Бедность как социальная проблема



Скачать 213.27 Kb.
Pdf просмотр
страница1/9
Дата18.04.2018
Размер213.27 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


ЧЕЛОВЕК. СООБЩЕСТВО. УПРАВЛЕНИЕ • №1/2006 14
БЕДНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
С.С. Ярошенко*
Переход России к рыночным отношениям обернулся ростом числа бедных и реабилитацией бедности как объекта анализа и управления. Как и два столетия назад — во времена индустриальной революции и формирования ранней вер- сии капитализма, в постсоциалистических странах бедность наконец признана социальной проблемой.
Осознание проблемы бедности отнюдь не означает, что данный феномен не существовал прежде или что только изменились формы его проявления. На наш взгляд, последствия гораздо глубже и касаются изменения природы со- циального явления. Бедность из «естественного состояния» становится кон- структом — результатом изменившихся условий существования, в том числе научного знания, социальной политики и реакций населения. Разница очевидна при сравнении восприятия бедности и бедных в разные исторические эпохи.
В докапиталистическом обществе бедность считалась приемлемой или даже идеальной формой существования, что нашло отражение в канонизации образов бедствующих людей и образовании «нищенствующих» монашеских орденов. Нужда признавалась духовно облагораживающим условием жизни
[16, p. 474]
1
. Моральное принятие бедности проявилось в ценностной системе, которая отводила экономическому развитию незначительную роль, поощряла аскетизм и основывалась на идеале духовного, а не материального обогащения.
За бедность и ее крайнюю форму проявления — нищенство, требующее обя- зательного общественного вспомоществования, индивидуальная ответствен-
* Ярошенко Светлана Сергеевна, кандидат социологических наук, заведующая сектором эко- номической социологии ИСЭиЭПС Коми научного центра Уральского отделения РАН, научный сотрудник Института сравнительных исследований трудовых отношений (ИСИТО) (г. Москва).
Электронная почта: s_yaroshenko@online.ru.
1
На подобное отношение повлияли религиозные постулаты и христианская традиция, со- гласно которым помощь нищим была богоугодным делом, а бедность — принципом жизни, со- знательно выбираемым и отстаиваемым: «Продайте все, что имеете, и следуйте за мной»; «Бога- тым дарует Бог серебро нищим ради»; «Блаженны нищие по велению своего духа».
ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница