Альтернативная коммуникация, как инструмент развития познавательной сферы у детей с нарушениями вербальной речи



страница1/4
Дата27.04.2018
Размер60 Kb.
  1   2   3   4

Альтернативная коммуникация, как инструмент развития познавательной сферы у детей с нарушениями вербальной речи.

(из опыта работы с детьми с ДЦП, сидромом Дауна, нарушениями ЦНС)
Текоцкая Ирина,

логопед-дефектолог ГОБОУ ЦПМСС №1

Коммуникация – обмен сообщениями между двумя и более собеседниками. Традиционно учеными коммуникация подразделяется на вербальную и невербальную.

Вербальная коммуникация – коммуникация с помощью слов (активной речи).


Невербальная коммуникации – общение с помощью других средств (жест, мимика, положение тела, эмоциональные проявления и т.п.)

Есть категория детей, которая не используют вербальную коммуникацию вследствие нарушений развития (например, синдром Дауна, ДЦП, РДА, ментальные нарушения и другие).

Нарушение коммуникации - настоящее препятствие в развитии познавательной сферы детей. Обучение устной речи становится приоритетной задачей специалиста, основным запросом родителя. Но результативность из-за уровня нарушения и сформированности последствий этих нарушений остается очень низкой, в итоге в полной мере не развивается эта сфера и практически останавливается развитие познавательной сферы, понимания языка. Становится очевидным, что специалисту нужен инструмент для развития коммуникативных навыков ребенка, которые позволят формировать и другие сферы. Важно понимать, что коммуникация это не только слова.

В центре психолого-медико-социального сопровождения № 1 г. Боровичи в работе с детьми с серьезными нарушениями речи успешно используются средства альтернативной коммуникации. Что такое альтернативная коммуникация?

Альтернативная (дополнительная) коммуникация – это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью речи. Основное правило альтернативной коммуникации: «Человек должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может».

Альтернативная коммуникация может:

- использоваться постоянно;

- временно замещать речь;

- использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью.

Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и способствует её развитию.

Кто может использовать альтернативную коммуникацию? Любой человек, который в ней нуждается.

В настоящее время распростанение получили несколько форм альтернативной коммуникации: жестовый язык, коммуникация с помощью реальных предметов, с помощью репрезентативных объектов, фотографии, цветных и черно-белых пиктограмм, письменная речь.

Обучение альтернативной коммуникации – это непростой процесс, требующий профессионализма и знаний в этой области. И в рамках одной статьи раскрыть все нюансы данной темы невозможно. Поэтому хотелось бы остановиться на некоторых приёмах, используемых с неречевыми детьми с ОВЗ, которые помогут в организации занятия и развитии познавательной сферы. А также обратить внимание специалистов на альтернативную коммуникацию, чтобы каждый попытался найти путь к такому сложному «неговорящему» ребенку.

Важным этапом в развитии коммуникативных навыков – обучение ребёнка делать сознательный выбор из двух предметов. Очень важно, что в ситуации, когда ребенок учится делать выбор, один из предметов должен быть интересен ребенку. Возможность выбора предоставляется как можно чаще, чтобы данный навык закреплялся. Но специалист может столкнуться с рядом сложностей:



  1. Ребёнок берет сразу два предмета.

Варианты действий специалиста:

    • Предметы подбираются таким образом, что ребенок явно отдаст предпочтение одному из них (например, банан и шкура от банана);

    • Помощник придерживает одну руку ребенка. Ребёнок вынужден протянуть руку к одному из предметов.

Ребёнок не пытается делать выбор, не проявляет интереса.

Варианты действий специалиста:



    • Подобрать предметы, вызывающие интерес ребёнка, основываясь в выборе только на его интересах.

    • Определять случайный выбор, как выбор осознанный, тем самым давая ребёнку понять, что его выбор имеет значение и приводит к положительным последствиям.

  1. Ребёнок имеет сложности с обозначением выбора вследствие проблем в двигательной и (или) других сферах.

Варианты действий специалиста:

    • Ребёнок может использовать любые средства для обозначения выбора: указательный жест, взгляд, поворот головы и т.д. Задача специалиста внимательно наблюдать и правильно интерпретировать указания ребёнка на выбранный предмет.

Стоит отметить, что не менее важным для специалиста становится умение понимать сигналы ребёнка, выражающие отказ от выполнения задания. Правильная реакция специалиста и родителей поможет организовать занятие с учётом возможностей ребёнка.


Каталог: DswMedia
DswMedia -> Положение о внутришкольном мониторинге качества образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия г. Алдан»
DswMedia -> Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента
DswMedia -> Русь древняя и средневековая V – рубеж xvi–xvii вв
DswMedia -> О теореме Пифагора и способах ее доказательства
DswMedia -> Сочинение «Разум и чувство»
DswMedia -> Речевые характеристики персонажей в комедии Грибоедова «Горе от ума»
DswMedia -> Усовершенствование методической работы в доу как одно из условий повышения качества дошкольного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница