Б б. 4 «Естественнонаучная картина мира»



Скачать 37.79 Kb.
Дата14.01.2018
Размер37.79 Kb.

Аннотация к рабочей программе дисциплины

Б.1.Б.4 - «Естественнонаучная картина мира»
Цели и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины: подготовка к выполнению задач профессиональной деятельности бакалавра, установленных ФГОС ВПО.
Структура дисциплины (распределение трудоемкости по отдельным видам учебных занятий и самостоятельной работы):

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.

Общий объем курса 72 часа:


  • в т.ч. – 12 ч. лекций, 18 ч. практ.занятий и 42 ч. самостоятельной работы (очная форма обучения);

Форма отчетности – зачет.
Основные разделы:

Раздел 1. Ведение.

Место науки в духовной жизни общества. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур. Наука и религия. Этика науки. Содержание и методология курса.



Раздел 2. Логика и методология научного познания.

Место науки в структуре знания. Структура научной деятельности. Критерии и нормы научности. Научная истина и научное мировоззрение. Парадигмы. Логика и динамика развития науки.

Методы научного познания: общечеловеческие приемы мышления, способы эмпирического и теоретического исследования. Формы научного знания: проблемы, гипотезы, идеи, принципы, категории, законы, теории. Математизация, дифференциация и интеграция естественнонаучного знания.

Раздел 3. Понятие естественнонаучной картины мира. Исторические типы естественнонаучной картины мира.

Понятие естественнонаучной картины мира. Характерные черты естественнонаучной картины мира. Формирование и развитие естественнонаучной картины мира. Функции естественнонаучной картины мира. Основные изменения естественнонаучной картины мира.

Фундаментальные основы новой естественнонаучной картины мира

Раздел 4. Научные революции. Место научных революций в формировании естественнонаучной картины мира.

Понятие научной революции. Научные революции как путь к прогрессу. Научные революции и смена естественнонаучных картин мира.

Три глобальных научных революции: Аристотелевская революция; Ньютоновская революция; Эйнштейновская революция.

Раздел 5. Структурная организация живой и неживой материи.

Понятие структурной организации материи. Структурная организация неживой материи: микромир, макромир, мегамир. Физические законы, действующие в микромире, макромире, мегамире. Уровни организации живой материи: популяции, биоценоз, биогеоценоз, биосфера.



Раздел 6. Физико-химическая картина мира.

Становление классической механики. Развитие учения об электричестве и магнетизме. Специальная теория относительности. Общая теория относительности. Корпускулярно-волновой дуализм. Материя и движение, время и пространство. Взаимодействие как форма существования материи. Типы фундаментальных взаимодействий. Концепции дальнодействия и близкодействия. Законы сохранения и виды симметрии в природе. Статистические и термодинамические свойства макросистем. Законы термодинамики. Принципы современной физики: принцип относительности, дополнительности, суперпозиции. Принцип минимума диссипации энергии. Мир элементарных частиц. Атомно-молекулярный уровень организации материи.



Раздел 7. Биологическая картина мира.

Традиционная или описательно-натуралистская биология; физико-химическая и эволюционная биология. Создание первых классификаций. Инвентаризация знаний о животном и растительном мире. Введение бинарной номенклатуры К. Линнея. Системный подход в исследовании природы. Зарождение экспериментальной биологии во второй половине Х1Х века. Интеграция биологических наук. Расшифровка процессов саморегуляции. Онтогенез и филогенез. Развитие эволюционной концепции и теории естественного отбора. Становление теоретической биологии. Конвариантная редупликация и биологический прогресс. Концепция структурных уровней в биологии; многообразие живых организмов. Отличие живого от неживого. Свойства живых систем. Клетка. Воспроизводство живого. Генетические законы и Факторы эволюции. Учение Вернадского о биосфере. Типы сред, действие факторов среды. Учение о популяции. Принципы жизнедеятельности видов и функционирования экосистем.



Раздел 8. Астрономическая картина мира.

Элементы эволюции Вселенной: первая теория гравитации; фотометрический парадокс; предпосылки создания новой теории гравитации; космологические модели Вселенной; теория горячей Вселенной Г.Гамова; элементарные частицы и происхождение Вселенной; распространенность химических элементов во Вселенной; реликтовое излучение; красное смещение; модель Большого взрыва и расширяющейся Вселенной; эволюция и типы звезд; эволюция Вселенной.

Строение и эволюция Галактики: строение Галактики; эволюция Галактики; источники энергии Солнца и звезд; строение, происхождение, эволюция Солнечной системы; Солнце (строение, солнечные пятна, протуберанцы, хромосферные вспышки); Солнечно-земные связи.

Внутреннее строение и история геосферных оболочек.



Раздел 9. Синергетика.

Синергетика. Принцип универсального эволюционизма. Самоорганизация в живых и неживых системах. Условия самоорганизации. Флуктуации. Точка бифуркации.



Раздел 10. Человек как предмет естественнонаучного познания

Человек как объект естественнонаучного познания. Представления о появлении человека в эволюции. Социобиология, этология, этнология и социальная экология – их достижения в изучении человека. Особенности физиологии и здоровья человека.



История развития цивилизации. Современные глобальные проблемы человечества.
Планируемые результаты обучения (перечень компетенций):

  • ОК-3 – способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве.


Форма промежуточной аттестации - зачет.
Каталог: sveden -> files
files -> Задачами дисциплины «Профессиональные коммуникации в туризме»
files -> Рабочая учебная программа заменить название «философия науки» для оп
files -> Нан чоу во академия маркетинга и социально информационных технологий
files -> Профиль Мнеджемент социально-культурной деятельности
files -> Профиль «Управление молодежными проектами»
files -> Социология личности
files -> Дисциплине «Социальные технологии работы с молодежью» б б. 26. для оп
files -> «Молодая семья» – дисциплина по выбору студентов для опоп


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница