Античные римские философы о смысле жизни



Скачать 263.56 Kb.
страница1/5
Дата29.03.2018
Размер263.56 Kb.
  1   2   3   4   5


ББК 87.3

В27
Античные римские философы о смысле жизни

(материалы научно-практической конференции)

Проблема смысла жизни в римской философии
Замараева И.В. – преподаватель курса

«Основы философии»
Что является движущей силой в определении человеком своего смысла жизни? И науке, и школе психоанализа, и нравственной философии известен наиболее сильнодействующий стимулятор на человеческое сознание - принцип удовольствия. Принцип удовольствия, как одно из жизненных начал, ни одному человеку не может быть чужд, и как раз это в значительной степени и является для нас ориентиром тех или иных целенаправленных действий и поступков. Поэтому, в частности, в тех культурах, где сформировалась достаточно серьезная дисциплина мысли и довольно мощная мыслительная традиция, как то в Древней Греции, а затем и в Римской империи, появились этические школы, которые стали трактовать удовольствие как смысл существования человека и верховную ценность его жизни. Само слово «удовольствие» по-гречески обозначается словом «гедоне», отсюда термин «гедонизм», который, собственно, и означает признание духовной ценности в удовольствии. Природа человека так устроена, что каждый естественно хочет, чтобы ему было хорошо. Недаром и Христос говорит, что когда что-то хочешь сделать для ближнего, примерь сначала это на себя – себе-то уж ты плохого не пожелаешь!

Рассуждая об удовольствии, большинство наших современников представит их как некие чувственные наслаждения – поужинать в шикарном ресторане под легкую музыку, полежать на золотом песочке под пальмами, как показывают в рекламе шоколадки «Баунти», прокатиться на скорости в суперсовременном автомобиле… Множество такого рода желаний может придти нам в голову – у каждого свое понимание удовольствия. Но если говорить об античных временах, то нам не всегда будет близко понимание удовольствий древними греками или римлянами. Истинное наслаждение они видели в полной независимости духа от страданий тела. «Философ может быть счастлив даже на дыбе», - одно из высказываний Эпикура. Достижение подлинной свободы духа, независимо от физического состояния тела, было смыслом жизни представителей многих античных философских школ.

С самого начала богатейшая культура Греции завораживала римлян. Греками были воспитатели и философы в домах богатых римлян, врачи, которые могли обеспечить надежную профилактику или исцеление болезней. Греками были великие мастера слова, обучавшие знаменитых римских ораторов. Под большим влиянием греческой литературы находилось творчество всех латинских авторов: невозможно представить себе произведения Плавта и Теренция без греческого театра, Катулла – без греческой лирики, Вергилия – без поэм Гомера, а Цицерона – без греческой риторики и философии.

Римская античная философия также не была в полной степени чем-то самостоятельным, она зародилась на основе древнегреческой философии, и хотя древние римляне не развивали собственных мировоззренческих теорий, они делали акцент на этике – то есть они воплощали в жизнь те нравственные принципы, которые вытекали из мировоззрения их греческих предшественников. В I веке до н.э. в Риме был период значительного успеха эпикурейства, когда из него вышел Лукреций, и это течение владело умами многих знатных людей. Но за непродолжительный период эта философская школа исчезла из поля зрения. До начала III века мощное влияние среди медиков сохранял скептицизм. Некоторые культурные римские граждане, такие, как, например, Цицерон, были эклектиками – отбирали из учений всех школ кусочки или фрагменты, которые им нравились. Но были и такие, кто воспринимал философию более серьезно, и являлся приверженцем конкретного философского направления.

Все же большинство мыслящих людей «вечного города» поддерживали и склонялись к философии стоицизма. Различают Греческую и Римскую стоические школы. Для самых поздних римских стоиков, чьи работы и обстоятельные рассказы об их учениях сохранились, философия – это, прежде всего, образ жизни. Философия Римской античности может быть представлена некоторыми выдающимися личностями, философами-стоиками римской школы, которые особенно ярко продемонстрировали высоту духовных стремлений в век всеобщей распущенности и разврата. Это Сенека, Эпиктет и император-философ Марк Аврелий.
Мудрец Эпиктет (50-138 гг.) - уникальная фигура западной античности. В конце I – начале II веков в Риме многие образованные жители посещали лекции философов-стоиков. Стоики учили мужеству и спокойствию в любых обстоятельствах. В числе слушателей бывал и Эпафродит, богатый человек, приближенный императора Нерона, сопровождаемый своим рабом. Существует легенда, что однажды Эпафродит, проверяя терпение раба, стал выкручивать ему ногу, на что раб Эпиктет спокойно сказал: «Ты же сломаешь мне ее…». Тогда, желая вывести раба из себя, Эпафродит все-таки продолжал истязание, пока действительно не сломал ему ногу. Тогда, не изменившись в лице, Эпиктет сказал: «Я же говорил, что сломаешь». Таким образом, лекции больше пошли на пользу рабу, чем хозяину, и стали судьбоносными для Эпиктета, который после смерти господина получил свободу и стал философом. Эпиктет открыл свою философско-воспитательную школу, где акцент делался, прежде всего, на практическое воспитание личным примером. У него было немало учеников и почитателей, в том числе знатных и богатых. Однако при этом философ вел строгую аскетическую жизнь. Все его имущество состояло из соломенной подстилки, деревянной скамьи и глиняной лампы.

Большое значение Эпиктет придавал логике и этике. Чистая логика способна отличить истинное логическое построение от ложного, но она не может различить правду и ложь в этическом смысле, а это означает, что такая логика бесполезна для человека и общества. Поэтому к логике должна добавляться этика. Этика не только учит, что лгать не следует, она не только показывает бесполезность лжи, но и доказывает опасность лжи для самого лжеца, так как мир устроен богами по принципу: что посеешь, то и пожнешь. Эпиктет – прежде всего, моральный и религиозный наставник. Этот бывший раб и калека (после перелома он пожизненно хромал) лучше других выделил сущность стоической религии – радостное признание воли Божественного Промысла.

На могиле Эпиктета была выбита сочиненная им самим гордая эпитафия: «Я, Эпиктет, по происхождению раб, тщедушный телом. Я беден, как Ирос, и при этом - друг бессмертным…»

Не менее интересна личность Марка Аврелия (121-180 гг.), которого называют «философом на троне». Будущий римский император начал серьезно заниматься философией в 25 лет. Для его занятий в Рим специально выписывали известных философов. Марк Аврелий оставил и собственные философские записи - 12 «книг» под общим названием «Рассуждения о самом себе». Главное в его записках - этическое учение: внутренний взгляд на самого себя - самопознание, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться. В центре этого этического учения стоит воспитание в самом себе чувства долга и строгое наблюдение за чистотой совести. «Рассуждения» представляют собой самую волнующую запись о чувствительном, глубоком, скрупулезном в делах долга, порой сознательно слишком возвышенном, но всегда восхитительном человеке!

Согласно онтологическому учению стоиков, человек двухчастен: он обладает телом, которое есть прах, часть бесформенной материи, и душой, являющейся частицей Логоса. Марк Аврелий, как и прочие римские стоики, презрительно относился к телу, считая его темницей для души, и презирал все, что не дух. Будучи императором, обладая роскошью и богатством, философ спал на голых досках и укрывался звериной шкурой.

Еще один представитель римского стоицизма – Сенека, живший по времени раньше Марка Аврелия, воспитатель императора Нерона, демонстрирует нам стойкость перед земными соблазнами и мужество. Знаменитый оратор и писатель, принадлежавший высшему сословию всадников, в молодые годы Нерона был фактическим правителем Рима, однако позднее был оттеснён от власти, когда отказался санкционировать репрессии против противников Нерона и против христиан. Оставив все свое имущество императору, философ удаляется в загородное селение. Но вскоре Нерон, воспринимавший Сенеку как образец нормы и голос совести, грозит своему наставнику смертной казнью, в то же время, намекая на возможность поступить философу по-другому: покончить собой. Сенека бесстрашно выполняет негласный приказ своего венценосного воспитанника. Потому что жизнь со страхом смерти или позора - не жизнь для античного мудреца! Нельзя определить смысл жизни, не определив главной ценности жизни. Главной ценностью для римских философов была не просто жизнь, а качественная жизнь! А качественной жизнью они, прежде всего, считали жизнь в согласии с природой и свободу от всевозможных страхов. Согласие с природой - не в том смысле, чтоб подчиняться всем низменным животным инстинктам, а чтобы, изучая законы природы, разумно относиться к своей жизни в этой природе.

Античные римские философы отличались невообразимой силой воли и мужеством. Мужественно принять то, что послано тебе судьбой, выстоять в огне страданий или в соблазне роскоши, и остаться Человеком с большой буквы – вот та задача, которая стояла перед ними. В этом состояло философское понимание смысла жизни античного мира, пока еще не пришло в этот мир христианское учение, принесшее полноту в смысловое и этическое содержание жизни человека.

Марк Аврелий, римский

император, философ-стоик
Литература:

Армстронг Артур Х. Истоки христианского богословия: Введение в античную философию.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., «Искусство», 1980.

Древняя Греция/Сост. М. Менги. М., «Ниола 21-й век»,2004.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница