Библиотека MyWord ru



страница1/50
Дата15.05.2018
Размер0.73 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50

М. Е. Сандомирский

ЗАЩИТА ОТ СТРЕССА


Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем

(Метод РЕТРИ)


Издательство Института Психотерапии

Москва


2001

Сандомирский М. Е.

Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод РЕТРИ). — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 336 с.

Рецензент: доктор психологических наук, профессор В. В. Козлов

Эта книга очень выделяется в ряду других изданий, посвященных стрессу. У нее два содержательных пласта и, соответственно, две категории читателей. Первая категория (независимо от уровня подготовки и профессиональных интересов) прежде всего ищет ответ на вопрос «Как?» и заинтересована в ее практическом использовании. Поэтому в книге описаны простые и доступные способы защиты от стресса с помощью психологической саморегуляции. Упражнения для мышечной релаксации, дыхательные техники, способы работы с телесными ощущениями для нейтрализации отрицательных эмоций и т. д. тщательно отобраны и проверены практикой. Их можно делать самостоятельно. Причем эффект от этих упражнений не ограничивается только снятием стресса. Их выполнение поможет лучше узнать самого себя, научит концентрироваться и даже развивать свои творческие способности.

Вторая категория читателей найдет здесь ответы на вопросы, почему та или иная рекомендация действительно работает и на каких механизмах основаны те или иные психологические явления. Практические упражнения сопровождаются подробным физиологическим обоснованием. Автор проводит интересные параллели между разными методами решения психологических проблем, доказывая, что в их основе лежат одни и те же физиологические механизмы. И ведущее место в этом принадлежит так называемым измененным состояниям сознания, основанным на физиологической возрастной регрессии.

Книга предназначена как для специалистов по психологии и психотерапии, так и для всех, кто заинтересован в самостоятельном изучении методов снятия стресса и личностного роста с помощью психологической саморегуляции.
ISBN 5-89939-052-2

© М. Е. Сандомирский, 2001

© Изд-во Института Психотерапии, 2001

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие....................................................................................7

Введение. Метод решения психологических проблем...............10

Краткий перечень психологических проблем: показания

к применению метода .................................................................... 14

Позиция «Они не благополучны»..............................................20

Позиция «Я не благополучен»...................................................22

Может ли человек самостоятельно справиться с психологической проблемой ....................... 25

Принцип саморегуляции: как научиться правильно хотеть......26

Новая постановка старых вопросов «Что делать?» и «Кто виноват?» или «Вижу цель!».........27

Стресс как причина заболеваний.................................................31

Чего необходимо избегать при стрессе......................................34

Стресс и негативные эмоции.....................................................37

Как разгорается эмоциональный пожар....................................40

От реакции напряжения к «реакции расслабления».................43

Начинаем упражнения: «Дышите глубже, вы взволнованы».....46

1. Избавление от нежелательных эмоций.

Вызывание желаемых эмоций....................................................46

Упражнение «Влюблен... по собственному желанию»..........47

Упражнение «И чувство клином вышибают».........................47

2. Избавление от нежелательных эмоций. Диссоциация..........48

Упражнение «Марионетка».....................................................48

3. Избавление от нежелательных эмоций.

Переход в нейтральное состояние..............................................49

Развитие навыков самонаблюдения...........................................50

Упражнение «Знакомство с собой»........................................51

Упражнение «Выпустите свою фантазию наружу».................53

Расслабление мышц — снятие физического напряжения

и эмоционального стресса..........................................................55

Упражнение «Уставшая рука» ................................................. 57

Упражнение «Мысленное движение - пальцы рук»..............60

Упражнение «Мысленное движение — от макушки до пяток» ... 60

Дыхание и эмоции.....................................................................64

Дыхательная релаксация: дыхание покоя ..................................65

Упражнение «Дышим животом» ............................................. 67

Упражнение «Осознавание дыхания».....................................67

Упражнение «Направленное дыхание»...................................68

Упражнение «Расслабляющее дыхание».................................69

Упражнение «Дыхание с облегчением» .................................. 70

Упражнение «Дыхание на счет».............................................70

Дыхание: поиск ритма................................................................72

Упражнение «Дышим в ритме пульса»...................................75

Упражнение «Спонтанное дыхание»......................................76

Упражнение «Дирижируем дыханием, или

Найдите свой ритм» ................................................................ 77

«Энергетические» ощущения направляются дыханием.............78

Упражнение «Рука руку чувствует»........................................ 78

Упражнение «Дыхание через ладони».................................... 82

Упражнение «Дыхание по кругу»........................................... 85

Упражнение «Исцеляющее дыхание».....................................86

Упражнение «Дыхание против боли».....................................89

Упражнение «Осознавание границ»....................................... 93

Упражнение «Чакровое дыхание»...........................................96

Три «мостика» между телом и душой: элементы психовегетативной интеграции .......... 104

Упражнение «Перекатывание на спине»...............................107

Упражнение «Интеграция чакр»............................................ 197

Три функциональных центра, возрастное развитие и личностно-характерологические типы 109

Установка «Я не благополучен», или «Я хуже других».............. 110

Установка «Они не благополучны», или «Другие хуже меня» ... 111

ОТ ТЕЛА К СОЗНАНИЮ ....................................................................... 113

Мышление: преодоление двойственности.................................113

Как устроено подсознание: такие разные «Я»........................... 117

Детство... как источник психологических проблем...................124

Взросление: пути избавления от собственных недостатков......131

Подсознание и его место в нашей жизни................................. 135

Подсознание — источник внутреннего конфликта....................139

Внутренняя экология: как комплексы могут уживаться друг с другом............................. 140

Внутренняя перестройка: стирание психологических

стереотипов и ограничивающих убеждений..............................146

Инфантильность как источник психологических проблем.......152

Левое и правое: где находится подсознание?.............................158

Когда левые бывают правыми: полушария и характер...............170

Эпигенез: как формируется индивидуальность...........................176

Между «правыми» и «левыми»: загадка «русской души» — в ее физиологии?................ 182

Целебная рольтранса: естественное самоисцеление.................189

Регрессия № 1 — эволюционная: назад... к мозгу далеких предков.....................................201

Упражнение «Немного кинезиологии, или Держите голову... в руках»...........................205

Регрессия № 2 — возрастная: возврат в детство........................208

Измененные состояния сознания и эволюционно-возрастная регрессия......................... 209

Комплексы и проблемы как пережитки прошлого:

эволюционные различия «левого» и «правого» мышления........212

Что делать, если полушария шагают не в ногу: внутренняя

дипломатия............................,................................................... 217

Как измерить глубину ИСС.......................................................219

Диалог сознания и подсознания..................................................226

Медитация: спокойствие безмыслия...........................................231

Упражнение «Прекращение внутреннего диалога»................238

Что за образ мне явился: толкование снов наяву.......................241

Реструктурирование подсознания: перестройка... внутри себя.....249

Упражнение «Сочинение на заданную тему».........................250

Как реконструируется подсознание: физиологическое обоснование внутренней перестройки.....252

Повышенная запечатлеваемость информации и оживление воспоминаний.................... .. 253

Изменение образа «Я»............................................................256

Изменение стратегии мышления...........................................258

Для чего необходимо подсознательное переструктурирование: мозговые механизмы психологических проблем.......................265

Современные технические средства снятия стресса.................280

Такие простые истины: если хочешь быть счастливым, будь им ... 288

Вместо заключения: познать самого себя...................................293

Краткие сведения об основных направлениях психологической саморегуляции/психотерапии и основные термины..................299

Приложения...................................................................................308

Приложение 1. Метод психологической саморегуляции РЕТРИ:

формальное описание................................................................ 308

Приложение 2. Телесно-ориентированная психология и психотерапия: краткий очерк (Сандомирский М.Е.,

Белогородский Л.С.) ..................................................................309

Приложение 3. Перечень основных методов телесно-ориентированной психологии и психотерапии

(в хронологическом порядке)....................................................312

Приложение 4. Физиологическая возрастная регрессия как механизм психотерапевтических измененных состояний сознания и индикатор интенсивности невербальной коммуникации психотерапевта с пациентом.............................314

Список сокращений..................................................................315

Литература......................................................................................316


ПРЕДИСЛОВИЕ

Начиная с последних десятилетий XX века, возрастает психологизация жизни общества (А. Тоффлер), в последние годы она протекает столь бурно, что порой рассматривается как психологическая революция (А. Довгань). Существенным следствием психологизации современной жизни является то, что становятся все более востребованными различные методы психотерапии, психологической саморегуляции, личностного роста и духовного самосовершенствования, помогающие человеку найти свое место в меняющемся мире. Появляется все больше публикаций на эти темы, предназначенных как для специалистов, так и для массового читателя. К сожалению, на этой волне общественного интереса всплывает и немало мусора - печатных «трудов», в которых содержатся рекомендации в лучшем случае наивно-фантастические, нередко откровенно спекулятивные, а порой и утопически-бредовые. Часто подобные «информационные шумы» и искажения возникают из-за односторонности подхода к актуальным проблемам человеческого бытия, проблемам, возникающим на стыке разных дисциплин - психологии, психофизиологии, медицины, социологии.

Зарубежные авторы, в частности, К. П. Каймбелл (1979), даже предлагают для обозначения этого хитросплетения, «клубка» проблем специальный термин — «социопсихопатофизиология». Особенно много домыслов при этом возникает на границе психологии и физиологии. Поэтому в данной работе автор намерен, придерживаясь строго научного принципа изложения, попытаться заполнить пробел между психологическим описанием и его медико-физиологическим обоснованием.

В полном объеме — включая как систему психофизических упражнений (метод РЕТРИ), так и их психофизиологическое обоснование, — книга предназначена для профессиональных психологов и психотерапевтов. Она может быть интересна и тем, кто по роду своей работы соприкасается с практической психологической помощью людям — медицинским работникам любого профиля, социальным работникам, педагогам - как для использования в профессиональной деятельности, так и для предотвращения собственных профес-

сиональных стрессов, профилактики синдрома «выгорания». Описания же практических упражнений метода РЕТРИ полезны буквально всем и каждому, кто заинтересован как в собственном личностном росте и в решении психологических проблем, так и в помощи ближним. В этом случае часть теоретических описаний, которые предназначены для углубленного изучения специалистами и приведены мелким шрифтом, можно пропустить, по крайней мере при первом прочтении, уделяя основное внимание практике.

Еще одна проблема современной психотерапии и практической психологии связана с огромным разнообразием предлагаемых ими методик, исходящих порой из диаметрально противоположных подходов к психике человека, с отсутствием принципов унификации психолого-кор-рекционных методик и их единых стандартов: только в рамках психотерапии, поданным Н.Н. Нарицына (2001), подобных методов на сегодня в Европе насчитывается около 5000. По мнению автора, именно физиологически-ориентированный подход может и должен объединить разнородные методы решения психологических проблем. На наш взгляд, их интеграция (безусловно, необходимая) возможна именно на почве физиологии как на том общем фундаменте, на котором выстроены все без исключения разнородные психотехнологии. И ведущее место в этом, как будет показано в дальнейшем, принадлежит так называемым измененным состояниям сознания, основанным на физиологической возрастной регрессии.

Актуальной задачей представляется также объединение современных научных представлений о душевном и физическом здоровье с многовековым опытом традиционных духовных и оздоровительных практик. Об интеграции традиционной («альтернативной», особенно восточной) и классической («научной») медицины в последнее время говорится достаточно много. Здесь же необходимо подчеркнуть, что и современные интегративные психологические технологии во многом используют опыт традиционных духовных практик. В сущности, их задачи близки; так, разрешение психологических проблем и вытекающий из этого личностный рост, к которым стремится психотерапия, близки к понятию «просветления» в традициях духовного совершенствования (ЭйнрайтДж., 1994). С этой точки зрения современная психология и психотерапия могут рассматриваться как «основания духовности» (Уолш Р., 2000).

Следующий важный в представлении автора момент связан со сходством и различиями психотерапии и практической психологии. Естественно, что у них общие основы и сходные методы работы, да и поле деятельности практически одно и то же: и к психотерапевту, и к психологу приходит человек - неважно, называется ли он пациентом или клиентом, — со своими психологическими проблемами, чтобы найти их решение. И те универсальные решения человеческих проблем, которые известны и психотерапевту, и психологу, по большому счету одинаковы. Разница лишь в способе их достижения.

Психотерапия, проводимая с людьми зрелого возраста (особенно психодинамические и суггестивные методики), в большой степени напоминает... перевоспитание чужих взрослых детей. При этом психотерапевт, принимая на себя функции заботливого и опекающего «родителя», делит с пациентом ответственность за то, что с последним должно происходить. Вначале значительную часть этой ноши терапевт возлагает на себя и лишь затем — постепенно, шаг за шагом — передает пациенту всю полноту ответственности. Собственно, принятие пациентом в полной мере ответственности за события собственной жизни и составляет основную цель традиционной психотерапии. Цель же психологического подхода иная — предложить человеку технологию, способную помочь в решении проблем, при условии, что он сам возьмет на себя ответственность за ее применение и освоит необходимые для этого практические навыки (принцип активности). В сущности, подход, на котором основано наше изложение, представляет собой не что иное, как обучение человека методам психологической самопомощи. В зарубежной литературе это обозначается специальным термином psychoeducation (Colom F. e.a., 1998).

Иными словами, если психотерапевт лечит, делая при этом за своего пациента значительную часть работы по «строительству светлого будущего», то психолог консультирует и обучает, вооружая тем самым своего клиента знаниями, всем необходимым для последующей самостоятельной, внутренней работы над собой. Для этого и предназначена данная книга.

Необходимо подчеркнуть, что приведенные в книге практические упражнения по саморегуляции, входящие в метод РЕТРИ, были отобраны автором в процессе достаточно длительной работы с пациентами, на протяжении более чем десяти лет. Их доступность для самостоятельного освоения, при использовании книги в качестве своеобразного самоучителя, подтверждена опытом общения с читателями предыдущей книги — «Как справиться со стрессом» (1-е изд., 1995 г.; 2-е изд., 2000 г.).

Автор выражает благодарность тем, кто содействовал появлению этой книги - Л.А. Сандомирской, доктору медицинских наук, профессору В.В. Макарову и доктору психологических наук, профессору В.В. Козлову.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница