Аркадий Липкин1



Скачать 198.5 Kb.
страница1/8
Дата21.05.2018
Размер198.5 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Аркадий Липкин1

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИЯХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ

И НАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО ЯДРА

(Вестник российской нации, 2012, № 4 – 5, с. 155-176).


Аннотация: В статье понятие «национальной общности» рассматривается в рамках системы понятий, в которую входят понятия цивилизационной, субцивилизационной, этнической, коллективистской и индивидуализированных общностей, регионального, локального и национального государства. В последнем различаются три составляющие: локальное государство, политическая и культурная общности.

Ключевые слова: нация, национализм, цивилизация, субцивилизация, государство, этнос, культурное ядро, идеология, коллективизм, индивидуализм.
Summary: The notion “national community” is considered in the network of set of notions consisted of notions of civilization, subcivilization, ethnic, collectivistic, individualistic communities, and regional, local and national states. In the latter three components are distinguished: local state, political and cultural communities
Key words: nation, nationalism, civilization, subcivilization, state, ethnic community, cultural core, ideology, collectivism, individualism

Вводные замечания
В литературе постоянно смешиваются понятия цивилизационной, национальной и этнической общностей, т.к. понятия общностей разного уровня теоретически не проработаны. Проблематична сама нация как научное понятие. Так, академик В.А. Тишков, опираясь на работы Ф. Барта, Р. Брубейкера, Р. Суни, П. Холла, Г.-Р. Уикера, Т.-Х. Эриксена и свои, говорит, что «нацию возможно рассматривать как семантико-метафорическую категорию, которая обрела в современной истории эмоциональную и политическую легитимность, но которая не стала и не может быть научной дефиницией. В свою очередь, национальное как коллективно разделяемый образ и национализм как политическое поле (доктрина и практика) могут существовать и без признания нации в качестве реально существующей общности»2. Наличие широкого спектра трактовок концепта «нация» фиксируют и многие сборники и обзоры на эту тему3. То же можно сказать и про этнос, и про цивилизации4.

В данной статье делается попытка ввести понятие «национальной общности» («нации») как понятие, принадлежащее определенной системе понятий, в которую входят также понятия: глобальной, цивилизационной (локально-цивилизационной), субцивилизационной, национальной и этнической общностей. В этом ряду общности следующего уровня входят в предыдущую (образуя матрешечную структуру). Все эти понятия будем рассматривать в рамках структуры:



«социальная общность – (культурное ядро + политическое ядро)»,

где центральным будет понятие «культурного ядра».

При этом соответствующая общность является частью или совпадает с социумом как самовоспроизводящейся единицей развития (действия у Т. Парсонса или деятельности у А. Тюкова5) и функционирования, являющейся многослойной целостностью. В качестве слоев, в первую очередь, выделяются собственно социальный (люди и формируемые ими группы), экономический, политический и ряд культурных. Понятие «слой»6 предполагает определенную степень его автономии, т.е. наличие в нем определенных структур и процессов, развивающихся по его собственной логике. Но между структурами и процессами, происходящими в разных слоях, существуют связи определенного типа: они помогают (способствуют) или мешают (препятствуют) друг другу. В первом случае возникают стабильные многослойные структуры7. Так выглядит многослойный подход, где нет строгого взаимоподчинения слоев, нет господствующей инстанции (типа экономического или технологического «базиса»).




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница