Античный кинизм и средневековая культура



Скачать 70.28 Kb.
страница1/2
Дата14.05.2018
Размер70.28 Kb.
  1   2

Материалы XIV Международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии». Пермь, 2011
УДК 141+130.2

Античный кинизм и средневековая культура
Батаков Константин Евгеньевич
Пермский государственный национальный исследовательский университет,

614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15;

E-mail: batakov_konstant@mail.ru
В статье «Античный кинизм и средневековая культура» даётся сравнительный анализ двух явлений: киническая философия и византийское юродство. В ходе работы выявлена их специфика, преемственность, и различия. В качестве основного источника мы пользовались произведением Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», а также исследованиями А.Ф. Лосева, Нахова И.М., Чанышева А.Н., Иванова С.А.
В данной работе мы рассмотрим проблему усвоения средневековой культурой, в частности юродивыми, кинизма эпохи эллинизма. Изучение этой проблемы обладает объективной сложностью, так как кинизм и юродство явления весьма противоречивые. У киников помимо вербальных философских раскладок, была еще и практика — философия телом. Мало того, что почти не сохранилось философских текстов, но и сведения о телесных практиках мы имеем противоречивые, так как описания этих практик зачастую субъективны и имеют негативную окраску. Основная наша задача — выявление зерна истины и сущностного основания из тех рассказов и анекдотов про деятельную философию киников и из историй о жизни юродивых. Найти достоверные и объективные источники по ним достаточно непросто, ввиду того, что ими просто пренебрегают, но делать этого категорически не стоит, ибо эти явления являются отражением той исторической эпохи, в которой они происходили. Как кинизм, в период упадка греческого полиса, пытался вылечить человека своим простым образом жизни и добродетелью, так и юродивые своим мнимым безумием, сокрытием добродетели, отвлечением от всех мирских ценностей, пытались побудить народ к покаянию.

Многие современники киников просто считали их всего лишь объектом для посмешища, не более. И ведь действительно, на первый взгляд, их поведение иначе как смехотворным, вызывающим и шокирующим не назовёшь. Диоген Лаэртский в своей книге приводит множество «анекдотичных» историй вызывающего поведения киников. Они могли обругать любого, без всякого стыда справить нужду на улице, прилюдно совокупляться, мотивируя это тем, что человек должен быть свободен от каких либо предрассудков и вообще от всего, что могло ограничить личную свободу.

Киник в античном полисе, безусловно, являлся уважаемым мудрецом. Как наследники софистической мысли киники славились своим искусством убеждения. Есть легенда, что когда эгинец Онесикрит послал своего сына Андросфена в Афины, то, послушав речи Диогена, он там и остался, потом Онесикрит отправил за Андросфеном своего старшего сына Филиска, но и тот был соблазнён речами Диогена, когда же сам Онесикрит лично поехал за сыновьями, то и он, послушав Диогена, не в силах уже был вернуться. Киников уважали за строжайший аскетизм, они довольствовались лишь самым малым, исполняли только самые необходимые физические потребности, для удовлетворения духовных же они занимались философией. Но, как Вы понимаете, кинический образ жизни и киническая философия неразделимы.

Далее мы охарактеризуем явление юродства как таковое, но мы не будем углубляться во всю историю юродства, от юродивых Восточной Римской империи, до «похабов» Руси, не будем мы и касаться католического и мусульманского юродства. Нас интересует лишь византийское юродство, как наиболее эталонное и наиболее близкое к культуре кинизма, поскольку оно возникло на обломках античного полиса.

Сегодня, если вас назовут юродивым, то вы вряд ли обрадуетесь, оно и неудивительно. Определение юродства, которое можно найти почти в любом словаре выглядит примерно так: «юродство — намеренное старание казаться глупым, безумным». Юродивый вчера — это героическая религиозная личность, которая сознательно строит из себя безумца. Сегодня юродивым может стать абсолютно каждый человек, которому по тем или иным причинам необходимо симулировать безумие. Обратимся же к происхождению слова юродивый. От славянского «оуродъ» дурак, безумец, позднее в русском языке прижилась форма «юродъ». В Византии для обозначения явления юродства использовалось греческое слово σαλός, оно переводится как «сумасшедший», «безумец». Поначалу оуродъ и σαλός это не только религиозные юродивые, но и любые безумцы, будь то даже шуты или душевнобольные люди. Позднее, для того чтобы можно было отличать религиозных безумцев от обычных их стали называть юродивыми ради Христа (σαλός δια Χριστόν). Юродивый — это аскет, который вдавался во «все тяжкие», но при этом не терял своей святости и оставался не запачканным грехом, это человек, который намеренно вызывал на себя гнев людей, и с гордостью терпел все побои и поношения, это праведник, который мог неистово молиться и постится, но делал он это не при людях, чтобы они не узнали его святость, и чтобы сам юродивый при жизни не стал святым, юродивый — это спаситель людей от греха и порока, на собственном примере показывавший как выглядят грешники; юродивый — гуманист своего времени, хоть и весьма противоречивый, как киник. Классический юродивый — это, во-первых, беспринципный смутьян, который делал всё, что только могло взбрести ему в голову, во-вторых, «целитель» общества, пытавшийся наставить его на путь истинный, в-третьих, объект для побоев и посмешища; в-четвёртых, индикатор порочности общества, так как в праведном обществе явление юродивости в принципе не могло возникнуть, в-пятых, почитаемый святой, симулирующий помешательство в аскетических и воспитательных целях. Юродивый ни в коем случае не еретик и не реформатор, потому что он не только ни призывает никого следовать за собой, но, более того, прямо запрещает делать это.

Итак, становление кинизма происходило в упадок греческого полиса, и кинизм являлся вполне внятным ответом на разложение общества. Он давал людям спасение в максимизации жизненного процесса доведённой до абсурда, в удовлетворении потребностей и в отрешении от них. Кинический аскетизм можно было выразить примерно так: удовлетворение лишь самых необходимых потребностей по минимуму, труд и добродетель. Юродство, в принципе, было тем же самым: оно отражало порочность общества и пыталось через провокацию побудить народ сначала согрешить, а потом покаяться. У кинизма была масса отличий от юродства: кинизм проповедовал свободу во всём, юродивые же лишь делали вид, что полностью свободны, но на деле же они принадлежали Богу, и они служили ему, когда никто не мог этого видеть. Да и свой образ жизни юродивые не проповедовали, в отличие от киников. У юродивых человек должен жить по правилам Бога, у киников — по своим. Император Юлиан утверждает, что у «нечестивых галилеян» и киников много общего. Элий Аристид верно подмечает, что христиан и киников равно характеризует специфическое смешение дерзости и смирения.

У киников человек раб потребностей, зачастую искусственных. Потребности эти человеку чужды, люди, не зная меры в них, сами себя сделали озабоченными и несчастными. Потребности эти в основном были навязаны сложившимися в обществе традициями и устоями, поэтому киники были против таких продуктов общества как культура, наука, религия, которые как-либо ущемляли или ограничивали свободу человека как индивида. У юродивых человек — раб греха. Чтобы доказать это юродивые устраивали свои провокации, соблазняли человека согрешить, а потом побуждали к покаянию.

У киников тело и душа принадлежали только самому человеку и обладают полной свободой. У юродивых же душа принадлежала только Богу, а тело было свободно, свобода эта была только внешней, на деле же тело юродивого также принадлежало Богу. Юродивые были продолжателями кинизма в своей эпохе, но не являлись киниками в полном смысле слова.

Но, несмотря на различия кинизм и юродство очень схожие явления, это как отец и сын. Методы и цели у них были одинаковы, цель — счастье посредством аскезы и добродетели, метод — провокация. Так что юродство можно назвать кинизмом во Христе.


Каталог: psu2 -> files -> 5884
5884 -> О некоторых современных интерпретациях научных теорий
files -> Метасюжет поэзии в. Хлебникова: преодоление разобщенности мира
files -> А. А. Мальцев  Казань Проблемы современного марксизма За прошедшее XX столетие марксизм породил много вопросов, появилась различная критическая литература
files -> Проблема идеального в современной научной философии
files -> Философия техники
files -> Морально-политический выбор консерватизма и институционализация политической идентичности
files -> Институционализация меньшинств в поле публичной политики
5884 -> Трактат Аристотеля «О душе» и античная психология
5884 -> Характер функционирования общественного мнения в контексте проблем развития гражданского общества в современной россии
5884 -> К вопросу о некоторых особенностях теории социальной стратификации п. Сорокина


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница