Александр сергеевич грибоедов «горе от ума» конфликт любовная интрига общественный конфликт



страница1/12
Дата03.01.2018
Размер117 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ «ГОРЕ ОТ УМА»

конфликт

любовная интрига общественный конфликт

Экспозиция – разговор Софьи с Лизой (сведения о прошлом персонажей и о нынешней ситуации). Почему Софья, во многом отличающаяся от фамусовского общества (равнодушие к сплетням и молве, неприязнь к «официальному жениху» Скалозубу) и пр.), не может полюбить Чацкого? Если внимательно вчитаться в первый диалог девушек, то становится ясно, что Чацкий некогда причинил Софье большую боль (стал реже посещать дом, потом опять прикинулся влюбленным, а потом совсем уехал и даже не писал писем). Софья сохранила в памяти образ человека умного, острого, интересного, но пустого и бессердечного. И она выбирает человека, совсем не похожего на Чацкого, который почтителен, будет ее слушать. В конце концов, она тоже дитя своего отца и его века (екатерининского), она привыкла к роли барыни, хозяйки. Тема женской власти в пьесе – одна из ведущих; здесь характерны примеры послушного мужа и властной жены.


Завязка любовной интриги – приезд Чацкого.

Ключевые эпизоды – падение Молчалина с лошади, беспокойство Софьи и разговор Чацкого и Софьи о любви. Главный побудительный мотив развития действия в том, что Чацкий хочет добиться уж если не любви, то правды – кто избранник его возлюбленной.

Кульминация – сцена бала, строго говоря – финальная сцена 3 действия, конец монолога и авторская ремарка о вальсе и картах. Эта сцена связана и с мотивом сумасшествия, с мотивом сплетни (ее распустила именно Софья)

Развязка любовной интриги оказывается неполной. Софья разочарована в Молчалине, но никто не стал взамен него счастливым избранником. Порок посрамлен, но нет торжества добродетели. Что будет с героями дальше, мы может только приблизительно представлять себе. Чацкий предполагает, что Софья вернет Молчалина, но вряд ли Молчалин мог бы стать мужем Софьи, т.к. в глазах общества такой союз – очевидный мезальянс, с оттенком скандальности, ведь Молчалин не имеет положения в обществе.


ЧАЦКИЙ ПРОТИВ ФАМУСОВСКОГО ОБЩЕСТВА

«ВЕК НЫНЕШНИЙ И ВЕК МИНУВШИЙ»

После войны 1812 года в обществе сложилось два политических лагеря – передовая дворянская молодежь и консервативный феодально-крепостнический лагерь. Основные разногласия можем отметить по следующим вопросам:



  • отношение к богатству, к чинам

  • отношение к службе

  • отношение к иностранному

  • отношение к образованию

  • отношение к крепостному праву

  • отношение к московским нравам и образу жизни

  • отношение к кумовству, к протекциям

  • отношение к свободе суждений

  • отношение к любви, браку, семье

Конфликт сложен и неоднозначен, потому что у Чацкого и его оппонентов есть не только разногласия в идеалах, но и точки пересечения в некоторых вопросах, и автор неоднократно сближает Чацкого с его идейными антагонистами (Чацкий похож на тетушку Софьи, которая всю жизнь злословит о знакомых, для Софьи одинаковы достоинства Чацкого и Скалозуба как женихов, Чацкий говорит, что пойдет распространять молву «про ум Молчалина, про душу Скалозуба» в Английский клуб; пародийным сниженным двойником Чацкого является Репетилов). С точки зрения общественного конфликта, у комедии открытый финал: Чацкий уезжает, торжества добродетели не происходит, этим автор показывает, что в реальной жизни часто встречаются такие ситуации, когда бичевание порока возможно лишь на уровне идеи, но не факта. Чацкий изгнан из общества, но, очевидно, остается при своих взглядах, как, впрочем, и его оппоненты.

О ФИНАЛЕ КОМЕДИИ

Своеобразие «Горя от ума», помимо прочего, заключается в том, что, при всей многослойности и неоднозначности внутреннего смыслового содержания этой комедии ее смысловой итог открыт для свободного обсуждения его возможных значений. Комедия завершается знаком незавершенности судьбы героя – на пороге некоего перелома в этой судьбе, герой ждет «судьбы решенья». Нечто очень важное вынесено Грибоедовым за пределы финальной сцены. .. Чацкий не сходит, а выходит со сцены. В бесконечность. Его роль не завершена, а начата. И в этом начале тревожно соединились надежда и неверие, мечта и отчаяние, как бы заданные Грибоедовым Чацкому наперед, навсегда. Чацкий уходит искать по свету земли обетованной, «где оскорбленному есть чувству уголок». И он уже знает, успел узнать, что эта земля, эта страна – всегда за линией горизонта, «где нас нет».






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница