Аристотель и плутарх: два типа этической рефлексии



Скачать 108.31 Kb.
Pdf просмотр
страница1/7
Дата25.05.2018
Размер108.31 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7


АРИСТОТЕЛЬ И ПЛУТАРХ: ДВА ТИПА ЭТИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ
Н . В . Г о л и к
Хрестоматийные представления об Аристотеле и Плутархе вряд ли позволили бы по- местить их имена рядом. Но каким бы странным ни казалось сочетание этих имен, полагаю, что именно Плутарх возродил и воплотил в своем творчестве вершинные достижения ан- тичной классики вообще и Аристотеля в частности. Это касается прежде всего вопроса об
этическом.
Понятие «этический» Аристотель образует от слова «этос», которое имело в грече- ском языке несколько значений: 1) обычное местопребывание, жилище людей, стойло, хлев, логово (в этих значениях слово этос встречается уже у Гомера); 2) нрав, обычай, ха- рактер, образ мыслей. Эмпедокл говорит об этосе первоэлементов, Пифагор — об этосе как устойчивом нравственном характере; этос у Гераклита — это природа или характер всех явлений, включая и человека. Дошедшее до нас и ставшее «крылатым» изречение
Гераклита «характер человека (этос) есть его судьба (даймон)» отражает в языковой фор- муле античное представление о характере и поведении человека, складывающихся на пе- ресечении природного, материального, и божественного, идеального. Вместе с тем неод- нократно отмечалось, что смещение значения слова «этос» от местопребывания к харак- теру, то есть устойчивой природе человека –– многозначительно: здесь можно усмотреть зависимость характера человека и животных, их субъектной сущности, от совместного проживания, обще-жития» [1, с. 4].
Аристотель в сочинениях этического «корпуса», таких как «Никомахова этика» и
«Большая этика», также употребляет слово «этос», но в его написании изменена одна, пер- вая, буква: слово начинается не с седьмой буквы греческого алфавита — «эта» (H), а с пя-
той — «эпсилон» (E), и обозначает уже –– привычку [2, 1103 a 15]. В русском языке слово
«этос» одно, и смысл греческого «этос» = «привычка», таким образом, скрыт, «утаивается».
Привычка –– это то, что формируется как обычай, который застают уже готовым, сло- жившимся, и чтобы и «впустить» его в себя и сделать «своим», интериоризировать, –– тре- буется усилие. Привычка –– именно то, что следует принять и выучить, а потом «забыть».
Проникая в мышцы, память, эмоции, она превращается в автоматизм: реакций, действий, ответа, мысли. Привычка — всегда усилие, но чем раньше оно сделано, тем более незамет- ным оно оказывается, ибо видимым остается лишь результат многократно повторенного действия. И результат этот кажется таким легким, вроде совсем не требующим труда: про- сто –– привычка. Эту двойственность (усилие при овладении и легкость после, при исполь- зовании) отчетливо понимал Аристотель и, выделяя в этическое специальный класс добро- детелей, неоднократно возвращался в своих размышлениях к тому, что именно привычка совершенствует нас и приучает к добродетели, укореняя этическое. По текстам Аристотеля можно проследить, как формирующееся личностное античное сознание начинает отражать- ся в языке и закрепляется в опыте моральной рефлексии.
Человек, впервые открывший греческо-русский словарь, сразу сталкивается с непри- вычной нам особенностью греческого языка: каждой букве соответствует цифра. Опреде- ленное сочетание букв давало то или другое имя или соответствующее ему число и, наобо- рот; по числу –– тоже можно было определить, о ком идет речь. Недаром в Библии сказано:
«Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое».
Как справедливо отмечают современные исследователи, «мы это склонны забывать, и уже совсем трудно у нас укладывается в голове, что любое слово, особенно короткое, виде- лось древнему читателю и как ряд букв, и как ряд цифр, которые можно было, допустим,


Каталог: 2002
2002 -> Кирдина Светлана Георгиевна, к
2002 -> Отчет по «Молодежной анкете»
2002 -> Раздел I. Деятельность Законодательного Собрания Еврейской автономной области третьего созыва
2002 -> Можно отметить два основных течения, в русле которых в основном шло развитие социологии в России это позитивизм О
2002 -> Проблема выявления ценностных ориентаций, жизненных приоритетов, профессиональных предпочтений, любимых способов проведения досуга, взаимоотношений со старшим поколением


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница