Бандуровский К. В. Фома Аквинский о демонах



Скачать 228.53 Kb.
Pdf просмотр
страница1/18
Дата28.07.2018
Размер228.53 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Бандуровский К.В.
Фома Аквинский о демонах.
(По поводу вопроса 114 ("О нападении демонов") из части первой "Суммы теологии", с приложением перевода).
Опубликовано в: Человек. № 5. 1999. C. 79-99
Ангелы (и демоны, которые являются частным случаем ангелов) в средневековой философии, на всем практически полуторотысячелетнем периоде ее существования, — вполне обычный объект научного исследования. Средневековый умственный взгляд усматривал упорядоченную многослойность мира, как гигантского творения, в котором наш, человеческий регион, занимает вполне определенное место и все явления, происходящие в этом регионе, должны рассматриваться параллельно сходным явлениям в соседних регионах. Ангельский Доктор Фома Аквинский, решая любую проблему — будь то сущности и существования, будь то свободы воли, будь то устройства души — никогда не ограничивался эгоистически очерченными рамками близкой нам, людям, проблематики. Но выходило в конечном итоге, что совершалось это во благо и антропологических штудий, ведь для того, чтобы лучше понять, что такое человеческая воля, следует изучить близкие явления и в соседних регионах — какова воля животных, человека в состоянии невинности (Адама), ангелов и, наконец, божественная воля
1
. Такое соседство отделяло рассматриваемую проблему из ее погруженности в мелкую, зачастую сиюминутную эмпирию, и выводило в чистую, логическую область размышления, в которой с равным правом могут существовать как эмпирически постижимые объекты, так и созерцаемые умом, хотя в нашей повседневной жизни первые имеют явную привилегию. Но зададимся вопросом — а должна ли наука принимать движение в соответствии с кривизной прагматики, не следует ли ей развивать имманентные ей направления? В таком случае, наряду с "действительными" сущностями рассмотрению будут подлежать и любые логически возможные без какой-либо дискриминации
2
. В этом отношении ангелы Фомы столь же необходимые для его метафизики сущности, как боги-числа для Прокла или монады для Лейбница
3 1
Честертон по этому поводу совершенно справедливо заметил: "...Фома и вправду занимался природой ангелов по той же самой причине, по какой он занимался природой человека. Его чрезвычайно занимали подчиненные, полузависимые создания, разные ступени свободы." (Честертон Г.К.Ч. Святой
Фома // Честертон Г.К.Ч. Вечный человек. М., 1991. С. 339.)
2
В более позднее время к такому рассмотрению всех логически возможных регионов сущего призывал, например, Гуссерль, рассматривая Бога как абсолютный "предел" личного совершенства или "райского человека" как


Каталог: text
text -> Текстовый материал для учителя
text -> «Приобщение обучающихся к этнокультурному образованию в современных условиях»
text -> Теоретические основы изучения внутрикорпоративных коммуникаций
text -> В. И. Игнатьев, докт филос наук, профессор кафедры социологии Новоси- бирского государственного технического университета (нгту), А. Н. Степанова
text -> А. А. Андреев Педагогика высшей школы (Новый курс) Москва, 2002 ббк 74. 00 А 49
text -> Урок по главе 2 «Развитие общества»
text -> Книги и статьи о педагогике, психологии. Труды известных педагогов. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения
text -> На заседании Ученого Совета философского факультета
text -> Культурно-историческая концепция и проблема субъективной самоинтерпретации в современной нарративной психологии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница