Александр Владимиров Современное рериховское движение



страница1/8
Дата21.01.2018
Размер0.94 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Александр Владимиров
Современное рериховское движение

На рериховском форуме с 15.04 по 21.04.2013 проходил "Круглый стол" А.В.Владимирова http://forum.roerich.info/showthread.php?t=14911. Ниже представлены почти все вопросы данного форума, которые для удобства чтения разнесены по разделам.


  1. РЕРИХОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ





  1. Как Вы думаете, как Теософия и Тайная Доктрина влияют на изучающего их человека. Есть такое мнение, что Тайная Доктрина для следующего путем книг Агни Йоги не нужна. А как Вы считаете, насколько путь Агни Йоги и путь Теософии взаимосвязаны? 

Тайная Доктрина, теософия – это основа мировоззрения. Сегодня человек формирует своё мировоззрение благодаря школьному и высшему образованию и известному кругу сначала романтичной и приключенческой литературы, а затем разношёрстной публицистики и СМИ. Всё это пронизано уровнем механистической науки даже не 20-го, а 19-го века, с чисто западным взглядом на конструктив мира и человека. Обыватель и многие учёные, будучи современными специалистами в своей узкой теме, в остальном остаются часто такими же обывателями, как и все остальные. Теософия позволяет, во-первых, познакомиться с восточным взглядом на жизнь, а, во-вторых, приводит в систему множественные знания и даёт правильный взгляд на основы. Теософия – это опора. С другой стороны, изложенное Блаватской и в Письмах Махатм как по стилю, так и по содержанию, требует и определённого уровня культуры и наклонностей ума. Таких людей не много. Это не страшно. На досуге большинство людей не читают книги по математике, однако никто не ставит вопрос, что в школе математика не нужна.

Учителя не делают ничего просто так. Начатая Кут Хуми переписка с Синнеттом может быть выглядела как нечто спонтанное, но не «спонтанным» было воплощение Синнетта именно в это время и его встреча с Блаватской. Как выяснилось из того же письма Кут Хуми, Синнетт в прежних воплощениях был связан с Учителями. Короче говоря, теософия и Агни Йога – это звенья одной и той же цепи, это две половины одного шага.

Среди многих йог, в соответствии с семью принципами, или чакрами: от Муладхары до объединённой Атма-Буддхи, можно выделить шесть чакр и их семь главных йог: 1) Хатха, 2) Крия, 3) Карма, 4) Бхакти и Джнана, 5) Дхарма и 6) Раджа-йога. Агни Йога соответствует современному выражению Раджа-йоги, тогда как теософия тяготеет к Джнана-йоге. Люди по лучу их духа, либо же по задаче данного воплощения, либо же по определённому этапу в этой жизни могут тяготеть к той или иной йоге. Наш дух сам знает, к чему его тянет. Это не выбор нашего ума, но сердца.




  1. Как Вы полагаете Живая Этики и Агни Йога это одно и то же понятие или же все-таки разные?


Живая Этика – это общее название современного этапа Учения Махатм с точки зрения духовного наполнения, содержательности, вплоть до чувств и опыта, это та область, которая – непрерывна. Тогда как теософия – это о том же самом, но с внешней стороны, т.е. это разговор о «конструктиве», эта область – дискретна. Это как поэзия фильма и сценарий. В этом смысле в книгах Живой Этики, а особенно в Беседах с Учителем, имеется достаточно много новейших сведений чисто теософского характера, т.е. в них теософия – продолжается, причём на совершенно новом, современном уровне, ибо во время Блаватской давалось древнее знание в том виде, каким его раскрывали до разрешённого уровня ещё две тысячи лет назад. С приходом Рерихов, для потока России – границы раскрываемого расширились, ибо за Россией – будущее, ей и знамя.

Но если сравнивать Живую Этику с Агни Йогой, то обнаруживается, что в таком (и только в таком) противоположении Живая Этика в узком смысле слова выражает в большей мере социальный, общественный аспект, взаимодействие человека с другими людьми и с обществом в целом, т.е. то, что изучает социология, социальная психология, этика и культурология. Агни Йога при таком противоположении специализируется на индивидуальном росте, это область, которой занимается психология, практическая йога, всевозможные практики. Несмотря на то, что книги Живой Этики совсем не случайно имеют определённые названия, тематически они – разные, однако в одних и тех же книгах можно одновременно обнаружить и общественное и индивидуальное, Живая Этика и Агни Йога, как в связи с тем, что обе они связаны, так и от того, что дача Учения – это была не надиктовка «учебника жизни», а это был живой поток, сама жизнь со всей её несхематичностью. Книгами Учения нужно не обучаться, а нужно ими жить, тогда всё встанет на должное место. Кто их читает с любовью и неизменно ежедневно, тот это хорошо знает, ибо помимо букв Учение это ещё и живой поток психической энергии, к которому можно постоянным касанием и сопереживанием присоединиться. Как сказано в Учении: «Агни Йога есть клич!» (Беспредельность, 1.188).




  1. Какое отношение к христианским мощам следует из этой шлоки:

    Озарение, 2-IV-3. …Пора сбросить бриллианты, оскверняющие святое изображение. Пора сжечь мощи, следуя завету Христа.  …





Если фраза «сбросить бриллианты» не подразумевает их буквальное выворачивание из предметов, почитаемых как святыни, а равно являющихся предметами охраняемого искусства или антиквариата, то и «сжигание мощей» нужно не обязательно осуществлять в буквальном смысле, а именно ко всему, что есть на земле, относиться, как завещал Христос, в первую очередь, по-человечески, то есть духовно. В другом тексте, в одной из Бесед, Учитель говорит о том, что величайшие воплощения, конечно, и всё, с чем они связывались, и не только просто предметы, но и их физическое тело и их астральное тело – несут, и долго несут, свою долю благости. Вместе с тем, главная благодать у людей – в духе. Поэтому, понимая известное тяготение человеческого сознания к созданию идолов, то есть к замыканию тока духовного восхождения в тюрьме ближайшей материальности, Учителя, в том числе Будда и Христос, заботились о том, чтобы память о них связывалась не с их телом, а с принесённым ими Учением и совершённым ими подвигом – как путём к освобождению. Когда люди добровольно дозреют до понимания вторичности всех мощей, когда с лица планеты исчезнут кладбища и мощи – это будет прекраснейшим подарком пред чистым ликом звёздной беспредельности.


  1. Прочитал Вашу статью «О спорах в Р[ериховском] Д[вижении]» – очень актуальная тема. Хочется прояснить некоторые мысли Вами озвученные:

    1). Цитата из Владимирова: Любой спор или недовольство между последователями Учения нередко исходят из относительно правильных позиций, обе спорящие линии могут оказаться по-своему правы. Здесь мы не говорим о тех, кто заведомо чужд Учению, мы подразумеваем искренне своих. Значит, среди двух правд вопрос в поиске лучшего ответа, в выборе наиболее правильного решения. Как же сделать правильный выбор? Думается, что критерием будет дальняя перспектива, то есть цель рериховского движения. Целью рериховского движения является всемирное распространение и реализация идей Живой Этики.

Вопрос: как Вы считаете, что ещё, кроме "дальней перспективы", сможет послужить возможностью осознания жизненной необходимости "обоюдного обогащения сознаний"?

Помочь обрести правильную соизмеримость ценностей, способствовать «обоюдности» и «взаимопониманию», могут, например, тяжёлые обстоятельства. В тяжёлых обстоятельствах, перед лицом смерти или лицом реального врага вчерашние «враги» могут оказаться самыми родными и близкими. «Друг познаётся в беде» и «всё познаётся в сравнении». Долгое интеллигентское топтание на месте, сосредоточение долгое время на одном и том же, без смены обстановки, выражаясь термином Николая Константиновича, «окисляет». Кармическая энергия – самая плотная, требуется разряжение. Десять лет назад врагом Рериховского движения номер один был небезызвестный диакон, тогда он помогал «кармическому разряжению». Но в сравнении с тем, что началось дальше, диакон оказался просто одуванчиком.
2). Цитата из Владимирова: Новое ныне не столько сражается в лобовую со старым, сколько переливается через него и движется дальше. Сегодня Новому как никогда служит фактор времени: старое остаётся сзади. Враги и «тёмные», безусловно, существуют, но когда из пушек стреляют по первому попавшемуся воробью, по любому маломальскому инакомыслию – это несоизмеримо.

Мир Огненный ч.1, 167. Где то, малейшее, которое поворачивает рычаг событий? Где то, малейшее, которое разлагает уже сложенное? Не нужно искать гору Блага, оно появиться может, как песчинка. Не следует укрываться лишь от черной тучи. Злобедствие ползет меньше червя малого. Нужно при всех обстоятельствах применять малые меры. Атом мал, но содержит многие судьбы. Так подходим к Огню и мала граница между приятным отогреванием замерзающего и ожогом. Всеми сравнениями пытаюсь внести понимание о тонкости огненной стихии.

Как Вы полагаете, каковы критерии этих «малых мер»?

Ответ. В Агни Йоге говорится о малейшей песчинке, подвернувшейся под ногу, которая может послужить тяжелейшим последствиям. Но по такой песчинке не стреляют из пушки. В одном случае, в цитате из Учения, говорится о дозоре, в другом случае, в моей статье, о поступке. Поступок, будучи частью общего потока действий должен быть соизмерим, должна соблюдаться общая «пропорциональность». Иначе получится как у Крылова с его «медвежьей услугой»:
Вот Мишенька, не говоря ни слова, 
Увесистый булыжник в лапы сгрёб. 
Присел на корточки, не переводит духу, 
Сам думает: «Молчи ж, уж я тебя, воструху!» 
И у друга на лбу подкараулил муху, 
Что силы есть – хвать друга камнем в лоб. 
Удар так ловок был, что череп врозь раздался 
И Мишин друг лежать надолго там остался.



3). Цитата из Владимирова: Любое тело знает меру. Мы не должны выращивать Левиафана.

Поясните, пожалуйста, что Вы имели в виду под: «любое тело знает меру»?

Ответ. В Учении сказано: «Существуют предельные цифры, после которых Левиафан начинает гнить» (Надземное, 524). Там речь идёт о пределе сосредоточения городского населения. Аналогично есть предел сосредоточения в общественной организации. Эпоха больших человеческих масс, которых собирали и направляли как бездумное стадо их пастыри, закончилась. Народные и духовные движения сегодня – это совершенно другое, чем 20-ти миллионная КПСС. Есть предел энергетического созвучия на удалении и предел «делегирования» власти. Задача устроения общественной организации или движения – найти такую форму координации человеческого устремления, которая обеспечит гармонию индивидуального и общественного развития. На нашей планете из-за известного астрального влияния большие массы людей не могут обеспечить гармоничную консолидацию, рано или поздно происходит перерождение высших органов. Такая большая организация и называется в переносном смысле «телом Левиафана».

Но для интересующихся эзотерикой можно добавить, что громадный Левиафан – это на языке библейского тайнознания – астральный двойник соответствующих человеческих объединений. Прежде чем чрезмерно раздутый город начнёт разлагаться энергетически и физически, такое разложение начинается в его астральном теле – Левиафане. Аналогично и в отношении большой общественной организации, построенной не на федеративном принципе, а на принципе большой империи. Та же почившая и разложившаяся в условиях мирного сосуществования и рутины КПСС. Или средневековая Римско-католическая церковь, разгромленная протестантской Реформацией. Общественная организация с её развитием самоуправления и полифонии является одной стороной медали, тогда как государственный аппарат с его административными и силовыми методами – другой стороной медали, и одно другому не должно уподобляться. СССР было подточено в том числе и таким вот «совпадением» общественного и государственного, точнее полным поглощением первого вторым. Рериховское движение в своих организационных формах не должно стремиться к построению такого Левиафана. Образец того, каким должно быть духовно-общественное построение, с поправкой на эпоху, дал Будда. При всех минусах известных форм традиционных религий здесь самая децентрализованная религиозная организация, точнее – совокупность организаций. Именно с настоятельным требованием Махатм обратить на буддизм внимание шёл к московским коммунистам Рерих.





  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница