Бандуровский К



Скачать 101.65 Kb.
страница1/3
Дата04.06.2018
Размер101.65 Kb.
  1   2   3

Бандуровский К.В.
Введение в классическую философию
Тема 1. Предфилософский тип мировоззрения. Возникновение философии

Изменение предмета философии в ходе истории. Дискуссии о предмете и методе философии. Основные философские дисциплины. Философия как «беспредпосылочное» мышление. Критицизм философии. Специфика философского вопрошания.

Время и причины возникновения философии. Мифология как предфилософский тип мировоззрения. Отношение мифологии и философии. Институт «мудрецов» и философия. Общие рационалистические тенденции в философии, науке, политике в Древней Греции.
Тема 2. Античная философия. Досократики и Сократ

Натурфилософия досократиков. Проблема «первоначала» и ее аспекты. Представления о «первоначалах» у философов милетской школы, Гераклита, Пифагора, Эмпедокла, Анаксагора. Диалектика Гераклита. Космогония и космология досократиков. Натурфилософия досократиков и современное естествознание.

Онтология элеатов. Постановка вопроса о бытии в школе элеатов. Мир бытия и мир становления. Истинное познание и мнение. Дедуктивное строение рассуждения у Парменида и Мелисса. Характеристики бытия в системах Парменида и Мелисса, их сходство и различия. Защита учения о бытии Зеноном (апории Зенона).

Софисты и Сократ. «Гуманистический поворот» в древнегреческой философии. Социально-политические предпосылки возникновения софистики. Гносеологический и этический релятивизм софистов. Критика софистики Платоном и Аристотелем. Сократ и софисты. Значение Сократа для последующего развития философии. Майевтический метод и ирония Сократа.


Тема 3. Античная философия. Платон, Аристотель. Философия эпохи эллинизма

Философия Платона. Жанр философского диалога. Трансцендентальная аргументация в философии Платона. Трансформация парменидовской онтологии у Платона. Понятие высшего блага. Иерархия идей. Учение о душе. Учение о государстве.

Философия Аристотеля. Корпус сочинений Аристотеля. Критика учения об идеях. Метафизика Аристотеля и ее основные понятия (форма-материя-лишенность, возможность-действительность-энтелехия, субстанция и акциденция). Проблема первой субстанции. Теология Аристотеля (учение о перводвигателе). Психология Аристотеля. Физика и космология Аристотеля.

Эллинистическая философия. Сократические школы. Нравственные коллизии киников. Физика и этика стоиков. Скептическая аргументация Пиррона. Физика и этика Эпикура. Общая характеристика философии неоплатоников. Философия в Древнем Риме.


Тема 4. Философия средних веков, Возрождения и Реформации

Восточная и западная патристика. Основные различия античного и средневекового мировоззрений. Ранняя христианская философия (апологетика, экзегеза). Философия каппадокийцев. Философские аспекты тринитарных и христологических споров. «Исповедь» Августина. Апофатический и катафатический методы богопознания у Дионисия Ареопагита. Боэций и его влияние на средневековое образование. Основные проблемы в «Утешении философией».

Арабо-мусульманская философия. Рецепция античной философии арабо-мусульманским миром. Метафизика Ибн-Сины. «Опровержение философов» ал-Газали. Философия Ибн-Рушда и его учение об интеллекте. Влияние арабо-мусульманской философии на европейскую (латинский аверроизм).

Философия зрелого средневековья. Особенности схоластической философии. Ансельм Кентерберийский и его «онтологическое» доказательство бытия Бога. Спор об универсалиях. Метафизика Фомы Аквинского, Дунса Скота и Уильяма Оккама. «Пять путей» Фомы Аквинского.

Основные идеи философии Возрождения. Реформация и ее влияние не философию.
Тема 5. Философия Нового времени и Просвещения

Гносеологический поворот в философии.

Рационализм. Теория познания и метафизика Декарта (методологическое сомнение, "я" как несомненное начало, доказательство существования Бога, доказательство существования внешнего мира). Проблема познания чужого "я". Учение Спинозы о субстанции. Монадология Лейбница. Окказионализм Мальбранша. Проблема связи души и тела.

Эмпиризм. Научная программа Ф. Бэкона, критика "идолов", индукция как метод эмпирически ориентированного познания. Феноменализм Беркли и его критика понятия "материи". Учение о познании Дж. Локка. Критика принципа причинности Д. Юмом.

Основные идеи философии Просвещения.
Тема 6. Немецкая классическая философия

«Критический» период философии Канта. Учение о синтетических априорных суждениях. Априорные формы чувственности, рассудка и разума. Чистый и практический разум. Способность суждения.

Критика Фихте кантовской концепции «вещи в себе». «Я есть Я» как основополагающий принцип наукоучения Фихте. Абсолютное и индивидуальное «Я».

Принцип тождества духа и природы в философии Шеллинга.

Диалектика абсолютного духа в философии Гегеля. Идея философии как «научной системы» (в «Феноменологии духа»).
Вопросы к семинарским занятиям:
Семинар 1. Онтология элеатов. Релятивизм софистов


  1. Какими средствами аргументации пользуется Парменид? Какое из них можно считать главным?

  2. Какое положение можно принять в качестве аксиомы и почему?

  3. Можно ли изложить содержание фрагмента в виде аксиоматическо-дедуктивной формализации? Попробуйте сделать это.

  4. Сопоставьте учение элеатов и Горгия. Следует ли воспринимать трактат Горгия только как софистику? Возможно ли «серьезное» восприятие его аргументации?

Семинар 2. Онтология Платона и метафизика Аристотеля

  1. Как Платон обосновывает невыводимость идей из опыта?

  2. Являются ли идеи «прекрасного», «справедливого» и т.д. пустыми?

  3. Как объясняется наличие идей в душе человека?

  4. Какими методами познания и аргументации пользуется Платон? Приведите примеры.

  5. В чем суть аристотелевской критики учения Платона об идеях?

  6. Основоположения аристотелевской метафизики.

  7. Как доказывает Аристотель существование перводвигателя? Является ли это доказательство аподиктичным?


Семинар 3. Философия Декарта

  1. В чем видел свою главную задачу Декарт?

  2. Радикальное сомнение и выход из него.

  3. Как Декарт обосновывает бытие Бога и мира?

  4. Каков критерий истинного познания?

  5. Каково первичное свойство материальных вещей?

  6. Какие последствия для развития науки и технологии имела философия Декарта?

  7. В чем основные трудности философии Декарта?


Семинар 4. Гносеология Канта

  1. В чем заключаются противоречия в позициях рационалистов и эмпириков?

  2. Какой выход предлагает Кант?

  3. Учение Канта об априорных формах.

  4. Возможна ли метафизика как наука?

  5. Антиномии чистого разума.

  6. Агностицизм Канта.

  7. Теоретический и практический разум.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница