Американская микросоциология Бочкарева В. И



Скачать 97.22 Kb.
страница1/22
Дата14.04.2018
Размер97.22 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Американская микросоциология

(Бочкарева В.И.
5семестр

В рамках спецкурса рассматриваются темы, связанные:

- со спецификой американской микросоциологии, ее ориентацией на эмпирические исследования, на межличностное взаимодействие, конкретные факты, события, проблемы «ежедневной жизни»;

- с ролью и влиянием чикагской школы на развитие американской микросоциологии;

- с влиянием на американскую микросоциологию прагматической американской философии, теории психоанализа З.Фрейда, социологических концепций Г.Зиммеля, М.Вебера;

- с разработкой теоретико-методологических оснований изучения «повседневности»;

- с основными школами и теориями микросоциологии (феноменологическое направление, символический интеракционизм, теория обмена, этнометодология, драматургическая социология);

- с ролью макро и микросоциологии в обеспечении всестороннего изучения социальных явлений.

Архивоведение и источниковедение для социологов

(Бразевич С.С.)



4семестр

Предмет спецкурса: 1) документы на всех существовавших и существующих в настоящее время носителях и подлежащих хранению в архивах; принципы и методы научной и практической работы с документами; 2) источниковедение как интегрирующая дисциплина в системе гуманитарного знания. Основные понятия источниковедения – исторический источник, классификация исторических источников, источниковедческий анализ и синтез – рассматриваются как в историческом, так и в логическом плане и раскрываются в соотнесении с основными общенаучными парадигмами (позитивизм, марксизм, неокантианство, феноменологические и постмодернистские концепции).

Курс знакомит студентов с историей и современной организацией архивного дела, дать представление о принципах, положенных в основу формирования национального архивного фонда, об устройстве и функциях различных архивов, с практическими приемами поиска и работы с архивными материалами, показать возможности их использования в конкретных социально-исторических исследованиях;

• дать системное знание об основных понятиях источниковедения. Вырабатываются навыки источниковедческого анализа и синтеза.

Структурно спецкурс разделен на 12 тем, которые посвящены рассмотрению: архивной деятельности в современной России; организации документов Архивного фонда Российской Федерации; комплектованию архивов и экспертизе научной и практической ценности документов; системы научно-справочного аппарата к документам Архивного фонда Российской Федерации; использованию архивных документов; методики сбора, анализа и систематизации архивного материала; источниковедения в системе гуманитарного знания, предмета и места источниковедения; понятия исторического источника; классификации исторических источников и структуры источниковедческого исследования; видов источников и методов их изучения; проблем компьютеризации и применения новых методов для обработки и анализа массовых источников; основных этапов источниковедческого исследования.

Визуальная культура советской эпохи

(Орех Е.А.)


5семестр

Визуальная культура советской эпохи представлена огромным пластом документов, которые содержат массу интересной информации о недавно ушедшем периоде времени. Их социологическая расшифровка может помочь нам разобраться не только в своём прошлом, но и в самом актуальном настоящем. Поколения, появившиеся на свет после развала Союза, не просто сталкиваются с советским, но и сами нерефлексивно воссоздают его. Умение идентифицировать «советское» необходимо нам именно для того, чтобы понимать, что происходит сегодня.

В зависимости от нашего подхода визуальные документы могут быть рассмотрены как свидетельства времени, помогут вскрыть объективные основания существования советского государства и общества. С другой стороны, мы понимаем, что зрительные образы служили мощным средством в конструировании советской действительности, были идеологически нагружены. В рамках спецкурса речь пойдёт, прежде всего, об изображениях и методах их социологического прочтения. Диапазон тем связан с анализом содержания различных носителей информации – фотографий, плакатов, открыток и даже карт – на примере визуальных материалов советского времени. Если Вы хотите научиться конкретным методикам анализа визуального материала – тогда этот спецкурс для Вас.

Военная социология

(Бразевич С.С.)

6семестр

Задачи спецкурса «Военная социология»:

• познакомить студентов с военной социологией как отраслью социологической науки;

• рассмотреть актуальные вопросы теории, методологии, истории и практики военной социологии;

• провести анализ различных аспектов взаимоотношений Вооруженных Сил, государства и общества;

• раскрыть проблемы формирования сбалансированных гражданско-военных отношений, осуществления гражданского контроля, реформирования военного профессионализма и реагирования институтов гражданского общества на изменения в политике безопасности и обороны.

Структурно спецкурс разделен на шесть тем, которые посвящены рассмотрению: военной социологии как специальной социологической теории; армии как социального института и ее места в социальной структуре современного российского общества; профессионализации армии как фактора ее социальной трансформации; социологии военной службы; социализации личности в условиях военной службы; методологии военно-социологического исследования.

Глэм-капитализм

(Иванов Д.В.)

5семестр

Спецкурс посвящен анализу новейших тенденций социальных изменений. Целью спецкурса является формирование на основе теории виртуализации общества и теории глэм-капитализма систематических представлений о специфике и направленности процессов трансформации общества в начале XXI века. Задачами спецкурса являются: описание и объяснения общественных явлений с помощью новейших концептуальных средств; интерпретация эмпирических тенденций на основе различных теоретических подходов; сравнительный анализ и оценка адекватности альтернативных теоретических моделей современного общества.

История женского движения

(Ломоносова М.В.)


8семестр

Курс нацелен на изучение истории возникновения и развития женского движения. В результате изучения данной дисциплины студенты получат знания об основных социально-политические процессах 19-21 века, и их влиянии на формирование современной гендерной ситуации. Основные лекционные и семинарские занятия отражают представления о женщине в 19 и 20 в. в произведениях социальных мыслителей и ученых этого времени, основные этапы развития феминизма и течения феминистского движения. В рамках курса исследуются причины существования женского движения в мире, а так же особенности гендерной ситуации в России. В итоге семинарских занятий студенты получат знания об истории возникновения и развития гендерных исследований и приобретут навыки анализа гендерных аспектов социальной политики государства. Программа курса хорошо структурирована и снабжена обширной справочно-информационной базой.

Социальные проблемы: логика конструкционисткого анализа (Богомягкова Е.С.)

5семестр

Студентам, интересующимся, каким образом возникают социальные проблемы, что определяет взгляды, реакции и действия людей в отношении какой-либо проблемы и чем объясняется непостоянство общественного внимания к социальным проблемам.

Курс знакомит слушателей:

1.С различными концепциями социального конструкционизма – концепция «публичных арен», концепция «повестки дня» (agenda setting), концепция моральной паники, концепция просторечных ресурсов и др.

2.С риторическими и визуальными стратегиями конструирования социальных проблем.

3.С малодоступными русскоязычными и иностранными статьями, посвященными исследованиям современных социальных проблем.

Даются навыки:

1. Анализировать современные социальные проблемы, осуществляя деконструкцию.

2. Понимать роль социальных агентов и СМИ в конструировании социальной проблемы.

3. Формулировать и убедительно представлять свои идеи с целью привлечения общественного внимания

Моделирование социальной эволюции

(Смирнов П.И.)


4семестр

Цель изучения дисциплины заключается в том, чтобы сформировать у студентов представление об общей логике социальной эволюции. Для этого в ней решаются следующие основные задачи:

-обоснование моделирования как универсального принципа человеческой деятельности,

-ознакомление студентов с проблемами моделирования социальной эволюции,

-аргументированный выбор методологии моделирования этапов общественной эволюции,

-исследование важнейших признаков и свойств, присущих моделям указанных этапов,

-оценка перспектив эволюции общества.

Дополнительными задачами изучения дисциплины являются описание особой цивилизации, сложившейся в России, а также выявление проблем, трудностей и перспектив развития страны

Общие результаты изучения дисциплины имеют двоякий характер:

во-первых, студенты должны получить представление о новых разработках в сфере жизненно важных проблем теоретической социологии,

во-вторых, полученные знания могут способствовать формированию у них более осознанного и ответственного поведения в сложный период человеческой истории.

Религиозные меньшинства и теории конвертации

(Островская Е.А.)

8семестр

В рамках курса осуществляется ознакомление студентов с классическими и современными подходами к изучению социального феномена «религиозные меньшинства», рассмотрение нового для отечественного и западного социологического дискурса феномена конвертации, анализ политического, экономического и социокультурного измерений деятельности этно-религиозных детерриторизированных сообществ в их связи с международными объединениями конвертитов. В задачи курса входит освоение имеющихся в социологии и антропологии теорий религиозных меньшинств, анализ типологий религиозных меньшинств, различных видов религиозных меньшинств, социокультурной специфики этого феномена, особенностей каждого вида; ознакомление с методологией и методами эмпирического исследования религиозных сообществ конвертитов, предполагающее разбор уже имеющихся отечественных и зарубежных образцов такого рода исследований («буддисты-европейцы»  Россия, Европа и США, «мусульмане-европейцы» и нетрадиционные мусульманские сообщества в Европе и США, конвертитские сообщества индуистов).

В ходе обучения предполагается использование различных образовательных технологий: презентаций в формате Power Point, использование интерактивно-диалоговых форм обучения, групповые дискуссии по заданным темам, анализ текстовой и визуальной информации (печатные и электронные документы, а также аудио и видео материалы по темам занятий), самостоятельная работа студентов с литературой, содержащейся в программе курса.

Российская идентичность

(Тхакахов В.Х.)
6семестр

Предполагает знакомство с отечественной интеллектуальной традицией конструирования и деконструкции национальной идентичности России; с социальными практиками изобретения и воспроизводства российской сопринадлежности; с основными элементами и структурой отечественной идентичности и процессами их изменения; с Русским проектом как идеей и реализованной практикой.

Спецкурс ставит вопросы и приглашает к совместному поиску ответов на темы, связанные как с текущими, так и со стратегическими проблемами российской идентичности.

На занятиях активно используется авторский материал (опубликованный и неопубликованный), рассматривающий российскую идентичность как ресурс конструирования и социальной интеграции.

Целью курса «Российская идентичность» является формирование углубленных представлений о процессах социального конструирования и трансформации российской идентичности.

Задачами курса являются: -преодоление стереотипов и предрассудков, касающихся проблем российской идентичности; - формирование представлений о российской идентичности как процессе и как ценности;

- привитие студентам патриотического отношения к России как Родине.

В процессе изучения данной дисциплины предполагается наряду с традиционными формами проведения занятий, практиковать дискуссии по актуальным социокультурным и межэтническим проблемам современной российской идентичности.

Социальные типы личности во властной элите российского общества

(Смирнов П.И.)



6семестр

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов представлений о влиянии социальных типов личности во властной элите российского общества на ход событий в стране. Для достижения цели в курсе решаются следующие основные задачи: - формирование представлений о личности как социальной сущности человека, (социальном явлении), - рассмотрение социальной эволюции в «человеческом измерении»,

- описание особого типа цивилизации, сложившейся в России и СССР, - описание социальных типов личности во властной элите российского общества и их влияния на ход событий в стране,

- описание положения личности в российском обществе как результат недавних реформ, - оценка необходимого личностного потенциала для успешного решения проблем страны.

Теории современного общества (Асочаков Ю.В.)
6семестр

В ходе чтения данного курса предполагается ознакомить студентов с содержанием основных социологических теорий современного общества. Целью курса «Теории современного общества» является повышение уровня профессиональной подготовки студентов путем ознакомления с содержанием основных социологических теорий современного общества, логикой и методологией их формирования, перспективами их развития. Основное внимание в курсе уделяются теориям, посвященным осмыслению т.н. позднего Модерна, то есть теориям, появившимся после 80-го года ХХ века, в которых теоретически интерпретируются смысл и значение перемен, происходящих сегодня с обществом, вступающим в новую фазу развития. В курсе рассматриваются основные теоретические варианты интерпретации этих изменений и прогноз последующего развития.

Задачами курса является освоение студентами содержания основных социологических теорий современного общества, знакомство с содержанием дискуссий относительно перемен и перспектив, связанных со вступлением общества в новую фазу развития, формирование у студентов способности анализировать теории современного общества, формирование представлений о методологических основаниях и понятийном аппарате основных социологических теорий современного общества, овладение студентами навыками анализа логической структуры этих социологических теорий и умения корректно пользоваться социологическими понятиями и теориями в ходе самостоятельного научного исследования.Основными результатами изучения данной дисциплины должны стать знания, умения и навыки, необходимые профессиональному социологу для успешной аналитической и научно-исследовательской деятельности.

Социологический анализ визуального документа (доц. Орех Е.А., ст. преп. Богомягкова Е.С.)



7семестр

Последние десятилетия в социальной науке характеризуются визуальным поворотом, т. е. вниманием и интересом к визуальной составляющей социальной жизни. Спецкурс «Социологический анализ визуального документа» посвящен освоению социологических методов анализа различных типов визуальных документов — фотографий, плакатов и т. д. Но главное внимание в рамках курса будет уделено возможностям социологической интерепретации и анализа такого документа, как кино. Студенты смогут познакомиться со спецификой кино как социокультурного феномена, историей его становления, особенностями создания. Но, главное — кино предстанет как социологический текст, который студенты научаться «читать». В рамках курса предполагается просмотр и анализ фильмов как советского, так и современного периодов с последующим разбором и обсуждением. Курс носит интерактивный характер. Предназначен для студентов, которые хотят научиться конкретным методикам анализа визуального материала.

Социологический анализ властвующих групп

(Орех Е.А.)


7семестр

Спецкурс посвящён одной из самых интересных тем политической социологии – главным субъектам властных отношений. Кто они? Как они попадают наверх? Как принимаются важнейшие для нашей с вами жизни решения? Насколько свободны они в своих действиях и насколько подчинены социальным обстоятельствам? Куда они ведут за собой нашу страну? Эти вопросы на слуху и всегда занимают общественное мнение. Между тем, надо признать, что политологи, элитологи, политтехнологи часто оказываются близоруки именно потому, что мало озадачены собственно социологическим анализом властвующей группы. На восполнение этого пробела нацелен наш спецкурс: с социологического ракурса анализа будут обсуждаться и анализироваться вопросы происхождения, воспроизводства и рекрутирования элит, особенности становления и функционирования номенклатуры и современной российской элиты. Будет рассмотрена проблематика методов социологического изучения властвующих групп, в том числе, вторичных документов, таких как интервью представителей элиты, фотографии.

Социология П.А. Сорокина

(Ломоносова М.В.)


6семестр

Курс направлен на формирование целостного представления о социологической концепции П.А.Сорокина. В результате изучения данной дисциплины студенты приобретут общие знания об особенностях процесса институционализации социологии и социологического образования в России и США, а также об основных социально-политических процессах в России в начале 20-го века, и их влиянии на формирование социологических воззрений П.А.Сорокина. В рамках курса рассматриваются основные темы социологической публицистики П.А.Сорокина, концепции и проблематика его научных трудов. Отдельное внимание уделяется теории социальной и культурной динамики. Курс наиболее тесно связан с такими дисциплинами как «История социологии», «Теоретическая социология». Содержание программы базируется на фундаментальных положениях социологической концепции П.А.Сорокина, теории и истории социологии. Программа курса хорошо структурирована и снабжена обширной справочно-информационной базой.

Социология религии

(Островская Е.А.)


7семестр

Курс нацелен на повышение уровня профессиональной подготовки студентов путем формирования у них систематических представлений о базовых принципах, содержании и научном значении классических и современных подходов к изучению социального феномена «религия», созданных в социологии в XIX – XXI вв.; глубокое ознакомление студентов с процессами институционализации, секуляризации и глобализации религиозной подсистемы российского общества и западных обществ, с теорией и практикой социологического обследования таких форм организации религиозной жизни, как церковь, секта, деноминация, культ, НРД, транснациональные религиозные сообщества.

В ходе обучения предполагается использование различных образовательных технологий: презентаций в формате Power Point, использование интерактивно-диалоговых форм обучения, групповые дискуссии по заданным темам, анализ текстовой и визуальной информации (печатные и электронные документы, а также аудио и видео материалы по темам занятий), самостоятельная работа студентов с литературой, содержащейся в программе курса.

Социология фондового рынка

(ЗоринГ.В.)
6семестр

Курс направлен на повышение уровня профессиональной подготовки студентов путем формирования у них систематических представлений о принципах, содержании и перспективах социологического исследования фондового рынка, а также посредством развития их умений и навыков анализа поведения участников фондового рынка и социологической интерпретации эмпирически фиксируемых тенденций. Задачами курса являются:

•формирование у слушателей системного подхода к исследованию феномена фондового рынка;

•активное освоение студентами методов построения основных моделей макро- и микроструктуры фондовых рынков и возможностей их использования в научно-исследовательской, аналитической и экономической деятельности;

•формирование возможности решения конкретных проблем фондовых рынков с помощью различных методов и моделей, реализация сценарного подхода;

•обучение методам компьютерной обработки данных при исследовании деятельности участников фондового рынка и их социологической интерпретации.

Основными результатами изучения данной дисциплины должны стать знания, умения и навыки, необходимые молодому исследователю для успешной аналитической и научно-исследовательской деятельности, направленной на изучение и оценку явлений и процессов, происходящих на российском и мировом фондовых рынках.

Теории социализации Theory of Socialization

(Головин Н.А., Богомягкова Е.С.)
3семестр

Цель курса — формирование у студентов научного знания социализации как фундаментального процесса воспроизводства человека и общества, знакомство с многообразием его теоретического описания. Речь идет о социализации в современном массовом обществе, ее фазах и аспектах. Подробно изучаются фундаментальные социологические и психологические теории, их переплетение (теории гендерной социализации ― З.Фрейд, Н. Чодороу); теории школьной социализации (Т. Парсонс); теории социализации молодежи в обществе позднего капитализма (С. Айзенштадт, Э. Эриксон, Ю. Хабермас, У. Бек). Обсуждаются проблемы социализации в условиях российского варианта общества потребления. При этом используются не только традиционные учебные материалы, но и экспозиции Музея детства, Музея сновидений Зигмунда Фрейда, документальный фильм, другие мультимедиа.

Гендерная социология

(Ушакова В.Г.) 3еместр

Курс направлен на изучение основного содержания категории «гендер» в социологии, закономерностей и особенностей формирования гендерных отношений в обществе. Изучаются особенности формирования, развития и трансформации гендерной модели общества на различных этапах его существования;

Особое внимание уделяется причинам возникновения гендерного неравенства и дискриминации по признаку пола, а также технологии преодоления этих явлений;

Гендер и политика

(Ушакова В.Г.) 5семестр

Курс предполагает изучение роли, которую гендер играет в политике и политическом пространстве, а также позиции, которые занимают женщины и мужчины в политике. Особое внимание уделяется гендерной политике как политическому инструменту развития демократии и построения гражданского общества. Проводится гендерный анализ деятельности политических институтов и содержания политических процессов.

Интеллигенция в российском обществе: историко-социологический анализ

(Мельников Е.Г.) 6семестр

В рамках дисциплины ставится задача формирования целостного представления о теоретических и методологических основах исследования социального феномена интеллигенции в российском обществе, анализа генезиса и основных этапов ее становления и развития, рассмотрения процессов социального взаимодействия интеллигенции с властью и народом, обоснования ее социальных и гендерных ролей, а также основных тенденций развития данного социального слоя применительно к современной общественной системе.

Социология международных организаций

(Кутейников А.Е.)



8семестр

Курс направлен на сформирование социологических знаний о международных межправительственных организациях (ММПО), представляющих собой особый класс организаций.

Особенность ММПО как класса организаций состоит в том, что они обладают двойственной природой. С одной стороны, ММПО являются союзами суверенных государств в форме постоянно действующей конференции. С другой стороны, они образуют сложный комплекс социальных отношений между людьми, создавшими их и обслуживающими. Специфика деятельности ММПО, их строение, особенности организационных процессов обусловлены одновременно и соотношением ресурсов, ролей, статусов государств, и свойствами людей, их социальными представлениями, знаниями, умениями, навыками. Сочетание этих двух сторон во многом и определяет облик каждой отдельной реально существующей организации.

С позиций социологического подхода характеризуются: цели ММПО, состав организаций, основные виды деятельности, функции в мировой системе, внутренняя структура, связи с международной средой.

Политический экстремизм в современном мире

(Романов Р.А.) 6семестр

В рамках дисциплины последовательно рассматриваются темы основных подходов к определению экстремизма, исследование экстремизма как политической практики, терроризм как особый вид политического экстремизма,

субъекты и уровни политического экстремизма, типология экстремистских и террористических организаций, исторический генезис терроризма, проблема предупреждения экстремизма и терроризма в современной России и мире.

Сексуальность, репродуктивное здоровье и поведение молодежи

(Безрукова О.Н.)

6семестр

Курс познакомит слушателей с основными концепциями и подходами к изучению сексуальности, репродуктивной и сексуальной культуры молодежи, моральных ценностей и биополитике в отношении репродуктивного здоровья молодежи. В рамках курса анализируются многофакторная структура репродуктивного здоровья и поведения, модели репродуктивного и брачного поведения молодежи, направления семейно-демографической и молодежной политики, социальной работы, гражданских инициатив в отношении укрепления репродуктивного здоровья молодежи. Студенты познакомятся с основами проведения мониторинга и экспертизы семейной и демографической политики, а также с анализом статистических данных и социологических исследований в области репродуктивного здоровья молодежи.

Основные темы спецкурса включают мини-лекции и практические занятия, дискуссии, ролевые игры на темы о моделях образования в сфере репродуктивного здоровья и здорового образа жизни, гендерных особенностях репродуктивного здоровья молодежи, репродуктивном здоровье социально уязвимых групп молодежи, ВИЧ как социальной проблеме молодежи, моделях и профилактике рискованного поведения, ресурсах активизации жизненного потенциала молодежи, родительстве и репродуктивном поведении молодежи. Курс основан на материалах авторских социологических исследований и публикаций.

Родительство и детство: опыт социальной компетентности

(Безрукова О.Н.)
3семестр

Курс познакомит слушателей с основными концепциями и подходами к изучению родительства, процедурами комплексных социологических и психологических исследований в социологии родительства и детства. Особое внимание уделено моделям и практикам отцовства и материнства в трансформирующемся обществе, ресурсам и сетям поддержки родительства в современном обществе, экспертизе государственной политики, усилиям гражданского общества по улучшению положения детей, анализу возможностей детей как самостоятельных субъектов социальной жизни, способам обеспечения участия детей в решении вопросов, затрагивающих интересы детей. Курс включает анализ, диагностику и методы решения актуальных социальных проблем родительства и детства, в т.ч. в сфере: – трансформации детско-родительских отношений в современных обществах и особенностях воспитания детей; – дифференциации детства, социального неравенства, нетипичного детства, диагностике благополучия детей, – образования детей и экономической/политической социализации детей и подростков, воспитании активности, предприимчивости, гражданственности; – детской субкультуры; – прав детей и государственной политики в интересах детей; – семейной социализации детей и подростков; – технологий формирования ответственного родительства; – девиантного поведения детей и подростков и моделей профилактики и др.

Курс познакомит студентов с основами работы над проблемно-ориентированными социальными проектами, предложениями, рекомендациями, ориентированными на решение конкретных проблем семьи, детей и родителей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; повысит социальную компетентность слушателей в области семейного воспитания детей и будущего родительства. Курс основан на материалах авторских социологических исследований и публикаций.

Социология политических изменений и процессов

(Елисеев С.М.)

4семестр

Курс направлен на формирование у студентов знаний в области политической социологии, понимания классических и современных теорий политических процессов, ознакомление с зарубежным и отечественным опытом исследования политических процессов, закрепление у студентов представлений о содержании современных политических процессов, месте и роли институциональных факторов в развитии современного российского общества.

Социология коррупции и антикорупционная политика

(Елисеев С.М.)


7семестр

Курс не только дает теоретическое знание, но и выполняет функции личностного роста, повышения политической компетентности, гражданской активности, самоидентификации студентов.

Учебный курс опирается на оригинальные источники и обширный круг научной литературы, эмпирических исследований, как отечественных, так и зарубежных учёных.

Целью курса является формирование у студентов знаний в области политической социологии, понимания классических и современных теорий коррупции и антикоррупцилонной политики, ознакомление с зарубежным и отечественным опытом исследования экономической и политической коррупции, закрепление у студентов представлений о содержании современных политических процессов, месте и роли борьбы с коррупцией в развитии современного российского общества.

Гражданское общество и государство

(Селезнев Л.И.)


4семестр

Курс направлен на формирование у студентов самостоятельного представления о теоретических и методологических основах исследования социального феномена гражданского общества, анализ генезиса и основных этапов его становления и развития, рассмотрение процессов социального взаимодействия гражданина и институтов гражданского общества с политической системой, а также основных моделей зарубежных политических систем: западноевропейской (парламентской), североамериканской (президентской), Индийской (переходной от авторитаризма к демократии) и системы КНР (авторитарно-тоталитарной). В сравнении с ними дается анализ состояния политической системы современной России.

Студенты знакомятся с методологией анализа социального феномена гражданского общества и обусловленных им политических систем, с основными теоретическими взглядами на их природу и сущность, со специфическими методами их исследования, а также с местом данного феномена в социальном пространстве различных социумов;

В практическом плане происходит развитие у студентов навыков самостоятельного анализа проблем, относящихся к предметной области изучения данного феномена, формирования целостного представления о взаимосвязи и взаимообусловленности гражданского общества и политической системы, а также о влиянии степени зрелости гражданского общества на состояние политических институтов.

Дипломатическая служба (Селезнев Л.И.)
5семестр

Курс направлен на формирование у студентов самостоятельного представления о теоретических и методологических основах исследования важного звена государственного аппарата, анализ генезиса и основных этапов его становления и развития, рассмотрение процессов социального взаимодействия гражданина и институтов гражданского общества с государственной системой, а также основных органов российской внешнеполитической службы: аппарата МИД РФ, посольств и консульских учреждений России. Отдельно рассматривается деятельность некоммерческих неправительственных организаций, занимающихся международными вопросами.

Студентов знакомятся с методологией анализа дипломатической и консульской службы как специфической функции государства, с основными нормативными документами, определяющими их деятельность, со специфическими методами их исследования, а также с местом данного направления в деятельности государственного аппарата;

В практическом плане происходит формирование у студентов целостного представления о взаимосвязи и взаимообусловленности внутренней и внешней политики государства, а также о соотношении норм национального и международного права.

Деловые переговоры

(Меркурьева Ю.В.)


7семестр

Цель курса по выбору – формирование целостного представления о назначении, подходах, содержании и коммуникативных практиках переговорного процесса в управленческой деятельности руководителей современной организации. На основе изучения материалов курса, студенты бакалавриата получат возможность развить и совершенствовать коммуникативные навыки, необходимые для организации и ведения переговоров как внутренней среде организации, так и во внешней.

Основными задачами изучения дисциплины являются: представление о научно-практических подходах к организации и проведению деловых переговоров; понимание значения и роли переговорного процесса в менеджменте и управлении персоналом организации; освоение технологии ведения переговоров с учетом национальной специфики переговорщиков; овладение методами ведения деловых переговоров в рамках выбранной стратегической линии.

Конфликт-менеджмент в системе управления организацией

(Павленкова И.М.)
7семестр

Цель курса по выбору: формирование у студентов бакалавриата целостного представления о сущности социально-трудовых и организационных конфликтах, методах профилактики и управления организационными конфликтами, особенностях согласования интересов в условиях организационного взаимодействия участников трудового процесса, роли руководителей организации и службы персонала в создании комплексной системы работы с организационными конфликтами на основе современных технологий урегулирования конфликтов.

Основными задачами данной учебной дисциплины являются: изучение концепций и теорий конфликта в структуре социологического знания, основных понятий теории социального конфликта, ознакомление с технологиями и практиками конфликт-менеджмента, развитие навыков самостоятельной аналитической и практической работы с организационными конфликтами, овладение навыками посреднической деятельности в конфликте.

Информационные технологии в социологии

(Пруель Н.А.)

3семестр

Данный курс по выбору направлен на то, чтобы: заложить основы профессиональной компетентности будущих бакалавров, подготовить их к самостоятельному решению задач в области применения информационных технологий; дать бакалаврам представления о структурах циркуляции информации в науке, составе и структуре современного документального потока по социологии; ввести и закрепить в профессиональном тезаурусе бакалавров представления о современных информационных технологиях в социологии и соответствующих основных понятиях; познакомить бакалавров с рациональными приемами применения информационных технологий в научно-образовательной деятельности социологов.

Социальные сети и сетевая экономика

(Рассказов С.В.)



5семестр

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов целостного представления о построении и функционировании социальных сетей, их проявлении и влиянии в финансово-экономической предметной области. Задачи: получение представления о социальных сетях, как основе информационного общества; изучение социологических основ социальных сетей, методов расчета и анализа их показателей; получение знаний о сетях в экономических, финансовых, корпоративных процессах и организациях, влиянии и возможностях сетей по управлению ими. Основные темы: сети как основа информационного общества; методология сетевого анализа в социальной теории; социальный сетевой капитал организации; сети и социальное управление на финансовом рынке; сети и управление в хозяйственной деятельности; информационное влияние, управление и противоборство в социальных сетях.

Коммуникационный менеджмент в современной организации

(Павленкова И.М.)



8семестр

Цель курса по выбору: формирование у бакалавров целостного представления о сущности социальной и организационной коммуникации, методах управления коммуникацией в современной организации, особенностях взаимодействия субъектов социальной коммуникации в трудовом процессе, роли руководителей в создании системы управления организационными коммуникациями на основе современных теорий коммуникации.

Основные задачи курса: изучение концепций и теорий коммуникации в структуре социологического знания, основных понятий социальной коммуникации, ознакомление с технологиями и практиками коммуникационного менеджмента, развитие навыков самостоятельной аналитической и практической работы по проектированию системы организационной коммуникации, овладение навыками и умениями, повышающими профессиональную коммуникативную компетентность.

Основы стратегического менеджмента

(Малышев В.А.)
6семестр

Курс по выбору направлен на решение следующих задач:

1.Заложить основы профессиональной компетентности будущих бакалавров, подготовить их к самостоятельному решению задач в области основ стратегического менеджмента и бизнес- развития современной компании.

2.Ввести и закрепить в профессиональном базисе бакалавров представления об основах стратегического менеджмента, основных этапах бизнес-планирования, развития и оценки деятельности компании.

3.Познакомить бакалавров с маркетинговой определенностью оптимизации работы бизнеса современной компании.

4.Научить бакалавров методам и логике управленческого анализа, методам решения бизнес- задач современной компании, методам позиционирования. Сформировать и закрепить соответствующие знания и навыки.

Public Administration как новый этап государственного управления

(Меньшикова Г.А.)


5семестр

Цель курса - расширить представление студентов об основах государственного устройства в гражданском обществе. Наряду с обзором современных зарубежных теорий о новых принципах взаимодействия государства и общества (населения), студенты получат представление о ходе административных реформ за рубежом и в России.

При чтении курса приоритет отдается выработке практических навыков и решению задач, связанных с организацией гражданского контроля за деятельностью органов власти и социальных служб. Студенты приобретают навыки организации экспертизы, осваивают приемы анализа правительственных сайтов, получают представление о социальных регламентах.

По теоретическим аспектам курса (включая особенность современного типа государственного управления, ход и сравнение результатов проведения административной реформы и другим) студентам будут предоставлены обзорные лекции. За основу изучения берутся зарубежные авторы, в трудах которых обоснована необходимость нового типа управления – публичного соучастия населения и государства в принятии решений.

На практических занятиях студенты будут ознакомлены с центрами и методиками проведения гражданских экспертиз, что позволит студентам развить свои навыки гражданского поведения.

Социальные основы маркетинга персонала

(Денисова Ю.В.)
4семестр

Курс носит практико-ориентированный характер, требует выполнения учебно-практических заданий.

Целью изучения данной дисциплины является освоение социальных основ маркетинга персонала в организациях различного типа, социальных основ маркетинга как специфической управленческой функции. Сформируется понимание современных тенденций в управлении персоналом, умение анализировать кадровую политику организации, овладение практическими навыками руководителя в осуществлении коммуникации и принятии решений, связанных с формированием имиджа организации как работодателя.

Задачами курса выступают: анализ социальных оснований маркетинга персонала; анализ социальных функций маркетинга персонала; рассмотрение маркетинга персонала с позиции классического (4Р) маркетинга; исследование функций внутреннего маркетинга; обучение разработке технологии формирования имиджа компании на рынке труда.

При проведении лекционных занятий по данной дисциплине предполагается использовать следующие активные формы учебной работы: интерактивное обсуждение лекционных вопросов; кейс-стади; ситуационно-ролевые игры.

Проблемы этничности и национализма в социальных науках

(Скворцов Н.Г.)
3семестр

Цель курса: с позиции социологической науки проанализировать происходящие в современном обществе этнические процессы, исследовать роль и значение этнического фактора в социальной жизни.

Задачи курса:

•определить различные модели этнической и этносоциальной стратификации;

•выявить основные понятия этнической стратификации (этническое меньшинство, доминирующая группа, этническая дискриминация и др.);

•критически проанализировать подходы к изучению этничности в различных социологических концепциях объективистских и субъективистских ориентаций (неомарксизм, теории ресурсной конкуренции, символический интеракционизм, теория рационального выбора).

Сравнительное кейс-стади

(Ярошенко С.С.) 4семестр

Основная задача данного курса – представить специфику исследования в стиле единичного и множественного кейс-стади: развить навыки проектирования, проведения и анализа результатов полевого исследования одного и нескольких случаев. Особое внимание уделяется методологии и дизайну сравнительного исследования нескольких случаев (multiple/ comparative case-study); процедурам и методам полевой работы; стратегиям анализа полученных данных.

Теории этнических процессов

Theories of ethnic processes

(Скворцов Н.Г.)


5семестр

Цель курса: сформировать у студентов, специализирующихся в области социальных наук, научные представления о природе этничности и этнической идентичности, связи этничности и национализма, роли этнического фактора в современном мире.

Задачи курса:

•представить основные теоретические подходы к анализу этничности в социологии и социальной антропологии;

•проанализировать сущность феномена этничности и различные ее формы проявления в современном обществе;

•объяснить основные понятия и категории, используемые в социальных науках для описания этнических явлений и процессов;

•выявить этнические корни современного национализма;

•проанализировать причины и последствия миграционных процессов в современном мире.

Социальные государства и социальные реформы в сравнительной перспективе

(Шершнева Е.Л.)


5семестр

В рамках курса будут обсуждаться следующие вопросы:

•Понятие «социальное государство».

•Сравнительный анализ социальных государств - типы режимов благосостояния.

•Кризис социальных государств (проявления и причины кризиса).

•Методологические подходы к анализу реформирование социальных государств.

•Реформирование социального государства в постсоветской России.

•Институциональные, экономические, социальные, политические условия, при которых проводились реформы.

•Децентрализация и начало приватизации социальных услуг.

•Реформирование системы образования, здравоохранения, реформирование социального вспомоществования, жилищная реформа, пенсионная реформа.

•Характеристика направления реформ, их результатов и последствий.

•Факторы, оказавшие наибольшее влияние на ход реформ.

Сравнительный капитализм

(Резаев А.В.)


7семестр

Курс ориентирован на следующие цели и задачи:

•ввести слушателей в проблематику сравнительного капитализма и международной политической экономии;

•проанализировать актуальные проблемы, теоретико-методологические дискуссии и практические «кейсы», раскрывающие современное состояние международной политической экономии как научного направления и учебной дисциплины;

•обсудить и проанализировать теоретические подходы к капитализму в ХХI веке;

•научить студентов основам анализа функционирования экономических институтов капитализма в изменяющемся мире;

•обсудить, как теории, объясняющие мировой капитализм, могут способствовать пониманию экономического порядка евразийских стран, развивавшихся в ХХ веке в рамках государственного социализма.

Социально-сетевой анализ в экономической и политической социологии (Шершнева Е.Л.)



7семестр

Социально-сетевой анализ – это нечто большее, чем набор тем или методологических приемов. Это абсолютно отличный от других способ искать ответы на социологические вопросы. В чем отличие этого способа? Каких результатов можно с помощью него добиться? Для ответа на эти вопросы планируется сначала обсудить теоретические основы и базовые принципы социально-сетевого анализа. Затем основное внимание будет уделено разнообразным примерам применения социально-сетевого анализа в экономической и политической социологии. В том числе - к исследованию проблем рынка труда, к исследованию деятельности организаций, к исследованию процессов трудовой миграции, к исследованию электорального поведения и социальных движений.

Эмоции и интеракции в сравнительной перспективе/

(Резаев А.В., Трегубова Н.Д.)



8семестр

Этот спецкурс для тех, кто хочет посмотреть на сферу межчеловеческих отношений с новой точки зрения. Курс представляет общую теоретическую картину анализа проблем общения и его эмоциональной динамики в современной социологии.

Какие подходы к осмыслению взаимодействий, контактов, связей между людьми предлагают социологи? Что такое «социология эмоций» и можно ли изучать эмоции социологически? Что такое «эмоциональная энергия», «эмоциональная стратификация», «классовые эмоции»? Почему эмоции нельзя исследовать вне рамок общения? Как получается, что негативные эмоции не разрушают социальную ткань, а, напротив, способствуют сохранению социального порядка? И в каких случаях они могут перейти в коллективные действия?

Почему общение следует переводить как social (not sexual!) intercourse, а не как communication? В чем разница между interaction order и interaction ritual? Что такое Verkehr? И почему современная социология эмоций и интеракций возвращается к раннему Марксу и позднему Дюркгейму? На спецкурсе мы вместе попытаемся ответить на эти (и многие другие) вопросы.

Социологическое изучение бедности в сравнительной перспективе (Ярошенко С.С.)

8семестр

Этот курс состоит из 7 дискуссионных тем о природе бедности в современном обществе, в ходе обсуждения которых рассматриваются основные тенденции в изменении социологических представлений о бедности, благополучии и качестве жизни. Через изучение классических текстов и результатов недавних сравнительных исследований «новой» бедности сравниваются ситуации в постсоциалистических и развитых капиталистических странах.

Практические аспекты расчета выборочной совокупности

(Соколов Н.В.)



5семестр

Как ни странно, даже среди практикующих социологов-исследователей немногие умеют корректно рассчитывать выборку и вынуждены пользоваться услугами дорогостоящих специалистов- статистиков либо действовать на авось. А между тем, математический аппарат, достаточный для решения практических задач начального уровня по определению размера выборки, очень прост и доступен для освоения гуманитарием. Этот спецкурс позволит студентам войти в круг посвященных, которые способны:

•обоснованно определять размер выборки, необходимый и достаточный для решения конкретной исследовательской задачи;

•рассчитывать размер статистической погрешности и определять уровень значимости наблюдаемых различий;

•корректно интерпретировать данные выборочного исследования.

В ходе занятий студенты научатся решать самые распространенные задачи и, уверенно отвечать на вопрос, какая выборка необходима в вашем исследовании.

Также рассматриваются стандартные процедуры размещения выборки и отбора объектов наблюдения, которые целесообразно применять в академических и прикладных, маркетинговых и политических, количественных и качественных исследованиях.

Навыки расчета выборки – это то, на что действительно есть спрос на исследовательском рынке!

Интернет для социолога-исследователя: профессиональный поиск и сбор данных

(Соколов Н.В.)



4семестр

Вы умеете пользоваться поисковиком? Тогда скажите, что случится, если в настройках поисковой машины изменить регион пользователя. А вы об этом и не задумывались?

Интернет предоставляет вам возможность доступа к огромному количеству ресурсов. Но добраться до них не так просто, как это иногда кажется. На ваш запрос Yandex нашел 3 млн. ответов. Сколько времени вам понадобиться для того, чтобы найти нужный документ, попавший в середину этого списка?

Наш спецкурс для тех, кто хочет стать профессионалом в деле работы с Интернет. Курс дает следующие навыки:

•Находить информацию, которую не находит yandex (то, что никогда не попадет на первые страницы выдачи);

•Свободно ориентироваться в профессиональных социологических источниках (там есть ответы на большинство вопросов, которые студентам кажутся неразрешимыми);

•Находить и использовать вторичные социологические данные (по теме вашей курсовой работы проведены уже десятки исследований);

•Проводить интернет исследования (даже своими силами вы соберете в интернет более надежные и достоверные данные, чем раздавая анкеты однокурсникам).

В ходе занятий мы познакомим вас с такими видами деятельности как социальная инженерия, deskresearch, копирайт, интернет разведка и др. Вы научитесь грамотно использовать собранные в интернет материалы в своих учебных и научных работах. Узнаете все про плагиат и методы противодействия ему. Научитесь презентовать собственный интеллектуальный продукт и защищать авторские права на него.

Архивы социологических данных (Яшина М.Н.) 7семестр

Дисциплина предполагает знакомство с архивами социологических данных и возможностями работы в них. В ходе лекций и семинарских занятий слушатели узнают об особенностях хранения социологических данных, доступа к различным базам данных, получат представление о целях и методах вторичного анализа данных. Научатся проводить самостоятельно вторичный анализ данных с помощью различных статистических методов

Социология связей с общественностью и рекламы

(Мельник Е.В.)
8семестр

Цель курса – дать студентам целостное представление о теоретических основаниях и практических способах применения методов социологии коммуникаций, составляющую теоретическую основу деятельности по связям с общественностью и рекламирования. В рамках курса рассматриваются следующие темы: понятие PR и рекламы специфика каждого из видов деятельности. Понятие интегрированных маркетинговых коммуникаций, взаимосвязь рекламы и PR, современные тенденции развития PR и рекламы в глобальном мире, выступление как важная составляющая PR-кампании, основные социологические методы, применяемые при разработке PR-кампаний и рекламы, SWOT-анализ проблемы, основные виды медиа-планирования, манипуляции в сфере PR и рекламы. В результате изучения данной дисицплины студент должен знать основные тенденции в развитии современных PR и рекламы, уметь анализировать различные коммуникативные проблемы, проводить SWOT-анализ организации, уметь разрабатывать креативные решения, иметь навыки проведения медиа-мониторинга СМИ.

Основы медиалогии: коммуникация в цифровых электронных средах

(Царева А.В.)


6семестр
Спецкурс представляет современные подходы к изучению нового, активно развивающегося пространства современной коммуникации: электронной цифровой медиасреды. Новая интерактивная, гипертекстовая и мультимедийная медиасреда, создаваемая на базе цифровых технологий, сегодня представляет собой не только специфический инструмент коммуникации, но и активно развивающееся и самоорганизующееся поле формирования социальных связей, отношений и сообществ, новых форм деятельности и особой культуры. Объединяя в себе Интернет, мобильные технологии и более традиционные медиа, эта среда представляет собой особое информационно-коммуникативное пространство, обладающее специфическими характеристиками. В курсе представлены обзор теоретико-методологических основ современной медиалогии, подходы к изучению электронной цифровой медиасреды в единстве ее технологических, социальных и культурных аспектов, основные проблематики, направления и методы исследований данной области. Целями данного курса являются  знакомство студентов с историческими этапами формирования современной цифровой электронной медиасреды, ее особенностями и современными тенденциями развития;  представление характеристик и особенностей коммуникации в цифровых электронных медийных средах;  знакомство студентов с наиболее актуальными теоретическими проблемами, концепциями и эмпирическими разработками современной медиалогии и наиболее актуальными методами исследования данной проблематики.

Методы социальных исследований конфликтов и культуры (Хохлова А.М.)



5семестр
Основной целью дисциплины является формирование у студентов знаний и практических навыков организации и проведения социологических исследований культуры, конфликтов и консенсуса. В фокусе внимания дисциплины находятся «мягкие» качественные методы социологии. При этом курс организован как практикум, нацеленный на помощь студентам в сборе и анализе полевого материала для последующего написания их магистерских диссертаций. Он призван сформировать у студентов целостное представление о междисциплинарных исследованиях культуры, конфликтов и консенсуса; стимулировать самостоятельную творческую деятельность студентов в форме разработки исследовательских проектов, организации и осуществления полевой работы, подготовки научных и учебных текстов, а также публичных презентаций; научить их выбирать адекватный исследовательский инструментарий из ассортимента методов социологической этнографии (неформализованное наблюдение, глубинное интервью, визуальные методы и пр.) в зависимости от целей исследования и выбранной методологии; развить навыки участников в области исследовательской работы в группах и, соответственно, триангуляции полевых данных.

Городское социальное пространство (Хохлова А.М.)



7семестр

Цель курса – формирование у студентов навыков исследования городского социального пространства при помощи концептуального аппарата, находящегося в распоряжении современной социологии (концепций социального производства и социального конструирования пространства, теории пространственно-временной компрессии, теории потоков и пр.). В ходе обучения студенты смогут выявить формальные и неформальные нормы, регулирующие поведение индивидов в городском публичном пространстве, понять специфику городских публичных пространств как площадок взаимодействия индивидов и групп с различными социокультурными бэкграундами, интересами, потребностями, разобраться в сложных отношениях конкуренции и конфликтов, складывающихся между различными городскими группами, на практике опробовать некоторые методы эмпирического исследования городского социального пространства. В рамках курса от студентов ожидается подготовка коллективных полевых мини-проектов, результаты которых публично представляются и обсуждаются участниками. Организуется интерактивная социологическая экскурсия по Петербургу.

Социальные основы рекламирования

(Антонов С.Н.)


5семестр

Основные вехи истории возникновения и развития рекламы в Европе, Северной Америке и России в XIX - XXI в.в. Определение и структура социологии рекламы. Теоретические подходы к анализу рекламирования. Эмпирические и прикладные исследования в рекламе. Целевая аудитория. Позиционирование. Протореклама. Устная реклама. Печатная реклама. Деловая реклама. Прямая рассылка. Наружная реклама. Радиореклама. Телевизионная реклама. Интернет-реклама. Креативность в рекламе. Выставки. Коммерческая реклама. Мерчандайзинг. Рекламирование в сфере культуры и туризма. Политическая реклама. Социальная реклама. Рекламные агентства и рекламные подразделения компаний. Программа подготовки рекламной кампании. Государственное и общественное регулирование рекламной деятельности. Саморегулирование. Занятия проводятся с применением современных интерактивных и транзакционных методик.

Социальные особенности рекламирования в экономической, культурной и политической сферах

(Антонов С.Н.) 6семестр

Глобальная, международная, национальная, региональная и локальная реклама. Телевизионная реклама. Имиджевая реклама и брендинг. Интернет-рекламирование. Креативность и способы ее создания в рекламе. Вирусная и «партизанская» реклама. Медиапланирование. Коммерческая реклама. Мерчандайзинг. ATL, BTL, TTL и MLM. Выставки. Рекламирование в сфере культуры, шоу-бизнеса и туризма. PR и реклама. Рекламное манипулирование, «Черный PR», способы сопротивления и контрконкурентная коммуникация. Политическая реклама. Флеш-моб. Формы и методы электорального продвижения. Социальная реклама. Рекламные агентства и рекламные подразделения компаний. Программа подготовки и проведения рекламной кампании. Государственное и общественное регулирование рекламной деятельности. Практики создания различных видов рекламы. Занятия проводятся с применением современных интерактивных и транзакционных методик.

Основы цивилизационного анализа современных обществ (Браславский Р.Г.)


7семестр

Изучение данной дисциплины направлено на приобретение студентами ряда общих и профессиональных компетенций. Цель курса состоит в повышении уровня профессиональной подготовленности студентов в результате освоения знаний о теориях, методах и данных цивилизационного анализа современных обществ, а также приобретения аналитических и исследовательских навыков и умений.

В курсе рассматриваются основные подходы, классические и современные теории цивилизационных комплексов и процессов, а также широкий спектр цивилизационных исследований в сравнительно-исторической социологии. Особое внимание уделяется проблематике цивилизационной динамики и идентичности российского общества в контексте ведущихся в мировой науке дискуссий о культурном и институциональном единстве и разнообразии современных обществ в условиях глобализации

Социология связей с общественностью

(Родионова Е.В.)
8семестр





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница