Анархистская эпистемология П



Скачать 28.62 Kb.
Дата04.06.2018
Размер28.62 Kb.

34. Анархистская эпистемология П. Фейерабенда

Эпистемология - (греч. episteme - знание, logos - учение) - философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Традиционно отождествляется с теорией познания.

Пол Фейерабенд (1924-1994) — учёный, философ, методолог науки, родился в Австрии.

Пол Фейерабенд себя называл эпистемологическим анархистом, то есть философом, резко ставящим под большое сомнение фундаментальные основы науки (но ни саму науку) и той части философии, которая от неё в первую очередь отталкивается. "Против методологического принуждения. Очерк анархисткой теории познания" - основная работа Фейерабенда в области гносеологии.

Пол Фейерабенд высказал следующие идеи: методологический анархизм и правило всё дозволено, антиавторитаризм, принцип пролиферации теорий, идею несоизмеримости научных теорий.

С точки зрения методологии, анархизм  является следствием двух принципов: принципа пролиферации и принципа несоизмеримости.

Принцип пролиферации (умножения, увеличения числа) теорий: новые теории не выводятся из старых, а противоречат им. Движение науки не поступательно, оно осуществляется благодаря борьбе альтернатив. Следовательно, для объективного познания необходимо разнообразие мнений. Вера в объективную истину ведет к авторитаризму в науке.

Идея несоизмеримости научных теорий: не существует универсального научного языка, в разное время различные ученые вкладывают различный смысл в одни и те же термины.

Он выступал против единого, основанного на традиции, научного метода, обосновывая это тем, что любой такой метод ставит некоторые пределы в деятельности учёных, и, таким образом, ограничивает прогресс. Согласно его точке зрения, наука выиграла бы больше всего от некоторой «дозы» анархизма в научной теории. Он также считал, что анархизм в теории желателен, потому что это более гуманистический подход, чем другие научные системы, поскольку он не навязывает учёным жёстких правил. Теория предполагает, что философия не может успешно описать науку в целом, как не может она и разработать метод отделения научных трудов от ненаучных сущностей, таких, как мифы. Она также предполагает, что разработанный и рекомендуемый философами «общий курс» развития науки должен быть отвергнут учёными, если это необходимо для дальнейшего прогресса.

Контриндукция. Фейерабенд считает, что нет никакой индукции или дедукции, потому что в действительности значительные открытия, хотя и происходят на основании ранее добытых знаний, появляются в результате резкого противопоставления тем выводам, которые были сделаны ранее. То есть новое открытие несёт в себе некоторый отрицательный, разрушительный, но жизненный заряд. То есть новые теории ни напрямую выводятся из старых, а выводятся из оснований старым теориям противоречащим это есть контриндуция, которая по Фейерабенду есть совершенно очевидный гносеологический метод.

Основное, на что обращает внимание Фейерабенд это:

Во-первых, нет никакой единой, общей и суверенной методологии: методологи нынешней науки, на практике рабски вторят последним решениям той клики, которая одержала верх в физике.

Во-вторых, исследователи на практике часто сами нередко отходят от логики методологической традиции, которую они разделяют: допустим, продолжают использовать старую функционирующую теорию, а для исчисления тонкостей пользуются новой с точки зрения методологии такого рода деятельность представляется поистине кошмарной.

В-третьих, и те и другие придерживаются той теории, которая появилась раньше, а ни той, которая появилась чуть позже: первая имеет недостатки и вторая имеет недостатки, но первая занимает господствующее положение, потому что появилась раньше, второй, равной ей по содержанию - которая в среднем ни хуже и ни лучше, но ей просто не пробиться, так как придется менять терминологический аппарат и многое другое.

В-четвёртых, новая гипотеза часто пробивает себе дорогу с помощью психологических убеждающих приёмов, которые с точки зрения строгой методологии, конечно же, ненаучны, а более весомые доказательства приходят значительно позже.



В-пятых, сами по себе эксперименты и факты ничего не доказывают, а интерпритируют их и выводит доказательства соответствующая теория: то есть методология, сама того не замечая может быть идеологией.

В-шестых, едва ли какая-либо теория совместима с фактами и т.д.
Каталог: ~t p malkova -> fileman -> download -> Аспиранты -> Дайджесты%20аспиранты
Дайджесты%20аспиранты -> 24. Основные законы диалектики и их роль в развитии науки
Дайджесты%20аспиранты -> 37. Экзистенциализм о философии техники
Дайджесты%20аспиранты -> 24. Априоризм И. Канта
Дайджесты%20аспиранты -> Наука играет в развитом обществе весьма значимую роль, и повышенный интерес к ней социологии вполне закономерен
Дайджесты%20аспиранты -> 19. Эмпиризм как познавательная программа
Дайджесты%20аспиранты -> В эволюции позитивизма можно выделить три этапа
Дайджесты%20аспиранты -> 8. Натурфилософия древней Греции, ее роль в развитии научно -рационального познания
Дайджесты%20аспиранты -> 11. Академия Платона. Роль диалектики и математики в формировании теоретического знания Платон
Дайджесты%20аспиранты -> Атомизм и современная наука Атомизм
Дайджесты%20аспиранты -> 38. Психоанализ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница