Александр никифоров революция в теории познания?



Скачать 96.28 Kb.
Pdf просмотр
страница1/5
Дата11.08.2018
Размер96.28 Kb.
  1   2   3   4   5







Александр НИКИФОРОВ
Революция в теории познания?
А. Назаретян выразил довольно распространенное среди философов умонастроение. Советские философы, к сожалению, долгое время были лишены возможности участвовать во многих движениях мировой философской мысли, оставаясь, в частности, в разработке проблемы истины в значительной мере на уровне ХIХ века. Дискуссия по проблемам теории истины давно назрела. Диалектический материализм сошел с пьедестала единственно верного учения и вместе с ним утратила статус непо- грешимости и разработанная в его контексте теория истины. Идут поиски новых подходов, в том числе раздаются призывы вообще отбросить понятие истины. Назаретян высказал эту мысль ясно и энергично. Я не могу разделить той позиции, которую он пропагандирует, однако считаю полезным столкнуть разнообразные мнения, существующие ныне в этой области, чтобы под огнем критики их защитники более глубоко продумали свои позиции и показали, как они могут справиться с возможными возражениями.
В дальнейшем я буду говорить только о классической концепции истины, рассматривающей истину как соответствие мысли своему предмету. Данное понятие истины отнюдь не является мифологическим.
Оно восходит к Платону и Аристотелю, и именно оно было знаменем науки и философии Нового времени. Г. Галилей и И. Кеплер, Ф. Бэкон и Р. Декарт как раз и стремились показать, что наука, в отличие от схоластики, дает истинное описание окружающего нас мира. Убеждение в этом служило важнейшим стимулом научной деятельности на протяжении трехсот лет. И только в начале XX столетия положение стало изменяться.
До тех пор пока понятие истины использовалось в общем и не очень определенном виде, особых трудностей с его употреблением не возникало. Можно было верить, что научное знание дает нам более или менее адекватную картину действительности и в этом смысле истинно. Успехи науки Галилея и
Ньютона подкрепляли эту веру. Мысль И. Канта о том, что сама по себе объективная реальность нам не дана и можно говорить лишь о соответствии знания данным опыта, не смогла серьезно поколебать всеобщую веру в истинность научного знания.
Однако развитие науки в конце XIX — начале XX века поставило перед классической концепцией истины серьезные проблемы. Революция в физике, связанная с пересмотром фундаментальных пред- ставлений классической науки о материи, пространстве и времени, показала, что теории, в течение столетий не вызывавшие никаких сомнений, находившие широчайшее практическое применение и, казалось, подтвержденные громадным материалом человеческой деятельности, строго говоря, не
истинны. Реакцией на революционные изменения в науке было возникновение прагматизма и кон- венционализма, которые попытались придать новый смысл понятию истины.
Параллельно изменениям в науке интенсивно разрабатывался логико-семантический аппарат в трудах Г. Фреге, Б. Рассела, Л. Витгенштейна и др. Для теории истины это имело даже большее значение, чем изменение научных представлений о мире. Возрастающий интерес к точному описанию структуры научных теорий и логико-семантическому анализу языка науки привел к тому, что обсуж- дение истинности человеческого знания стало приобретать все более точный характер: проблему истины стали рассматривать не вообще, а в отношении отдельных элементов знания — предложений и теорий. При таком конкретном, так сказать, «атомарном» подходе сразу же обнаружилось, например, что понятие истины применимо далеко не ко всем предложениям, которые могут быть использованы
Никифоров А. Л.— доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института
философии РАН.
113


Каталог: data -> 488
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии
488 -> Содержание программы
488 -> Традиционные философские, социологические и психологические теории пола


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница