Байссвенгер М. «Еретик» среди «еретиков»: Л. П. Карсавин и Евразийство



Скачать 421.81 Kb.
страница1/14
Дата03.06.2018
Размер421.81 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Байссвенгер М.

«Еретик» среди «еретиков»: Л. П. Карсавин и Евразийство
Участие Л. П. Карсавина в евразийском движении, наиболее ярком и влиятельном идейном течении русской межвоенной эмиграции, является одним из самых неожиданных и спорных эпизодов его интеллектуальной биографии. Казалось бы, известный историк западноевропейского, прежде всего итальянского средневековья, русский религиозный философ, принадлежавший к старшему поколению русских эмигрантов, имел очень мало общего с евразийцами, молодыми амбициозными интеллектуалами, которые провоцировали эмигрантскую общественность своими полемическими идеями и обширными планами «евразийского» будущего России.

Исследователи жизни и идей Карсавина пытались по-разному объяснить его взаимодействие с евразийцами. Например, Ф. Лесур считала это сотрудничество случайным и вызванным, в первую очередь, материальными соображениями (Карсавин получал за свое участие в Евразийстве ежемесячные стипендии). Организационное же участие Карсавина в движении, по мнению Лесур, было несущественным и осталось «без практических последствий» (1).

Экономическими мотивами объяснял сотрудничество Карсавина с евразийцами также и А. К. Клементьев, назвавший это «вынужденным» шагом и подчеркнувший, что философ «при первой серьезной возможности вернулся к привычному научному труду» (2).

Однако есть также исследователи, которые видят в участии Карсавина в Евразийстве более глубокие мотивы. Так, например, С. С. Хоружий связывал участие Карсавина в Евразийстве с личными моментами. Карсавину нравилась его роль старшего наставника и возможность обеспечить движение солидным философским фундаментом, выдвинув в качестве такового собственное учение о «всеединстве». В целом поддерживает интерпретацию Хоружего и Ю. Мелих. Она считает, что, взаимодействуя с евразийцами, Карсавин хотел применить свои абстрактные философские идеи к живой действительности в послереволюционной России и межвоенной Европе (3).

Спорным до сих пор остается также вопрос о взаимном влиянии Карсавина и евразийцев. Хоружий писал, что Карсавин во второй половине 1920-х гг. содействовал тому, что Евразийство, в частности его парижское крыло, политически сдвинулись «влево». Таким образом, Карсавин отчасти нес ответственность за раскол в Евразийстве, последовавший в 1929 г. Что же касается влияния Евразийства на Карсавина, то Хоружий утверждает, что идеи самого философа остались практически не тронутыми евразийским учением (4). Однако Лесур, наоборот, полагает, что именно под влиянием евразийского движения формировались взгляды Карсавина на современную ему Россию (5). Созвучно ей и мнение К. Ермишиной, которая утверждала, что именно из-за участия Карсавина в евразийском движении его идеи стали политизироваться (6). В свою очередь, К. Ошар также подчеркивала, что развитие политической «системы» Карсавина невозможно понять, не учитывая «евразийского» периода его биографии (7).

Данная статья исследует взаимодействие Карсавина с евразийским движением на протяжении всего периода его участия в Евразийстве (1923—1929 гг.). Основным тезисом является то, что участие Карсавина в Евразийстве не было случайным. Его привлекла к Евразийству надежда, что при помощи Евразийства можно действовать практически, чтобы вывести Россию и русское православие из состояния «пассивности». Карсавина и евразийцев сближали их «еретичность», их нонконформизм, поиск нетрадиционных идей и решений современных им проблем, вопреки сопротивлению традиционалистов в церкви и политике. Карсавин играл видную роль в евразийской организации как автор публикаций, как оратор и организатор. В идейном плане Карсавин был «типичным» евразийцем в том смысле, что, как и остальные участники движения, он разделял некоторые из евразийских положений, но не принимал другие. Идеи Карсавина, безусловно, оказали влияние на некоторых евразийцев. Участие в Евразийстве содействовало политизации его собственных идей, хотя и не затронуло основ его философских концепций.



Каталог: vkd -> media -> 130116
130116 -> Преследуемый пролегомены к философии будущего
130116 -> -
130116 -> Александр Гельевич Дугин
130116 -> Основные политические теории Методологические аспекты изучения политических теорий
130116 -> Сборник материалов по этносоциологии и социальной антропологии
130116 -> 3 декабря 2012 года в 15: 00 на базе гостиницы «Саранск» г. Саранск состоялась конференция Евразийского Союза Молодежи рм
130116 -> Тарас Геннадьевич, в конце 2014 года свет увидел первый том собрания «Материалы для новейшей истории Новороссии», что представляет собой эта книга
130116 -> Название дисциплины: Философия политики
130116 -> Название дисциплины: Философия политики
130116 -> Классический позитивизм, органицизм и эволюционизм в социологии (О. Конт, Г. Спенсер) (полный вариант). Социология как логико-экспериментальная наука 27 Теория общества 27


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница