Аркадий Перлов 2 Андрей Павлов 12 Ксения Ельцова 17 Любовь Артемьева 18 Татьяна Дашкова 23 Константин Цимбаев 29 Валерия Косякова 32 Евгений Савицкий 33



Скачать 330.49 Kb.
страница1/9
Дата08.03.2018
Размер330.49 Kb.
ТипКонкурс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Содержание


Аркадий Перлов 2

Андрей Павлов 12

Ксения Ельцова 17

Любовь Артемьева 18

Татьяна Дашкова 23

Константин Цимбаев 29

Валерия Косякова 32



Евгений Савицкий  33



Аркадий Перлов

Ниже приведены ориентировочные темы магистерских диссертаций, которыми я хотел бы (п. I) или был бы готов (п. II) руководить. Соображения о курсовых/конкурсных работах приводятся в п. III. 08.09.2016 добавлено «Дополнение 2016 года».


Курсивом приводятся для примера формулировки работ, уже защищавшихся в Институте европейских культур (не обязательно под моим руководством, но типологически близких тому, чем я умею руководить). Прямым шрифтом приводятся формулировки (совсем не обязательно уже тем магистерских диссертаций – чаще это просто направления работы), предлагаемые для того, чтобы подтолкнуть Вас определиться с собственными исследовательскими проектами.

Диссертации, которые будут защищаться в рамках совместной с Рурским университетом программы «Русская культура», должны быть написаны или на российском материале, или на сравнительном: что-то российское сопоставляется с чем-то зарубежным. Для программы «Россия и Европа» это требование не так жестко.


I. Темы, которыми я хотел бы заниматься / руководить:
Теория образования, история теории (высшего) (гуманитарного) образования

  • Современная конструктивистская педагогическая теория

  • Проблема этической и политической ангажированности в высшем (гуманитарном) образовании

  • «Ценностный набор» высшего гуманитарного образования (в частности, ценности толерантности, патриотизма, профессионализма, ответственности и т.п.).

  • Проблема «профессиональной подготовки» в высшем (гуманитарном) образовании: pro et contra

  • Проблема «эффективности» в высшем (гуманитарном) образовании: pro et contra

  • «Цели» и «результаты» высшего гуманитарного образования в педагогической теории 1990-х-2000-х гг. и в образовательной политике.

  • Российская теория высшего гуманитарного образования 1990-х-2000-х гг.

  • (Гуманитарная) Дипломная и диссертационная педагогика в России и за рубежом

  • Решение или «пережидание» социальных проблем при помощи высшего (гуманитарного) образования: теория и практика

  • Проблема «омассовления» высшего образования в 1980-е-1990-e-2000-е-2010-е годы


Эмпирика образовательного процесса (прежде всего, в современной России, в области высшего гуманитарного образования)

Проблема построения модели образования для взрослых: опыт ИЕК

Опыт осмысления практик тоталитаризма в современной российской школе


  • Примеры компетентностного подхода в высшем гуманитарном образовании

  • Сочетание компетентностного и знаниевого подходов на практике: саморефлексия выпускника-бакалавра или магистра

  • Форматы описания/рефлексии учебного курса или учебного процесса: опыт РГГУ, НИУ ВШЭ и пары европейских университетов

  • Высшее гуманитарное / культурологическое образование и трудоустройство: практика и релевантность постановки проблемы

  • Менеджмент учебных заведений в области высшего гуманитарного образования

  • Коммерческие и некоммерческие высшие гуманитарные учебные заведения

  • Прозрачность «кухни» в высшем образовании. Мера экспликации студенту целей и средств обучения

  • Проблемы обучения творческому процессу и научному поиску: саморефлексия в высшем гуманитарном образовании

  • Риторика «кризиса» в саморепрезентации университетского образования

  • Риторика «счастья», «бескорыстия» и «достоинства» в саморепрезентации гуманитарного образования

  • Риторика «эффективности» в саморепрезентации гуманитарного образования

II. Темы, которыми я, пусть и без особого энтузиазма, готов (в каком-то небольшом количестве; если не будет ничего более интересного и если предлагаемый Вами разворот темы будет вселять оптимизм) руководить


История идей и история концептов (прежде всего, в областях методологии гуманитарного знания и теоретической культурологии)


  1. В чистом виде история идей / взглядов:

  • Концепция культуры Георга Зиммеля

  • Методология исследования культуры Эриха Ауэрбаха: проблема специфики гуманитарного знания

  • Школа И.М. Гревса в 1920-е годы: проблема самоопределения в культуре

  • Теория рационального действия М. Вебера и ее влияние на концепцию «коммуникативной рациональности» Ю. Хабермаса

  • Концепция власти М. Фуко




  1. «Язык» отдельных теоретиков, их способы думать и писать, отдельные (и не всегда кристально ясно ими осознаваемые) смыслы в их теориях:

  • Исторические труды Карсавина 1910-20-х годов: язык и способы аргументации

  • Философский нарратив В. Соловьева

  • Категория здравого смысла у Г. К. Честертона

  • Дискурс о культуре в православной теологии ХХ века




  1. В гуманитарной мысли ХХ века есть авторы и темы, о которых я был бы готов (при помощи руководства диссертационными проектами) узнать больше. Это:




  • Р. Рорти, Д. Дьюи, М. Фуко, К. Поппер, П. Бурдье, Э. Гидденс, Ю. Хабермас, Х. Патнэм, Д. Дэвидсон

  • Атеистические обоснования этики

  • Современные (XXI век) формы либеральной и консервативной политической философии

  • Попытки сблизить философию (прежде всего, философию сознания) с биологическими науками. Когнитивная философия, нейродела, эволюционизм, теория систем и т.д.




  1. Проблемы и практика представления философии и гуманитарной теории массовому читателю

  • Популярные философские серии («за 90 минут», «for Dummies» и т.п.)

  • Философия для непрофессионального читателя: А. де Боттон («Утешение философией», «Опыты любви»), детские философские повести М. Липмана и т.д.

  • «Что такое философия»: профессиональные философы пытаются высказаться (К. Поппер, Т. Нагель и т.д.)

  • Профессиональные, официальные и маргинальные дискурсы проблемы «Место философии в обществе»

  • Профессиональные, официальные и маргинальные дискурсы проблемы «Место гуманитарного знания в обществе»

  • Профессиональные, официальные и маргинальные дискурсы проблемы «Философия и наука»

  • Профессиональные, официальные и маргинальные дискурсы проблемы «Гуманитарное знание и наука»




  1. Социология (популярного) знания (прежде всего, «туземные теории»1)

  • Гендерные исследования в России 1990-х годов: подходы и проблематика

  • «DIY панк»-движение в постсоветском пространстве: проблемы контркультуры







  1. Современная история ментальностей (с предпочтением русскоязычному Интернету как источнику и болельщикам, националистам или другим ярким сообществам как пациентам). Дискурсивная организация представлений, взаимосвязь содержания знания и социальных, политических или медиальных факторов

  • «Живой журнал»: модусы самоописания

  • Представление о сверхъестественном в современном славянском неоязычестве

  • Представления о прошлом в националистическом дискурсе («Память» Д.Д. Васильева и «РНЕ» А.П. Баркашова)

  • Этническая проблематика в Рунете: методы анализа

  • Образ православия в российском игровом кино 2000-х: фильмы и рецензии в прессе

  • Саморепрезентация фанатов московского «Локомотива» в Рунете (2012 – 2016)

III. «Типичной» курсовой (с 2014 г. – «конкурсной») работой по отношению к планируемому диссертационному проекту является:

  1. сбор и обобщение теоретического материала по теме диссертации; определение методологии будущего исследования;

  2. попытка поработать с одним-двумя кейсами, лучше всего отражающими специфику выбранного для диссертации источника; практическая апробация исследовательского инструментария и его адаптация к материалу и постановке проблемы.

Очень условно могут быть намечены следующие «учебные» направления курсовых работ – как выполнение определенного упражнения по отработке той или иной исследовательской техники:



Для диссертации в области истории идей:

  • Проблемный реферат: сопоставление нескольких точек зрения (в области профессиональной гуманитарной теории) на один и тот же предмет; помимо работы с реально сложными и относительно объемными теоретическими корпусами подразумевается обязательное формулирование собственной позиции по отношению к реферируемым концепциям.

Для диссертации в области истории ментальностей или истории идей:

  • Типовой анализ (вербального) дискурса: выявление по тексту сознательно и несознательно подразумеваемых условий его истинности и действенности. «Кем надо быть (в смысле – какую социальную позицию занимать, какими ресурсами (знания) владеть, какие ценности разделять) для того, чтобы этот текст написать – с этим текстом согласиться – сделать то, что от потребителя этого текста ожидается». Имплицитный читатель-слушатель-зритель определенного текста или типа текстов.


Если Вы все-таки решите обратиться ко мне на предмет научного руководства, пожалуйста, обратите внимание:

  1. Я совсем не склонен руководить работами, в которых момент реферата, компиляции, пересказа или описания превалирует над исследовательским. Т.е. мне кажется, что в работе должен быть проявлен собственный голос диссертанта; человек должен продемонстрировать, что за два года его научили чему-то такому, чего он не умел раньше. В окончательном варианте работы надо показать, что «на выходе» появилось нечто, чего не было «на входе»; чего не смог бы вычитать из того же корпуса источников просто старательный исполнитель, не получивший специального образования.

  2. Важный недостаток, о котором я просто обязан предупредить: как правило, я довольно плохо знаю существующие корпуса литературы. Скорее всего, я не смогу предложить Вам готовый список классической или актуальной литературы даже по тем темам, которые я назвал сам. Тем не менее, в случае, если тема меня интересует, я буду готов: а) поделиться какими-то соображениями о том, где и как искать литературу; б) в составленном Вами списке, если нужно, посмотреть на названия и высказать какие-то соображения о том, что и в какой последовательности читать.

  3. В магистерской диссертации и ее мало-мальски предъявляемых внешнему взору запчастях:

    1. должны быть поставлены ссылки на ВСЕ использованные Вами работы, в т.ч. на Интернет-энциклопедии, рефераты и все прочее, что Вы сочли достойным использования;

    2. не должно быть попыток выдать за освоенный корпус источников и литературы материалы, с которыми Вы реально не работали.

Будем надеяться, что своевременное предупреждение об этих основных принципах поможет Вам раньше определиться с руководителем и темой. Ну и руководителю сбережет немного времени при чтении и редактировании Ваших текстов :)



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница