Аналитическая справка, отражающая актуальные вопросы в области выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности



страница1/7
Дата15.02.2018
Размер0.66 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аналитическая справка, отражающая актуальные вопросы в области выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности.


Авторы-составители:

Иванова Т.С., к.п.н., доцент

Осечкина Л.И., к.п.н., доцент

Таболова Е.М., к.пс.н., доцент

Бидбайрова А.Г.

Шабаева Н.В.
Москва 2015

В рамках реализации второго этапа Государственного контракта №08.028.11.0074 от 19 сентября 2014 года по проекту «Актуализация системы повышения квалификации работников сферы образования, обеспечивающих педагогическое сопровождение детей, проявивших выдающиеся способности» сотрудники Института модернизации образования МГОУ разработали и реализовали программу двухдневного практического семинара по вопросам выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности, которая была согласована с Министерством образования и науки РФ.

Двухдневные практические семинары прошли в течение августа-сентября 2015 г. в девяти Федеральных округах РФ: Приволжском, Центральном, Южном, Сибирском, Дальневосточном, Уральском, Северо-Кавказском, Северо-Западном, Крымском.

В практических семинарах приняли участие представители департаментов и министерств образования 85 регионов РФ, руководители, педагоги и специалисты образовательных организаций, преподаватели высших и средних профессиональных учебных заведений, специалисты профильных оздоровительных лагерей, институтов повышения квалификации и системы дополнительного образования.

В марте 2015 года в соответствии с контрактом было организовано оказание консультационной и методической поддержки, разработан регламент ее оказания в электронной форме и организация телефонной поддержки с использованием горячей линии.

Аналитический обзор существующих моделей выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности, анализ нормативно-правовой базы работы с одаренными детьми, состояние системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов, осуществляющих сопровождению детей, проявивших выдающиеся способности в регионах Российской Федерации, результаты оказания консультационно-методической поддержки и анкетирования участников практических семинаров показал, что работа в данной области сегодня является одной из приоритетных задач стоящих перед системой образования, науки, культуры, спорта, профессионально-общественными сообществами, государственными и коммерческими структурами.

Социально-экономический прогресс выявил потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи на основе критического анализа ситуаций. От решения проблемы раннего выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности зависит интеллектуальный и экономический потенциал страны. Забота об одаренных детях сегодня рассматривается как забота о развитии науки, технологий, культуры и социальной жизни России в будущем.

Законодательством Российской Федерации регламентируются направления развития системы образования для выявления и поддержки одаренных детей, предусматривается реализация системы мер по созданию благоприятных условий для их развития и обучения.

К документам, регламентирующим работу с детьми, проявившими выдающиеся способности, относятся:


  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Указы Президента Российской Федерации;

  • Постановления Правительства РФ;

  • Распоряжения Правительства РФ;

  • Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов

Рассмотрим указанные документы подробнее.

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В главе 1 «Общие положения», статье 5, «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации, п.5 написано: «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления <…> оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте».

В главе 8 «Дополнительное образование», статье 71 «Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета», п.4 отмечено: «Право на прием без вступительных испытаний в соответствии с частью 1 настоящей статьи имеют: 1) победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю всероссийской олимпиады школьников или международной олимпиады. Соответствие профиля указанных олимпиад специальностям и (или) направлениям подготовки определяется образовательной организацией<…>».

п. 12. «Победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, предоставляются следующие особые права при приеме в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти: 1) прием без вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников. Соответствие профиля указанных олимпиад специальностям и (или) направлениям подготовки определяется образовательной организацией; 2) быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов единого государственного экзамена по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады школьников, или к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной, творческой и (или) профессиональной направленности, предусмотренные частями 7 и 8 статьи 70 настоящего Федерального закона».

В главе 11 «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся», в статье 77 «Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности», написано:

«1. В Российской Федерации осуществляются выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказывается содействие в получении такими лицами образования.

2. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия (далее - конкурсы), направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений. Обучающиеся принимают участие в конкурсах на добровольной основе. Взимание платы за участие во всероссийской олимпиаде школьников, в олимпиадах и иных конкурсах, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи, не допускается.

3. В целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний проводятся всероссийская олимпиада школьников, олимпиады школьников, перечень и уровни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, утверждаются порядок и сроки проведения всероссийской олимпиады школьников, включая перечень общеобразовательных предметов, по которым она проводится, итоговые результаты всероссийской олимпиады школьников, образцы дипломов победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, а также порядок проведения олимпиад школьников, указанных в первом предложении настоящей части, включая критерии определения уровней указанных олимпиад школьников, образцы дипломов победителей и призеров указанных олимпиад. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, а также порядка проведения олимпиад школьников, указанных в первом предложении настоящей части, гражданам, аккредитованным в качестве общественных наблюдателей в соответствии с частью 15 статьи 59 настоящего Федерального закона, предоставляется право присутствовать при проведении указанных олимпиад и направлять информацию о нарушениях, выявленных при их проведении, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.

4. Для лиц, проявивших выдающиеся способности, могут предусматриваться специальные денежные поощрения и иные меры стимулирования указанных лиц. Критерии и порядок отбора лиц, проявивших выдающиеся способности, порядок предоставления таких денежных поощрений за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе для получения указанными лицами образования, включая обучение за рубежом, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица и физические лица, их объединения вправе устанавливать специальные денежные поощрения для лиц, проявивших выдающиеся способности, и иные меры стимулирования указанных лиц.

5. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, в образовательных организациях создаются специализированные структурные подразделения, а также действуют образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций (далее – нетиповые образовательные организации). Порядок комплектования указанных специализированных структурных подразделений и указанных нетиповых образовательных организаций обучающимися устанавливается учредителями соответствующих образовательных организаций с учетом уровня и направленности реализуемых образовательными организациями образовательных программ, обеспечивающих развитие интеллектуальных, творческих и прикладных способностей обучающихся в образовательных организациях. Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным образовательным программам для граждан, проявивших выдающиеся способности, а также граждан, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, имеющими указанные специализированные структурные подразделения, и нетиповыми образовательными организациями, определяются в соответствии с частью 11 статьи 13 настоящего Федерального закона».



Указы Президента Российской Федерации

В Указе Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (от 1 июня 2012 года №761) говорится об обеспечении условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей. В качестве мер, направленных на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи, приведены следующие: «Обеспечение нормативно-правового закрепления особых образовательных запросов одаренных детей, поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми, создание национального ресурсного центра для работы с одаренными детьми в целях обеспечения разработки методологии и методов диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей для использования в массовой школе и в специализированных школах для одаренных детей, создание системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями), обеспечение информационной поддержки государственной политики по оказанию помощи талантливым детям и молодежи».

В подразделе 8 «Ожидаемые результаты» отмечено: «Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития (для детей с особой одаренностью)».






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница