатом. Панарин пишет, что протестантская Реформация привела к тому, что Католическая Церковь утратила монополию на знание истины и на определение единственно верного исторического пути. В результате утвердился плюрализм, относительность всех точек зрения и терпимость по отношению к альтернативным системам ценностей. Протестанты не знали, кто предопределен к спасению – отсюда свобода выбора. Равноценность всех протестантских сект. Возможность индивидуальных суждений о Боге. Именно этот плюрализм и релятивизм, отказ от претензий на абсолютную истину и единственно верное знание и является условием демократии, поскольку допускает конкуренцию одинаково допустимых и равноценных мировоззрений. Но, как пишет Панарин, это в теории. На практике принцип политики как игры с заранее не заданным результатом на Западе часто нарушается. В XIX в. западный марксизм претендовал на статус единственно верного учения, обладающего монополией на истину и потому претендующего на безальтернативность коммунистического варианта светлого будущего. Марксисты считали, что у них есть полнота знания о прошлом, настоящем и будущем. Одновременно современные либералы также считают, что имеют монополию на истину, что их либеральное учение – единственно верное, а все другие типы мировоззрений – это ересь, подлежащая искоренению. Либералы выдвигают свой вариант безальтернативного конца истории, только не коммунистического, а либерального. Панарин приводит в пример Фукуяма: «Если сравнить «Коммунистический манифест» Маркса и Энгельса (1848) и современный либеральный манифест, написанный американским политологом Ф. Фукуямой и носящий красноречивое название
    Каталог: vkd -> media -> 5126454
    5126454 -> Д. Е. Муза россия: в системе координат глобального мира: метафизика, идеология, прагматика Москва 2015 ббк 87 м-89 Муза Д. Е. Россия в системе координат глобального мира: метафизика, идеология, прагматика / Д
    media -> -
    media -> 1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер
    media -> Александр Гельевич Дугин
    media -> Основные политические теории Методологические аспекты изучения политических теорий
    media -> Сборник материалов по этносоциологии и социальной антропологии
    5126454 -> М. В. Ломоносова XIII панаринские чтения с международным участием
    5126454 -> История и философия науки
    5126454 -> №17 Сущность и функции политической рекламы


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница