Анна Желнина 5 курс факультета социологии спбгу образ города



Скачать 369.98 Kb.
Pdf просмотр
страница1/5
Дата10.01.2018
Размер369.98 Kb.
  1   2   3   4   5



Образ города и визуальные методы социологического исследования

Анна Желнина
5 курс факультета социологии СПбГУ
Образ города
Для Петербурга тема образа города в последнее время очень актуальна: горожане ищут точки опоры для самоидентификации, чиновники – «бренды», которые можно было бы дорого продавать на международном туристическом рынке, и все это – в контексте меняющегося мегаполиса, для которого советские ярлыки уже не актуальны, а новые не совсем очевидны. Самое время обсудить, из чего составляется упомянутый образ города и для чего он нужен.
Образ города играет основополагающую роль в образовании идентичности горожанина – те отличительные черты, которые приписываются конкретному городу, всячески подчеркиваются; понимание и почитание их воспитывается у людей начиная с детского сада (уроки по краеведению и т.п.). Упрощая, город можно изобразить как существо, находящееся в сообществе себе подобных, коммуницирующее с ними и пытающееся выставить себя в определенном свете в ходе этой коммуникации
«представление себя», но не в случае отдельного человека, а в случае мегаполиса. В формировании образа города, того самого имиджа, который показывается сторонним наблюдателям, а главное, и самим себе (ведь чтобы исполнять роль, актеры, прежде всего, должны сами в нее поверить), задействовано немалое количество участников и средств – вот эти средства и станут главным фокусом внимания данной статьи.
История городских образов
Общеизвестно, что города на Земле существуют уже очень давно. При этом города
Древней Греции отличались от средневековых и современных нам разительно; прежде всего, другими были отношения между горожанами. Трансформации городской культуры во времени, начиная с перикловых Афин и заканчивая современным Нью-Йорком, исследовал Ричард Сеннет в книге «Плоть и камень» [1]. Если раньше, по его замечанию, жители города могли иметь друг с другом непосредственный контакт, и в их встречах – будь то собрания на агоре, рыночной площади, или где-то еще – рождалась коллективная идентичность этих людей, их осознание себя как общности, то сегодня эти встречи стали невозможны – слишком большими и индивидуалистскими стали города. Ссылаясь на современный городской индивидуализм, Сеннетт пишет, что общественные места в городе (кафе, магазины, метро) больше не являются местами общения, а становятся местами смотрения. Личные встречи, вербализованное самовыражение играет все меньшую роль; городское «коммьюнити» (в большом городе) не существует. Существует, однако, общегородская коммуникация – с помощью «медий», искусственных посредников.
Наша агора чисто визуальна, а «общественному нарративу» формироваться теперь негде - городская культура, раньше ощутимая и говоримая, в современном городе приобретает визуальный характер. Ее трудно выразить в словах, она все больше поддается наблюдению, чем расспрашиванию
(отсюда можно сделать вывод о том, какими методами оправдано изучать современную городскую культуру и идентичность).
Визуальные методы и примеры их использования
Визуальные методы можно разделить на две основные области – визуальная социология и визуальная этнография (антропология).
“Телескоп”: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев
No 6, 2004 1




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница