Бесконфликтное общение в семье



Скачать 124.49 Kb.
страница1/2
Дата14.04.2018
Размер124.49 Kb.
  1   2

Болтянова Наталья Александровна,

методист отдела методического обеспечения социально-педагогической и психологической деятельности УО «РИПО»

БЕСКОНФЛИКТНОЕ ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ


Конфликт - это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона.

Уильям Линкольн





Одним из приоритетных направлений развития современного общества является формирование нравственно-этических ценностей личности, а это не возможно без конструктивного сотрудничества и взаимодействия внутри семьи. Семья остается важнейшим институтом социализации личности. Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации, что не может не сказаться на внутрисемейном взаимоотношении, которое, к огромному сожалению, носит не всегда конструктивный характер. Не зря Луций Анней Сенека Младший (4-65 до н.э., римский философ, писатель и оратор) сказал: «От любви до ненависти - один шаг, от ненависти к любви - километры шагов» [3]. 

Ни одна семья не застрахована от внутрисемейных конфликтов. Они часто отравляют жизнь, нарушат привычный ритм, снижают самооценку любого члена семьи. Многие стремятся найти конструктивный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это сделать. Для этого рассмотрим причины возникновения и структуру конфликта, его функции, а так же основные модели поведения участников конфликтной ситуации.

Термин «конфликт» означает столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды.



Конфликты  являются частью повседневной семейной жизни. Чаще всего конфликты возникают тогда, когда члены семьи ощущают, что с ними обходятся не справедливо. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту.

Из определения можно выявить сущность такого явления, как конфликт:



  • необходимы минимум два субъекта – участника конфликта (участников может быть и больше);

  • противоречие, которое лежит в основе конфликта, должно быть личностно значимым для субъектов (членов семьи);

  • необходимы определенные обстоятельства, которые выявили бы противоречие и столкнули интересы субъектов.

При наличии всех этих условий и возникает конфликтная ситуация, которая является первой стадией развития конфликта.

Через какой-то промежуток времени конфликт переходит во вторую стадию и выражается в инциденте. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон. И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как кто-то из членов семьи воспринимает и оценивает ситуацию. Если он оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтующих сторон «подгоняются» под противоречивую ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации.

Формы протекания конфликта могут быть разными:


  • Недовольство – ощущение неудовлетворенности.

  • Разногласие – несходство во мнениях, взглядах.

  • Противодействие – действие, препятствующее другому действию.

  • Противостояние – концентрация на конкретном интересе субъекта.

  • Противоборство – борьба члена семьи с кем-либо или чем-либо, мешающим реализации его интересов.

Форма протекания конфликта тем острее, чем дольше продолжается сам инцидент. Поэтому, чем раньше в семье начнется поиск решения, тем меньше будут психологические последствия.

Самым первым шагом на пути к решению конфликта является факт признания членами семьи того, что проблема действительно есть.

Наиболее часто конфликты возникают у родителей с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы детско-родительских конфликтов:


  • конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);

  • конфликт сверхзаботы (гиперопека и сверхожидания);

  • конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальный контроль и указания);

  • конфликт родительского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Зачастую ребенок на притязания и конфликтные действия родителей может отвечать такими реакциями (стратегиями поведения), как:

  • реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

  • реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

  • реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

В настоящее время психологи выделяют множество способов решения конфликтных ситуаций в семье. Выбор зависит от личности члена семьи, от формы протекания конфликтной ситуации и других обстоятельств.




Каталог: assets -> site
assets -> Контрольных и других видов проверочных работ для организации рубежного, текущего контроля, итоговой аттестации выпускников
assets -> Программы нпо
assets -> Психологическая компетентность педагога в работе с детьми
assets -> Методические рекомендации по выполнению дополнительного раздела выпускных квалификационных работ по направлению «Реклама и связи с общественностью»
assets -> I. Общие положения Статья Правовой статус Устава Петуховского района Курганской области
assets -> Планы семинарских занятий по курсу «Социология» для студентов всех форм обучения
assets -> Единый государственный экзамен
assets -> Рабочая программа дисциплины дв5 Религии народов мира
site -> Вопросы по предмету «История и философия науки»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница