«башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан»



Скачать 58.02 Kb.
Дата14.05.2018
Размер58.02 Kb.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

кафедра менеджмента


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

____________ Ю.Н. Дорожкин

______ ______________ 2012 г.



ВОПРОСЫ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

по общенаучной специальности

«Общая психология, психология личности, история психологии»



  1. Предмет и объект психологии. Плюрализм подходов к решению проблемы предмета психологии в современной науке.

  2. Отрасли психологии: основные характеристики и подходы к классификации.

  3. Место психологии в системе наук. Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина.

  4. Психологическая наука и психологическая практика: проблемы соотношения.

  5. Методы психологии: общее представление и различные классификации. Наблюдение, эксперимент, их виды в психологии.

  6. Роль истории психологии как отрасли психологической науки в развитии современной психологии.

  7. Понятие души в античной философии и психологии. Представление о душе в трудах Платона и Аристотеля.

  8. Психология как наука о сознании: метод универсального сомнения Р.Декарта, понятие рефлексии в психологии Дж.Локка.

  9. Сознание как предмет экспериментального психологического исследования (В. Вундт, У. Джемс). Интроспекция и эксперимент.

  10. Общее представление об ассоциативной психологии: ее возникновение, развитие и судьба.

  11. Проблема неосознаваемых процессов в психологии. Роль 3. Фрейда в разработке проблемы бессознательного в психоанализе.

  12. Бессознательное и установка. Явление и понятие установки в школе Д.Н. Узнадзе.

  13. Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме. Примеры экспериментальных исследований.

  14. Целостный подход в психологии. Берлинская школа гештальт-психологии.

  15. Культурно-исторический подход в психологии (Л.С. Выготский). Высшие психические функции и их свойства. Понятие интериоризации.

  16. Проблемы возникновения психики в эволюции. Гипотеза А.Н. Леонтьева и ее экспериментальное подтверждение.

  17. Этапы психического развития в филогенезе по А.Н. Леонтьеву: сенсорная психика, перцептивная психика, стадия интеллекта.

  18. Интеллектуальная стадия в развитии психики. Развитие мышления в антропогенезе. Роль культуры в специфике мышления.

  19. Необходимость возникновения сознания в антропогенезе. Роль трудовой деятельности в формировании сознания.

  20. Принцип единства сознания (психики) и деятельности. Про­блема соотношения «внешней» и «внутренней» деятельности. Психика как ориентировочная дея­тельность субъекта (П.Я. Галь­перин).

  21. Две ипостаси (качества) психики человека: психика как деятельность и психика как образ, их возможное соотношение.

  22. Специфические (ощущение, восприятие, мышление) и неспецифические познавательные процессы (внимание, память, воображение): основные определения. Психология познания и когни­тивная психология.

  23. Общее представление об ощущении и восприятии: свойства, методы измерения, классификации, теории. Основные направления и результаты экспериментальных исследо­ваний ощущения и восприятия.

  24. Психология памяти: основные функции, принципы организации, закономерности. Виды памяти.

  25. Память и деятельность. Тренировка памяти, приемы мнемотехники.

  26. Предмет и задачи психологии мышления. Индивидуальные особенности и типы мышления.

  27. Основные подходы и теории в психологии мышления. Виды мышления.

  28. Мышление как познавательный процесс. Описание стадий мыслительного процесса.

  29. Мышление и самосознание личности. Система личностных и ситуативных детерминант мышления. Рефлексивная регуляция мышления.

  30. Основные подходы к изучению интеллекта и способностей: история и современное состояние. Роль биологических и социальных факторов в их развитии. Понятие коэффициента интеллекта.

  31. Общее представление о концепции периодизации психического раз­вития в онтогенезе (Д.Б. Эльконин). Понятие и виды ведущих деятельностей на разных эта­пах онтогенетического развития ребенка.

  32. Сущность психофизиологической проблемы: история и развитие подходов (И.М. Сеченов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.А. Бернштейн).

  33. Психология человека как субъекта деятельности и субъекта познания. Понятия субъекта, индивида, личности, индивидуальности.

  34. Единство познавательной, мотивационной и волевой сфер личности. Социокультурная обусловленность познавательных процессов. Чувственное и ра­циональное познание.

  35. Психология способностей: определение, измерение, проблема развития. Тесты на общий ин­теллект и специальные способности.

  36. Темперамент как формально-динамическая сторона деятельности. Основные свойства нервной системы. Теории темперамента. Соотношение темперамента и ха­рактера.

  37. Характер: формирование, строение, защитные функции, акцентуации. Характер как индивидуальный жизненный стиль.

  38. Речь и мышление в различных психологических концепциях. Виды и функции речи. Современные исследования понятийного мышления, психосемантика.

  39. Проблема изучения речевого мышления (Л.С. Выготский). Значение слова как единство общения и обобщения. Значение и смысл слова. Развитие научных и житейских понятий.

  40. Движущие силы и условия развития личности, среда и наследственность. Периодиза­ции развития индивида, личности и индивидуальности. Жизненный путь человека как история индивидуальности.

  41. Общее представление об индивидных свойствах человека (Б.Г. Ананьев), их классификация. Индивидуальные свойства как предмет дифференциальной психологии. Типологии Э. Кречмера и В. Шелдона, их критика.

  42. Личность и социальная группа. Ролевые теории личности и их критика. Социализация личности.

  43. Общая характеристика индивидуальности. Нормальное и отклоняющееся развитие личности. Личность и творчество.

  44. Деятельностный подход в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Структура деятельности человека.

  45. Общее представление о структуре личности. Типологические подходы к личности. Проективный подход и проективные методы исследования личности.

  46. Психология эмоций. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии. Основные теории эмоций. Функции эмоций.

  47. Психология внимания: история исследований, виды, функции, связь с деятельностью. Способы развития внимания.

  48. Психология воображения. Творческое воображение. Пути развития воображения.

  49. Внимание как проблема психологии сознания. Теории внимания. Современные тенденции развития психологии внимания.

  50. Личность как субъект регуляции деятельности. Личностный смысл и процесс смыслообразования. Проблемы адаптации в современной психологии.

  51. Разновидности эмоциональных явлений: чувства, эмоции, аффекты, настроение. Проблемы устойчивых эмоциональных отношений человека.

  52. Эмоциональное состояние: стресс, тревожность, фрустрация. Ситуативные эмоции как регулятор деятельности.

  53. Методы исследований эмоций. Выражение эмоций: мимические, пантомимические, речевые проявления эмоций. Физиологические показатели эмоций.

  54. Психология воли: определение, критерии волевого поведения. Структура волевого акта. Борьба мотивов и принятие решений, проблема выбора.

  55. Представление о волевом процессе в психологии сознания. Волевая регуляция как преобразование проблемных ситуаций. Воля и личность.

  56. Мотивационная сфера личности: иерархическое строение и детерминирующие факторы. Разновидности мотивов человека.

  57. Ценности, интересы, нормы как мотивационные образования. Проблема осознаваемости мотивов.

  58. Мотивы и цели деятельности. Проблема смыслообразования. Экспериментальное исследование целеобразования.

  59. Теория мотивации в зарубежной психологии. Специфика исследования мотивации в бихевиоризме, психоанализе, когнитивной и гуманистической психологии.

  60. Междисциплинарный статус проблемы личности. Человек и его место в различных системах – биогенеза, социогенеза, персоногенеза.

Заведующий кафедрой А.Р. Кудашев
Каталог: upload -> doc
doc -> Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном образовании
doc -> При правительстве г. Москвы коваленко а. И., Пискун а. И., Тимошенко т. В
doc -> Социологическое исследование
doc -> Стадник Ирина Викторовна
doc -> Актуальные проблемы социализации воспитанников интернатных учреждений: дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации педагогических кадров интернатных учреждений для детей-сирот и детей
doc -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Система муниципального управления»
doc -> Диссертация Мещеряковой Н. Н. «Особенности аномии в современном российском обществе : синергетический подход»
doc -> Современная модель сопровождения профессионального выбора студентов
doc -> Организация службы по профилактике вич-инфекции


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница