Анализ рисков пространственных структур социального в глобальном информационном обществе



Дата17.01.2018
Размер53.5 Kb.
ТипДоклад

Конусова Ж.О. (Посунько) (Саратов)

Анализ рисков пространственных структур социального в глобальном информационном обществе

Адрес для обсуждения доклада: http://vk.com/topic-78986453_30922901

Социальное пространство может пониматься в социальной философии двояко. Последователи активистского подхода рассматривают социальное пространство как пространство человеческой активности, динамического состояния общества, социальной процессуальности. Так, в рамках "полевой теории" социальное пространство анализируется через совокупность функционально взаимосвязанных силовых полей,формирующимися социальными практиками агентов. Субстанционалисты сводят социальное пространство к субстанциям - индивидам, их совокупностям, соединенным социальными связями. Представители реляционизма анализируют социальное пространство как надиндивидуальную реальность, представляющую собой систему структурированных социальных отношений.

Социальное пространство «скрепляется» социальной структурой – совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей (демографических, национальных, территориальных, профессиональных и т. п.), иерархически упорядоченных между собой, что предполагает наличие «верхних», «средних» и «нижних» слоев, вертикальных и горизонтальных каналов социального перемещения и т. д. Посредством расчленения социального пространства на структурные элементы-позиции в конкретной точке пространства можно находить и оценивать различных социальных субъектов, их статусные позиции.

Социальная структура подразумевает статические аспекты существования социальных форм, которые в социальном пространстве реализуются в динамике конкретных потоков человеческой активности, социальных процессов. Социальный мир представляет собой таким образом многомерное пространство с множеством социальных полей, в каждом из которых индивиды и их группы занимают соответствующие позиции, а "вихревые потоки" и "силовые линии" социального пространства и социальных полей направляют потоки активности людей.

Для специального изучения социального пространства необходимо различать, в каких значениях оно может быть использовано. В качестве рабочей концепции социального пространства примем концепцию А.Ф. Филиппова1. А.Ф. Филиппов различает три аспекта в понимании социального пространства: 1. Пространство взаимодействия социальных акторов. Принимается во внимание значение близости/удаленности акторов друг от друга для самого процесса взаимодействия. Значение придается: а) тому, как исследователь видит пространство, б) тому, каково социальное значение пространства, не рефлексируемое участниками, но принципиально важное для них, в) тому, какое значение пространственным характеристикам взаимодействия придают сами участники: как пространство осознается и обсуждается ими. 2. Социальное пространство как порядок социальных позиций, метафорическое пространство, структурируемое статусами социальных акторов. 3. Пространство как нечто обозримое, место расположения тел. В силу отсутствия специального внимания к этому понятию социологи нередко не разводят различные аспекты пространственных характеристик социальной реальности, используя каждый раз категорию ad hoc. Часто происходит именно соотнесение различных аспектов пространства между собой, например в случаях когда размещение слоев населения с различными социально-экономическими статусами связывают с образованием и закреплением за ними собственных территорий поселения, пространство как место соотносится со смыслами, которые оно обретает благодаря акторам в процессе взаимодействия.

Анализ социального пространства невозможен без анализа этих понятий: дистанция – граница – территория – зона. Говоря о социальном пространстве, необходимо отметить его неоднородность. Эта неоднородность проявляется и в неравномерном распределении рисков в социальном пространстве. Поэтому наряду с понятием рискогенного пространства общества риска, принято говорить о рискогенных территориях и зонах риска. Риск имеет пространственную конфигурацию: сфера социальной опасности конституируется внешними границами, предельными областями, внутренней структурой.

Социальное пространство — термин, введенный П. Бурдьё в работе "Физическое и социальное пространство" (1990) для обозначения абстрактного пространства, конституированного ансамблем подпространств или полей, которые обязаны своей структурой неравному распределению отдельных видов капитала2. Оно может также восприниматься в форме структуры распределения различных видов капитала, функционирующей одновременно как инструменты и цели борьбы в различных полях. Реализованное физически социальное пространство представляет собой распределение в физическом пространстве различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и групп, локализованных физически и обладающих возможностями присвоения этих более или менее значительных благ и услуг. Распределения благ и услуг, соответствующих различным полям, накладываются друг на друга, следствием чего является концентрация наиболее дефицитных благ и услуг, а также их владельцев в определенных местах физического пространства, противостоящих во всех отношениях местам, объединяющим наиболее обездоленных. Причем места скопления дефицитных благ не могут рассматриваться иначе, как в соотношении с местами, лишенными этих благ.

Социальное пространство — это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее точно и четко. То пространство, в котором мы обитаем и которое мы познаем, является социально обозначенным и сконструированным. Физическое пространство - это социальная конструкция и проекция социального пространства, социальная структура в объективированном состоянии, объективация прошлых и настоящих социальных отношений.

Социальные агенты, а также предметы, обозначенные как собственность агентов, помещены, согласно Бурдье, в некое место социальное пространство, которое может быть охарактеризовано через его позицию по отношению к другим местам и через дистанцию, отделяющую это место от других. Социальное пространство стремится преобразоваться более или менее строгим образом в физическое пространство с помощью искоренения или депортации некоторых людей. Социальное пространство вписано одновременно в объективные пространственные структуры и в субъективные структуры, которые являются отчасти продуктом инкорпорации объективированных структур.

Места и площади присвоенного физического пространства обязаны своей дефицитностью тому, что они являются целями борьбы, происходящей в различных полях. Эта борьба может принимать как индивидуальные формы (пространственная мобильность, внутри- и межпоколенная мобильность), так и осуществляться на коллективном уровне.

Основные представления о социальном пространстве сводятся к следующим моментам:


  • социальное пространство принципиально отличается от геометрического;

  • оно представляет собой совокупность социальных отношений (связей), в которые вступает любой индивид с другими индивидами, группами и обществом в целом;

  • социальные координаты такого пространства задаются социальными группами и ничем другим;

  • социальное положение раскрывается через совокупность социальных связей со всеми группами;

  • социальное пространство отображает народонаселение, а не статусы.

Последний момент принципиально важен: в социальном пространстве располагаются люди, а не статусы. Описав социальное пространство и его производные («геометрическая и социальная дистанция», «подъем в геометрическом и в социальном пространстве») в социологических категориях, Сорокин социологически не прописал главное действующее лицо3. У него таковым выступает народонаселение. Однако известно, что народонаселение – демографический, а не социологический термин. Неправильно брать за исходную клеточку также отдельного индивида или личность потому, что первый – термин повседневного языка, а вторая – категория, используемая не только социологией, но также философией, психологией, педагогикой, социальной психологией и др.

Единственным социологическим термином, которым можно определить исходную ячейку социального пространства, выступает статус. Но он в качестве таковой у Сорокина не выступает. И вполне логично, так как статус он сводит к рангу, а не к социальной позиции. Образ социального пространства использован Сорокиным как вспомогательное средство для лучшего изображения стратификации.

Сегодня идею социального пространства взяли на вооружение, кажется, все социологические школы, хотя каждая из них наполняет его своим содержанием. В конечном итоге современная социология договорилась до того, что весь социальный мир, наполненный людьми, живущими в различных обществах и эпохах, являет всего лишь определенный тип социальной топографии.

Социальное пространство Сорокина трехмерно – в соответствии с тремя осями координат стратификации: экономической, политической и профессиональной. Сама стратификация представляет собой разделение совокупности людей на классы и слои в иерархическом ранге.

В свое время Вебер, как позже и Сорокин, рассматривал общественную диспозицию в трехмерном социальном пространстве, возникающем на базе иерархических структур отношений собственности, власти и престижа. Однако ни Вебер, ни Сорокин никогда не изображали свои модели наглядным образом – при помощи декартовой системы координат на листе бумаги. Они оставили только словесное описание своего видения стратификации и социального пространства.

Хотя Сорокин оперировал в своих рассуждениях о стратификации трехмерным пространством, он допускал возможность для социологии также многомерного пространства. Более того, лишь оно, по мнению Сорокина, подходит для описания социального пространства. Он подчеркивал, что геометрическое и социальное пространства – две принципиально разные вещи. Следовательно, если одно описывается эвклидовой топографией, то второе должно описываться какой-то другой, неэвклидовой. Но какой именно, он так и не указал. Много осей возникает у Сорокина от того, что каждая ось может изображать отдельную социальную группу, а их, как известно, огромное количество.

Категориальный ряд пространсртвенных структур социального оказывается эффективным при анализе рискогенных ситуаций.

Рост численности населения, исчерпание территориальных ресурсов, поглощение экологического пространства социума динамично развивающейся техносферой способствуют формированию глобального пространства риска. С высокой скоростью увеличивается вероятность наступления катастрофических событий, разрываются защитные пояса цивилизации, открывая социальное пространство для распространения последствий катастрофических событий.



Распространение получают «синергетические эффекты взаимодействия рисков» - нелинейные социодинамические риск-тренды различного масштаба и степени вероятности в экологическом, социально-экономическом и социокультурном пространстве цивилизации. Социальные риски становятся всё более значительными по масштабу распространения и по вероятности наступления, несмотря на былую эффективность институциональных механизмов предупреждения, управления и развитую культуру безопасности в наиболее благополучных странах мира.
Публикация выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-33-01215.


1Публикация выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-33-01215.

 А.Ф. Филиппов. Социология пространства // Логос. 2000. № 2 (23). С. 113-151.– М., 2004. – №2. – С.10.



2 П. Бурдьё. Физическое и социальное пространство // Пер. с фр.; общ. ред. и послесл. Н. А. Шматко.  М.: Институт экспериментальной социологии.1990, в 2-х т.


3 Система социологии / Питирим Александрович Сорокин. — М.: Астрель, 2008. — 1003 с., [1] л. портр.; 22 см. — (Социальная мысль России). ISBN 978-5-271-14765-4


Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2014
2014 -> Теоретические основы изучения внутрикорпоративных коммуникаций
2014 -> На заседании Ученого Совета философского факультета
2014 -> Материалы международной научно-практической конференции дыльновские чтения «повседневная жизнь россиян: социологический дизайн»
2014 -> Лозовская П. Д. (г. Саратов) Социальная ответственность как pr-инструмент современной организации
2014 -> Утверждено на заседании Ученого совета философского факультета
2014 -> 1. Цель вступительного экзамена – выявить уровень базовых социологических знаний о структуре, институтах, процессах современного общества и теоретико-методологических принципах его исследования
2014 -> Межкультурная коммуникация в глобальном информационном пространстве
2014 -> Темы контрольных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница