Анна Смирнова Учимся жить в обществе



страница1/6
Дата04.02.2018
Размер0.74 Mb.
ТипУчебник
  1   2   3   4   5   6


Анна Смирнова
Учимся жить в обществе.

Гендерный анализ школьных учебников.
Москва – 2005


Консорциум женских неправительственных объединений и автор книги благодарят Фонд Дж.и К.МакАртуров за поддержку в подготовке и издании книги.
ВВЕДЕНИЕ
Современное российское общество как серьезную проблему переживает возможную смену парадигмы во взаимоотношениях государства и личности, которая заключается в переходе от патерналистской политики государства по отношению к индивиду к опоре индивида на собственные силы. Сегодня в России в условиях становления рыночной экономики востребованными и успешными являются люди инициативные, умеющие работать в условиях конкуренции, рассчитывающие на собственные силы, при создании достойного уровня жизни для себя и своих близких, а не на помощь государства. Изменение требований, предъявляемых обществом к личности, определяет необходимость модернизации и института образования. Как приоритетные направления деятельности современной школы в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» обозначены - формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. Нашему обществу «нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивизмом, обладают развитым чувством ответственности за свою страну».1 Одним из препятствий на пути к достижению поставленной цели являются гендерные стереотипы, распространенные в нашем обществе.

Гендерные стереотипы – это стандартизированные представления о должных моделях поведения мужчин и женщин.

Данные образцы сдерживают развитие индивидуальных задатков, препятствуют формированию инициативной личности. Знания о надлежащих образцах поведения, специфических качествах мужчин и женщин подрастающее поколение усваивает в процессе гендерной социализации, проходящей, во многом в рамках обучения в образовательных учреждениях.



Гендерная социализация в школе – это процесс воздействия системы образования на мальчиков и девочек таким образом, чтобы они усвоили принятые в данной социокультурной среде гендерные нормы и ценности, модели мужского и женского поведения. Трансляция в учебно-воспитательном процессе норм культуры реализует определенный социальный заказ «на воспроизводство социально-ролевых позиций субъектов»2, однако, как отмечают Г. М. Бреслав и Б. И. Хасан, «усвоение общественного опыта может выступать в учении как самоцель или — как отправная точка развития ребенка».3 Ориентация на жесткое воспроизводство традиционных стереотипов означает, что не соответствующие им способности мальчиков и девочек будут подавляться и это приведет к увеличению численности так называемых «латентных жертв» социализации. Ими становятся люди, которые не вписываются в общепринятые нормы, но которых система образования все-таки заставила эти нормы соблюдать.4 Такой тип социализации можно обозначить как гендерно нечувствительный.

Гендерно чувствительная социализация — предполагает развитие индивидуальных задатков, способностей мальчиков и девочек, включая те, которые приписываются противоположному полу.

Влияние школы на формирование гендерных представлений учениц и учеников достаточно сильно, что объясняется тем, что дети и подростки бóльшую часть своего времени проводят именно в школе. В процессе обучения в образовательном учреждении учащиеся могут либо закрепить патриархатные стереотипы, усвоенные ими от родителей или из СМИ, либо отойти от них. Поэтому необходимо изучать те гендерные образцы, которые мальчики и девочки усваивают в школе; оценивать, насколько они способствуют развитию личности школьников и школьниц, соответствуют требованиям сложившейся ситуации.

Гендерный анализ роли общеобразовательных учебных заведений включает исследование:


  • влияния агентов социализации:

    • гендерных представлений управленческого персонала школ, которые находят отражение в уставах, распоряжениях и т. п., принимаемых директорами школ и их заместителями;

    • уровня гендерного образования и гендерной чувствительности учителей: представлений учителей о женственности и мужественности, мужских и женских ролях, профессиях, образцах поведения, которые определяют стиль преподавания и особенности взаимодействия учителя с мальчиками и девочками в учебно-воспитательном процессе;

  • воздействия образовательного контекста:

    • особенностей социального устройства образовательного учреждения: гендерной стратификации учительских и руководящих кадров; наличия «женских» и «мужских» предметов;

    • воспроизводства гендерных норм организационной культурой школы: наличия символически закрепленных «мужских» и «женских» пространств в классе и школе; передачи информации о должном поведении через плакаты, доски объявлений, надписи на стенах и т. п., отражения принятых в качестве нормы гендерных представлений в праздниках и ритуалах, внутришкольном «фольклоре»;

    • трансляции гендерных норм через учебники и другие дидактические материалы.

Данная система факторов, характеризующих гендерную социализацию в школе, получила название «скрытого учебного плана» (hidden curriculum).5 Анализ большинства этих составляющих представлен в работах S. A. Basow, J. Martin, C. Skelton, J. D. Yoder, Э. Гидденса, О. А. Ворониной, И. С. Клециной, Л. В. Поповой, Л. В. Штылевой, Е. Р. Ярской–Смирновой.6 Ряд работ посвящен анализу одного из аспектов гендерной социализации в школе. Так, в монографии Н. В. Осетровой “Права человека и гендерные аспекты школьного образования” рассматриваются мнения учителей о гендерных ролях, которые необходимо усвоить школьницам и школьникам,7 в работах М. Л. Сабунаевой и Л. Г. Шалаевой акцент делается на особенностях взаимоотношений учителей с девочками и мальчиками.8 Исследование Н. Ю. Ерофеевой посвящено изучению гендерной асимметрии в управлении учебными заведениями,9 а Г. М. Бреслав и Б. И. Хасан указывают на проблемы социализации, вызванные феминизацией кадрового состава школы.10 В статье М. Л. Сабунаевой и Ю. Е. Гусевой анализируется работа школьного психолога.11 Несмотря на признаваемую всеми важность роли школьных учебников в процессе гендерной социализации, у нас эта тема затрагивается только в работах Т. В. Барчуновой и С. Н. Щегловой.12

В работе проведен анализ учебников и рабочих тетрадей для полной средней школы. Определяя объект и предмет исследования, мы исходили из того, что к этим материалам учащиеся обращаются постоянно, поэтому стереотипные образы женственности и мужественности, которые в них транслируются, закрепляются в сознании подрастающего поколения.



Цель проведенного исследования – гендерная экспертиза учебников для общеобразовательной школы. Под этим понимается сбор качественной информации; позволяющий выявить в учебниках “скрытые угрозы” развитию личности мальчиков и девочек, определить степень гендерной стереотипизации учебного материала на разных ступенях обучения.


Каталог: assets -> files
files -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
files -> Вместе с кантом
files -> Программы нпо
files -> Психологическая компетентность педагога в работе с детьми
files -> Методические рекомендации по выполнению дополнительного раздела выпускных квалификационных работ по направлению «Реклама и связи с общественностью»
files -> I. Общие положения Статья Правовой статус Устава Петуховского района Курганской области
files -> Планы семинарских занятий по курсу «Социология» для студентов всех форм обучения
files -> Единый государственный экзамен
files -> Рабочая программа дисциплины дв5 Религии народов мира
files -> Вопросы к экзамену содержание термина «литературная критика»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница