Алиева Эльмира Камиловна, соискатель дгу, старший



Скачать 113.67 Kb.
Дата14.04.2018
Размер113.67 Kb.

_general_ciРЕФОРМИРОВАНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Алиева З.К.
Алиева Эльмира Камиловна, соискатель ДГУ, старший преподаватель Кизлярского филиала ДГУ.
В поддержании на высоком уровне боеготовности и боеспособности российских войск и сил флота особое место занимает морально-психологическое обеспечение. Его важнейшим компонентом является военно-социальная работа. Она призвана обеспечить социально-правовой режим деятельности Вооруженных Сил, предусмотренный законодательством Российской Федерации. Поэтому  весьма актуален вопрос о подготовке таких специалистов.

Окружающие человека условия в совокупности своей образуют уникальное системное явление действительности – социальную среду его жизнеобитания, функционирования, развития и деятельности. Социум, наряду с природной системой, выступает жизнеобеспечивающим фактором личности. Концепция о социальной сущности человека (личность – продукт социальных отношений) ставит проблему взаимоотношения человека и системы. Известно, что человек живет в мире и своим миром. И от того, как взаимодействуют эти миры, зависит качество его жизнедеятельности.[1]

Изменение ценностей "человеческого фактора" ведет к тому, что система может "включать" или "выключать" потенциал личности. Правомерно заметить, что критерием взаимоотношений человека и системы выступает степень адекватного выражения духовной концепции личности через реальное функционирование социально-экономических потребностей и принципов деятельности в обществе. Следовательно, природу объекта социальной работы образует сложноорганизованная система взаимосвязи духовного и социального начал в человеке.

Такое понимание социальной природы объекта находит свое отражение в сущности и содержании социальной работы. В широком смысле слова социальная работа – это деятельность по оказанию помощи людям в различных жизненных ситуациях.[2] Специфику такого социального действия отражает ориентация профессиональных усилий в двух взаимосвязанных направлениях работы: умение вовремя прийти на помощь человеку в сложившихся социальных условиях; умение профессионально предотвратить нежелательную социальную ситуацию.

Актуальность человековедческого подхода в социальной работе определяется рядом основных факторов.

Во-первых, в современных условиях проявляется устойчивая тенденция нарастания и

углубления проблемного поля взаимоотношений личности и общества. Причина социально-экономических проблем российского общества лежит в кризисе "человеческой энергии", кризисе компетентности, поскольку человек как главная производительная сила общества продолжает находиться за пределами достаточного внимания государственных органов. Сегодня по-особому высвечивается ценность качественных параметров главной производительной силы государства, вложений в человека, необходимых для достижения современной квалификации, работоспособности, реализации его потребности в самоутверждении.

Во-вторых, развитие модели "рыночной экономики" в Российской Федерации предопределило формирование в обществе новой социальной философии жизнедеятельности личности. Правомерно заметить, что стержнем социальных потребностей человека выступает экономический мотив, получивший многоаспектность и динамику своего проявления. При всех различиях социальных интересов групп и отдельных людей сегодня можно заметить единый признак, объединяющий эти интересы, – стремление к самосохранению в составе определенной системы. Новые грани социально-экономических императивов общества актуализировали соответствующее правило жизнеповедения и деятельности личности – "человек сам должен о себе беспокоиться и сам себя обеспечивать".

В-третьих, неизмеримо возросла роль человека как сознательного субъекта всех видов деятельности, носителя новых перспективных потребностей (материальные, духовные, социальные), критерия современного цивилизационного развития. Особая мера ответственности предъявлена самой жизнью к человеку за разумность его природопреобразовательной деятельности, за необратимость и глобальность экологических процессов на планете. Действительность такова, что реальное человеческое бытие никогда не совпадает с комплексом всех привязанностей человека, желаемое всегда превышает действительное, потенциальное – реализуемое. Такая дихотомия рельефно проявляется в социальной среде, обществе.[3]

Под социальной работой понимается системная гуманитарологическая деятельность в обществе в т. ч. в (армии), направленная на обеспечение социальной защиты, социальной помощи, самореализации личности и коллектива. 

Цели социальной работы многообразны. Они могут быть главными и второстепенными, конечными и промежуточными, перспективными и ближайшими. Содержание целей в каждом конкретном случае зависит от объективно существующих условий их реализации, наличествующих возможностей субъектов военно-социальной работы и применяемых средств для их достижения.

Главная цель военно-социальной работы состоит в том, чтобы создать социальные условия, позволяющие военнослужащим, гражданскому персоналу  эффективно решать возложенные на них обязанности. Под условиями в данном случае понимается та материальная и духовная среда, обстановка, в которой протекают жизнь и деятельность военнослужащих, их семей, гражданского персонала.

Создание таких условий предполагает решение целого ряда задач, важнейшими из которых являются:

своевременное и полное обеспечение военнослужащих положенными им по закону материальными благами, всеми видами довольствия;

четкая организация службы и быта всех категорий личного состава, предоставляющая необходимые возможности для профессиональной самореализации, повышения образовательного и культурного уровня, полноценного отдыха и нормальной семейной жизни;

 строгое соблюдение в воинских коллективах принципа социальной справедливости, гарантированная защита каждого военнослужащего от грубости, произвола, попрания его законных прав, унижения личного достоинства;

поддержание на должном уровне престижности воинского труда, всемерная защищенность его общественным мнением.[4]

Эти и другие факторы в своей совокупности составляют комплекс важнейших условий, обеспечивающих достойную жизнь защитников Отечества, их благоприятное  социальное самочувствие, высокую служебную активность. Наличие этих условий, с одной стороны, не ведет к порождению острых социальных проблем в воинских коллективах, а с другой - помогает военнослужащим самостоятельно справляться с возникающими трудностями социального характера.

Как свидетельствуют исследования и войсковой опыт, воплощение методов социальной работы в практической деятельности командиров и органов воспитательных структур осуществляется по следующим направлениям: 

 систематический анализ социальной обстановки в воинских коллективах, создание банка данных о запросах и нуждах различных категорий военнослужащих и членов их семей, поступающих от них жалоб и предложений, реализации установленных законом Российской Федерации прав и льгот;

 ежеквартальный сбор, обработка, анализ социальной информации о положении дел в воинских коллективах с обеспечением социальной защиты личного состава;

 комплексное, планомерное развитие и совершенствование социальной инфраструктуры военных городков и гарнизонов, регулярная проверка выполнения социальных планов и программ;

 организация и проведение правовой подготовки юридического всеобуча, правового воспитания и информирования личного состава.[5]

В этих целях осуществляется:

 практика систематических встреч руководящего состава частей и соединений с различными категориями военнослужащих и членов их семей непосредственно в подразделениях не реже одного раза в квартал по вопросам социально-правовой защищенности, сохранения их жизни и здоровья;

 регулярное обучение командиров частей и подразделений правовым основам служебно-правовой деятельности;

 формирование в частях и соединениях правового актива из числа представителей офицерских собраний, лиц, имеющих юридическое образование, женсоветов, других общественных организаций и комиссий, обучение их формам и методам работы по правовому воспитанию и информированию, изучение социальных проблем военнослужащих, а также подготовка предложений и рекомендаций по их разрешению;

 создание и совершенствование материальной и методической базы социально-правовой работы в подразделениях – уголков правовых знаний. В Домах офицеров, клубах, библиотеках организуется консультативно-правовая работа, обобщается и распространяется передовой опыт лучших офицеров по решению социальных проблем военнослужащих;

 планирование и проведение совместных мероприятий командиров, штабов, воспитательных структур с офицерскими собраниями, товарищескими судами чести офицеров и прапорщиков, женсоветами в интересах удовлетворения материально-бытовых запросов и их семей военнослужащих, демократизации военно-служебных отношений в решении социальных проблем;

 установление жесткого взаимодействия с местными органами государственной власти и управления в решении вопросов обустройства войск, реализации предусмотренных законодательством льгот военнослужащим и их семьям, выполнение планов жилищного строительства, адаптации и профессиональной переподготовки военнослужащих, подлежащих увольнению в запас;

 установление тесных связей с религиозными организациями. Происходящая в обществе смена ценностных ориентаций и идеалов, активизация деятельности религиозных организаций оказывает влияние на мировоззрение и поведение военнослужащих. Поэтому необходим систематический научный анализ, и, в первую очередь, методами социальной работы, воздействием религии на армию. При этом особую значимость приобретают такие вопросы, как изучение конфликтов на этноконфессиональной основе и их влияния на межличностные и социальные отношения военнослужащих.[6]

Как свидетельствует войсковой опыт, офицер по социальной работе и профилактике правонарушений аппарата воспитательной работы полка в своей практической деятельности использует разнообразный арсенал методов социальной работы.[7] Назовем основные из них.

Диагностические. Военный социальный работник изучает особенности личности военнослужащих и их коллективов, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз».

Прогностические. Прогнозирует развитие социальных процессов, происходящих в полку (на корабле), подразделениях и вырабатывает определенные модели социального поведения военнослужащих и воинских коллективов.

Правозащитные. Офицер по социальной работе использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки военнослужащим и членам их семей, их социальную защиту.

Организационные. Организует взаимодействие и оказывает помощь общественным организациям, функционирующим в полку (на корабле), в их работе по социальной защите военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала и разрешению социально-бытовых проблем.

Предупредительно-профилактические. Военно-социальный работник приводит в действие различные механизмы: юридические, психологические, медицинские, педагогические и другие, направленные на предупреждение и преодоление негативных социальных явлений. Он организует оказание помощи нуждающимся.

Социально-медицинские. Организует работу по профилактике здоровья, содействует подготовке молодых офицеров к семейной жизни, созданию благоприятных условий и реальных возможностей для поддержания здоровья и благополучия тех, кто временно оказался в затруднительном положении экономического или социального характера.

Социально-педагогические. Этими методами офицер по социальной работе и профилактике правонарушений информирует, убеждает, формирует умения и навыки. Он также выявляет интересы и потребности военнослужащих и членов их семей в различных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и использует в работе с ними все имеющиеся возможности в полку (на корабле).

Психологические. Оказывает различного рода консультации и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации военнослужащих, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся.

Социально-бытовые. Изучает и анализирует социальные запросы военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала, результаты докладывает командиру полка (корабля), совместно с другими должностными лицами принимает меры по своевременному разрешению социально-бытовых проблем.

Коммуникативные. Устанавливает контакт с нуждающимися, помогает им осознать сильные стороны своей личности. Военно-социальный работник выступает активной стороной, организующей, удерживающей и развивающей контакты. Он развивает мотивацию социально направленной деятельности военнослужащих, корректирует поведение, проводит социально-терапевтическую работу.

Сбор социальной информации. Основными элементами являются: выборка, анализ документов, наблюдение, опрос, анкетирование, интервьюирование, обработка, анализ и интерпретация данных, изучение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.[8]

Организаторская деятельность офицера по социальной работе и профилактике правонарушений заключается в том, чтобы в определенной ситуации, по отношению к конкретному человеку уметь избрать те методы и методику их использования, которые наиболее целесообразны. Система методов применяется на основе уважения личного достоинства и гражданских прав каждого военнослужащего, требует диалектического подхода, так как никакая система не может быть рекомендована как постоянная, а только конкретно к данной военно-социальной ситуации.

Надежность любого метода социальной работы обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.

Необходимым и обязательным условием успешного использования методов социальной работы в деятельности командиров, офицеров воспитательных структур являются их правовые знания.[9] Они свидетельствуют и об уровне их профессиональной подготовки. Объем имеющихся у офицера знаний характеризует его правосознание с количественной стороны. Качественной стороной правосознания является степень усвоения правовых знаний, то, в какой мере они стали потребностями, интересами, мотивами. Наличие определенного объема правовых знаний и понимание права позволяют ему строить свою профессиональную деятельность, подкрепляя ее юридическим самоконтролем.[10]

Знание права для офицера по социальной работе и профилактике правонарушений  не  сводится  к  простой  осведомленности о существовании тех или иных правовых норм. Оно предполагает осмысление права, постижение его содержания, определение значения для служебной деятельности. Это не столько знание конкретных норм, сколько понимание основных принципов права, правовой социальной политики государства, органической связи права и социальной работы. Оно дает возможность принять решение по социальной проблеме в условиях отсутствия информации о конкретной правовой норме, основываясь на понимании общей направленности законодательства, его функций и принципов, нравственных требований. Без знания и понимания юридических норм невозможна обоснованная, точная оценка социальных явлений в воинском коллективе.[11]

Таким образом, современная система методов столь же многообразна, как и сама система знаний об окружающем мире. В связи с этим существуют различные классификации методов в зависимости от признаков, положенных в основу классификации: степень общности, сфера применения, содержание и характер деятельности и другие.

Эффективность военно-социальной работы во многом определяется знанием командирами, офицерами воспитательных структур методов работы по социальной защите военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала, умением применять их в своей повседневной деятельности с различными категориями личного состава.[12]

[1] Военно–социальная работа: методология, теория, практика: Учебное пособие / Под  ред. А.М. Тютченко. - М.: ВУ, 2000. С. 23.

[2] Антология социальной работы / Сост. М.В.Фирсов. -  М., 1996. Т. 3. С. 103.

[3] Социальная работа с военнослужащими и членами их семей. - М.: ВУ, 1996. С. 87.

 

[4] Маликов В.Г. Стиль социально-управленческой деятельности командира и основные пути его совершенствования. - 

М.: ВУ, 1997. С. 120.

 

[5] Основы социальной работы: Учебник. - М., Инфра - М, 1997. С. 91.

 

[6] Некрасов А.Я. Международный опыт социальной работы. - М., 1999. С. 112.

[7] Правовые основы военно-социальной работы. Вып. 5. - М., 1996. С. 105.

 

[8] Социальные технологии: Толковый словарь. - М., 1999. С. 2000.

[9] Теория и практика социальной работы: методические материалы. - М., 1997. С. 107.

[10] Там же. С. 111.

[11] Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. - М., 1999. С. 185.

[12] Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. - М., 1997. С. 102.
Версия для печати. URL: http://pvlast.ru/archive/index.373.php
Каталог: archive
archive -> Физкультура и спорт issn 2071-8950 Физкультура
archive -> Этика дискурса сформировалась в значительной степени под влиянием «прагматического поворота» и аналитической дискуссии в европейской философии XX века
archive -> Темы контрольных работ по курсу «история античной философии»
archive -> Лекции 4 часов, семинары 16 часов, сам работа часов, экзамен. Тема Парадигмы и концепции в философии науки
archive -> Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2017
archive -> Конференция «Ломоносов 2017» Секция «Психология современной семьи»
archive -> Первая глава «Виртуальность современного общества: история и современность» состоит из двух параграфов, в которых
archive -> В. И. Игнатьев, докт филос наук, профессор кафедры социологии Новоси- бирского государственного технического университета (нгту), А. Н. Степанова
archive -> На Ученом Совете философского факультета


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница