«Без географии Вы нигде» именно под таким девизом живёт всё географическое сообщество. Однако в настоящее время социум словно игнорирует это краткое, но очень весомое изречение



Скачать 59.15 Kb.
Дата23.08.2018
Размер59.15 Kb.

Ившин Антон, гр. 522

«Без географии Вы нигде» – именно под таким девизом живёт всё географическое сообщество. Однако в настоящее время социум словно игнорирует это краткое, но очень весомое изречение. Недооценка значимости географии как науки и как учебной дисциплины неизбежно ведёт к снижению уровня географической культуры в современном обществе. Несмотря на то, что в программе ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» география названа в числе четырёх общечеловеческих областей знаний XXI века, куда входят также философия, история и иностранные языки, подкрепляемые информационными технологиями, мы по-прежнему наблюдаем сокращение часов на изучение географии в средней школе. Но ведь именно в школе, средней и высшей, закладываются основы географической культуры.

По выражению В.П. Максаковского, «географическая культура есть способ преобразования географической среды и себя как творца географических ценностей». Существует и другое определение: «географическая культура есть социально-обусловленный уровень развития личности в сфере общественно-географической деятельности» (Баринова И.И.). Оба определения верны, и очевидно то, что географическая культура служит одним из важнейших средств социальной ориентации личности в системе «природа-общество». Именно география находится на острие проблемы взаимодействия общества и природы, изучая сложность и неоднозначность этого взаимодействия. Понимая значимость сказанного выше, можно сделать вывод, что географические знания необходимы в повседневной практике человека.

Таким образом, существование системы «природа-общество» будет способствовать и существованию географической культуры как таковой, однако без повышения уровня последней не представляется возможной рационализация деятельности человека в целях обеспечения общества благами и сохранения биоразнообразия.

Человечество, получая всё большее количество информации о системе «природа-общество», задумывалось о стратегии развития государств и мира в целом, иными словами, задавалось вопросами «Что будет дальше?» и «Какие действия нужно в связи с этим предпринять?». На повестку дня были вынесены вопросы ограниченности природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды. Мир подошёл к той грани, когда потребовалась новая модель развития человечества в планетарном масштабе.

Обратившись к истории, понимаешь, что именно кризисные периоды освежали экономики государств, привносили нечто новое в культуры стран и способствовали зарождению новых научных идей. Одной из таких идей, к которой обратились с целью найти выход из сложившейся критической ситуации, стала концепция устойчивого развития, если быть точнее, концепция сбалансированного развития. С точки зрения её сторонников, эта концепция не старается замедлить экономический рост, она лишь предполагает экономическую стабильность на протяжении большого промежутка времени, которая позволит жить не только нынешним поколениям, но и будущим. Конечно, в первую очередь это потребует снижения потребления ресурсов и перехода к информационному обществу. В целом же это потребует дематериализацию хозяйственной деятельности. Помимо этого, концепция устойчивого развития предполагает экологизацию всех отраслей производства, т.е. переход на новые источники энергии, методы очистки и т.п. Экологический аспект включает в себя сохранение таких природных благ, как воздух, вода, почва, ценность которых не видна на первый взгляд. Кроме того, в экологическом аспекте должны закладываться такие предметы, как планирование, нормирование, контроль хозяйственной деятельности.

Кроме экономического и экологического аспектов, существует также аспект социальный. Процесс разделения природных благ лишь усугубит существующие конфликты и приведёт к новым спорам. Концепция устойчивого развития должна не просто поддерживать стабильность и сплочённость общества, но и учесть все культурные различия, исторический опыт и интересы будущих поколений.

Таким образом, именно экологический аспект стал причиной обеспокоенности общества об общем будущем человечества и планеты и, как следствие, одним из аспектов концепции устойчивого развития. И здесь в роли инструмента этого аспекта выступает как раз географическая культура.

В современном обществе экологизация затронула все отрасли хозяйства по всему миру. Это влечёт за собой подтягивание определённых знаний о системе «природа-общество», в том числе из географии. Главными преимуществами географии и географической культуры являются:

1) комплексное рассмотрение среды обитания и каждого компонента в отдельности, их свойств, количественных характеристик и территориального положения;

2) формирование картины мира не в виде набора отдельных природных или общественных компонентов, а в виде чёткой иерархии целостных территориальных природно-общественных систем, формирующихся и развивающихся по определённым законам.

Для овладения этими преимуществами необходимо развитие географического мышления. Оно включает в себя такие компоненты, как территориальность, комплексность, глобальность и конкретность. Целями географического мышления в системе устойчивого развития должны стать:

1) усиление системности в осмыслении географических явлений и процессов с целью дальнейшего планирования хозяйственной деятельности;

2) усиление динамической и исторической направленности географического мышления с учётом положительного опыта разных стран;

3) экологизация географического мышления, осознание единства мира в ответственности за действия каждого его элемента для придания концепции устойчивого развития международного статуса;

4) повышение точности и логического построения географического мышления, унификация понятийного аппарата географии с системой общенаучных понятий для комплексного использования всех наук.

Обобщая все представления о географическом мышлении, следует отметить, что этот навык предполагает видеть мир на карте в нескольких тематических слоях со своими показателями в разное время, но представлять одну целостную картину.

Кроме того, географическая культура оперирует географическими методами. Метод является важной составной частью науки. Метод формируется как результат прежнего знания и одновременно выступает как начало нового.

В географии существует множество методов исследования. Они делятся на эмпирические и теоретические. К эмпирическим методам относятся экспедиционные и лабораторные. Экспедиционные делятся на стационарные, маршрутные и полустационарные, а лабораторные – на материальные и экспериментальные. Теоретические методы включают в себя логические (дедуктивный и индуктивный) и формализацию, куда входят математический, картографический, метод моделирования, аэрокосмический, количественный, геоинформационный и сравнительно-географический методы.

Самым старым и самым эффективным средством географии является картографический метод. На сегодняшний день имеется огромный картографический фонд различного масштаба и различной тематики. Анализ карт предполагает:

1) общее и поэлементное описание по картам как способ качественной характеристики явлений, изображённых на карте;

2) графические приёмы анализа карт, включающие построение по ним разного рода двумерных и трёхмерных графиков и диаграмм;

3) графоаналитические приёмы – картометрию и морфометрию, которые предназначены для производства по картам измерений и количественных определений;

4) математико-картографическое моделирование.

Именно этот метод позволит составлять прогнозные карты и карты сложившейся ситуации для разных регионов мира в рамках концепции устойчивого развития.

Таким образом, многогранность географической культуры может быть эффективно использована при построении концепции устойчивого развития. Географическая культура должна рассматриваться не только как инструмент экологического аспекта устойчивого развития, с помощью которого будут решаться те или иные задачи, а как составная часть общей культуры, которая прививается в средней и высшей школах. Функционирование географической культуры связано с личностью, сознанием и взаимодействием с объектами и субъектами географического пространства, поэтому позитивный тренд в развитии географической культуры неизбежно найдёт отражение в становлении концепции устойчивого развития как идеи планетарного масштаба.



Список использованной литературы

  1. Анучин В.А.. Географический фактор в развитии общества. – М.: Мысль, 1982.

  2. Бромлей Ю.В. Мировая культура: традиции и современность. – М.: Наука, 1991.

  3. Касимов Н.С, Мазуров Ю.Л. Концепция устойчивого развития и её производные: студенческий дискурс - М. – Смоленск: Универсум, 2007.

  4. Кильдишова Н.А. Географическая культура и современное географическое образование. [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы географии и геоэкологии. – 2011. – Вып. 2.

  5. Максаковский В.П. Географическая культура. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998 – 416 с.

  6. Максаковский В.П. Как нам обустроить школьную географию // География в школе. – 2010. – № 2. – С. 35–39.

  7. Уколова Е.В., Гененко И.А.. Формирование географического мышления при культурологическом подходе // Успехи современного естествознания. – №7. – 2011 – С. 31-32.

  8. Шкутина Л.А., Кулмаганбетова А.О. Условия формирования географической культуры студентов. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/2_KAND_2011/Pedagogica/78528.doc.htm, свободный.


Каталог: science -> projects -> our -> web -> 2014 -> students
science -> Влияние гендерной социализации на формирование жизненных стратегий женщин современной Росcии
science -> Студенческая научно-практическая конференция
science -> Институциональные аспекты профессионализации социальной работы
science -> Кадров в аспирантуре направление подготовки
students -> Слово cultura впервые встречается в трактате о земледелии De Agri Cultura
students -> Бадина Светлана
students -> Формирование географического мышления как отражения географической культуры


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница