Александр Лаптев



Скачать 120.5 Kb.
Дата05.05.2018
Размер120.5 Kb.


Александр Лаптев



«Дух ткёт и развертывает покров ноосферы».

П. де Шарден. «Феномен человека».
Дух и материя – два понятия современного естествознания, привычно идущие рука об руку, — как бы родные братья. Мы настолько с ними свыклись, что не представляем одно без другого. Там где материя, там и дух. А где дух, там смело ищи материю. Одно – наверху, второе снизу. Одно – земное и всем близкое, другое – возвышенное, волнующее и манящее. Первое можно потрогать руками, взвесить и придать ему какую угодно форму. Второго, собственно говоря, никто не видел, не осязал, не пробовал на зуб. Но в него верят даже охотнее, чем в первое. Хотя даже чисто гипотетически трудно указать его свойства, проследить генезис, обрисовать хотя бы в общих чертах. Тем не менее, это второе – полноправный член множества самых правдоподобных теорий, объясняющих устройство видимого и невидимого мира. И даже больше, чем полноправный. Главенствующий член! Основополагающий! То, что стоит впереди всего, всё покрывает и, одновременно, всё объясняет, оставаясь в то же время необъяснённым само по себе. Такое удивительное явление. А правильнее сказать, такой удивительный образ мышления – использующий столь неуловимое понятие в качестве удобной, всё объясняющей гипотезы. Впрочем, нам не привыкать. Когда картина мира совершенно не прояснена, когда не хватает не только фактов, инструментов и методов, но нет даже приблизительного понимания действующих в природе механизмов – тогда приходится довольствоваться самыми фантастическими предположениями и мифическими персонажами.

В самом деле, как объяснить феномен жизни, если исключить из обихода всё чудесное и таинственное? Все уже согласились, что материя, сама по себе глубоко инертная, не способна не то, что породить жизнь, но даже образовать сколько-нибудь сложную молекулу. Базовые положения термодинамики, пресловутый рост энтропии, теория вероятностей и математическая статистика однозначно свидетельствуют: без привлечения дополнительных факторов или подспудных сил усложнение материи невозможно. Распад, разложение, диссоциация – вот её магистральный путь. Это признали даже и учёные – сопротивлявшиеся дольше остальных. Но если само собою ничего возникнуть не могло, стало быть, что-то материи помогло в её чудесном восхождении к вершинам сложности и устойчивости. Это что-то называют по-разному. Но дело не в названиях, а в сути. По сути же все согласились: есть в мире нечто такое, что помогает материи организовываться во всё более сложные формы и что, в конце концов, порождает жизнь, а затем ведёт эту жизнь по ступеням эволюции к вершинам духа. На этой осевой линии расположилось столько теорий и школ, что не хватит целого тома, чтобы хотя бы перечислить их названия и назвать адептов. Да этого и не требуется. Важно то, что подобное объяснение существует, и оно претендует на главенствующую роль в объяснении феномена жизни.

Рассмотрим в качестве примера воззрения тех мыслителей, которые заслуживают наибольшего уважения и внимания – Анри Бергсона и Тейяра де Шардена. Первый написал всем известную «Творческую эволюцию», а второй оставил потомкам подлинный шедевр под названием «Феномен человека». Речь в этих выдающихся книгах, вообще говоря, об одном и том же – о том, как и почему возникает материя и развивается жизнь. Я не буду слишком распыляться и возьму лишь одну сторону исследования – ту самую, которая мне показалась, с одной стороны, очень важной, а с другой, практически не разрешённой. Анри Бергсон и Тейяр де Шарден – два гениальных мыслителя, а вслед за ними, вместе с ними и впереди них — множество самых светлых и глубочайших умов развивают очень привлекательную и понятную всем парадигму. В основе её всё то же: материя сама по себе инертна и нежизнеспособна. Для того, чтобы её «оживить», придать ей те невероятно устойчивые и даже мыслящие формы, которые мы воочию наблюдаем, совершенно необходимо присутствие некоей нематериальной силы, которая заставляет материальные частицы объединяться и образовывать всё более сложные формы. Бергсон пишет в упомянутой выше книге «…процесс, путем которого вещь создается, идет в направлении, противоположном физическим процессам, стало быть, по самому своему определению, это процесс нематериальный». Иначе говоря, есть некий дух, который порождает жизнь, или, точнее говоря, реализуется посредством материи. «Интуиция есть сам дух и, в известном смысле, сама жизнь…» — подобными фразами усеяна книга Бергсона, в них – ключ к пониманию его философии. Шарден, вдохновившийся этой действительно выдающейся книгой, пошёл ещё дальше. В своём блестящем труде «Феномен человека» он с потрясающей ясностью и простотой объяснил феномен жизни и появление человека. Но в его учении также остались тёмные, полумистические области – как раз те, в которых заключена тайна движущей силы эволюции. Шардену поневоле приходится говорить о «внутреннем» вещей, о психизме молекул и прочих вещах того же свойства. Вполне закономерно он приходит к понятию духа Земли и апологии христианства.

В самом деле: что это за таинственная сила, оживляющая материю и порождающая жизнь? И можем ли мы говорить о духе (который сам по себе неизвестно откуда взялся)? Или мы сумеем указать более-менее внятную причину такого развития, назвать организующую силу, предъявить движитель эволюции? Нужно ли так категорично разделять материю и дух? Правильно ли противопоставлять их друг другу? О таком противопоставлении и совершенной непримиримости говорит следующее высказывание Бергсона: «Как крошечная пылинка едина со всей нашей солнечной системой, увлекаемая вместе с нею в том неделимом нисходящем движении, которое есть сама материальность, так и все организованные существа, от низшего до самого возвышенного, с первоистоков жизни до нашей эпохи, повсюду и во все времена, только и делают, что выявляют единый импульс, обратный движению материи и неделимый в себе самом. Все живые существа держатся друг за друга и все уступают одному и тому же колоссальному напору. Животное опирается на растение, человек возвышается над животными, и все человечество, в пространстве и во времени, представляет собой огромную армию, которая несется рядом с каждым из нас, впереди и позади нас, увлекаемая собственной ношей, способная преодолеть любое сопротивление и победить многие препятствия, — быть может, даже смерть». — Поразительное высказывание по своей мощи и красоте! Это слова не только мыслителя, но поэта. Но поэзия, к сожалению, не всегда бывает права. Голая суть этого высказывания состоит в следующем: материя подчиняется второму закону термодинамики (рассеивает свою энергию в пространстве, сама при этом распадается), а живые организмы, напротив, накапливают эту энергию (используя фотосинтез), образуя всё более сложные и устойчивые формы и приспосабливаясь к окружающей среде. Такое встречное движение, абсолютная непримиримость. Внутренняя оживляющая сила и внешние омертвляющие покровы. Вечный бой без всяких признаков примирения и успокоения.

На первый взгляд, это выглядит логично и убедительно. И это многое объясняет. Это вполне согласуется с догматами теологии – что самом по себе говорит о многом. Но на самом деле, в подобных утверждениях присутствует ошибка – причём она носит фундаментальный характер! Нет духа и нет материи, а есть нечто такое, что несёт в себе черты того и другого, фактически являясь неделимым целым, являясь перед нами то одной, то другой стороной.

Попробуем разобраться. Первый и главный вопрос: что такое материя? Мы уже знаем благодаря гениальным прозрениям Эйнштейна, что материя и энергия тождественны, при определённых условиях одно свободно превращается в другое. (Вспомним известную формулу: Е=мс2). А если мы примем во внимание практически уже доказанный факт, что Вселенная появилась в результате взрыва, вырвавшись словно сказочный фейерверк из бесконечно малой точки, породившей всю материю – то это позволяет нам сделать следующее весьма правдоподобное предположение: изначально материи вообще не существовало! Была лишь колоссальная энергия, сжатая в бесконечно малой точке сингулярности. Но после того, как фантастические внутренние напряжения привели к не менее фантастическому взрыву, наружу была выброшена – нет, не материя – а волна энергии, образно говоря, страшный по силе вопль внезапно разорвавшегося пространства! Вопль, от которого содрогнулось космическое пространство на квадрильоны световых лет. Энергия, первоначально явившаяся в виде вибрации потрясающей частоты, очень быстро приняла облик того, что мы называем элементарными частицами, корпускулами, атомами. Все элементарные частицы – суть сгустки пространства, завихрения пустоты, сумасшедшие вибрации, но и только, и только! Вспомним парадоксальный принцип неопределённости Гейзенберга, согласно которому невозможно одновременно точно определить координату и размер элементарной частицы! А пресловутый дуализм атома, когда одна и та же частица ведёт себя как твёрдое тело и как волна (прекрасно известная физикам интерференция волн)? Не указывает ли это прямо на то, что элементарные частицы не есть собственно материальные тела, а некие средоточия силовых линий, центры вибраций, узлы неведомых нам полей, и что их упругость и форма — это лишь следствие их взаимной непроницаемости, за которой ничего нет, кроме пустоты жуткого по силе напряжения? Е.П. Блаватская в «Тайной доктрине» даже называет частоту этой реликтовой вибрации – цифру с десятью или двадцатью нулями. Не думаю, что эта цифра точна, но то, что такая вибрация существует и у неё есть вполне конкретное значение – вещь не только допустимая, но почти необходимая для правильного понимания структуры материи и того, что мы называем вакуумом. Заметим также, что частота реликтовой вибрации в миллионы раз превосходит все известные современной науке частоты, а физический размер соответствующих энергетических узлов ускользающее мал. Быть может, размер атома в сравнении с его размером – то же самое, что размер Солнца в сравнении с тем же атомом. Эта вибрация неизменна и неуничтожима. В известном смысле, вибрация – и есть пространство!



Предположение об энергетической структуре пространства на самом деле имеет самые далекие следствия. Рассмотрим лишь некоторые, из числа важнейших. Взглянем с новой точки на закон всемирного притяжения – который до сих пор не укладывается ни в какие рамки, имея в виду существующие теории как научного, так мистического толка. Если мы допускаем, что материя – это в основе своей энергия, если также будем иметь в виду первоначальный взрыв-выброс, который деформировал пространство, а фактически, сформировал его структуру, создав его в виде сетки, состоящей из сгустков микровибраций, являющейся на самом деле единым целым, — неравномерно распределённой в длину и глубину вибрирующей структурой – тогда появляется твёрдая надежда на объяснение этого поразительного феномена, который наводит священный ужас на мыслителей всех времён. Объяснение в том и состоит, что всё пространство не только неразрывно связано, но фактически является одним целым, а его спонтанная разорванность неуклонно, каждую секунду стремится восстановить свою целостность. При этом получает объяснение другое поразительное свойство силы взаимного притяжения – мгновенности её действия в любой точке Вселенной. По сути, мы живём в огромной энергетической сетке — колоссальной сети, раскинувшей свои трепещущие крылья по всему видимому пространству. В узлах этой сети, точнее, в энергетических сгустках – мерцает материя в виде элементарных частиц. Частицы, в свою очередь, образуют космические тела, повинуясь действию всё того же закона взаимного влечения. Повторим, что этот закон является их первородным свойством. Энергетические сгустки, на самом деле, это ячейки единого целого, своего рода спрут, вдруг выбросивший свои щупальца, но стремящийся собрать их обратно. То, что мы принимаем за материю – есть на самом деле чистая энергия вселенной, энергия, принявшая конкретные формы.

До сих пор наука испытывает огромные трудности в объяснении большинства явлений природы и её законов. Это потому, что наука имеет дело со следствиями, почти не затрагивая при этом суть явлений. Тот же закон Ньютона даёт сугубо количественное описание действия силы взаимного притяжения, при этом даже не делая попытки объяснить его сокровенную суть. Квантовая механика весьма правдоподобно описывает поведение элементарной частицы, но опять же, ничего не говорит о причинах такой, странности, как квантование энергетических уровней. Равно как и о собственно волновых свойствах кванта. Физиология не идёт дальше анализа химических реакций, биология цепенеет перед лицом сложнейших молекулярных образований, психология ничего не может поделать с явлениями дальновидения, интуиции и прочих феноменах. А эстетика не знает, как объяснить нашу тягу к перемене мест, наше поклонение энергии во всех её проявлениях (завораживающее действие горящего пламени, восхищающие нас природные катаклизмы, от ураганов и извержения вулканов до взрывов сверхновых звёзд), равно как не может объяснить тайну прекрасного – волшебного звучания скрипки, божественного ритма стихов, гармонии совершенной линии и проч. и проч. Я уже не говорю о непостижимой для разума силе Любви. Всему этому и многому другому мы сможем дать удовлетворительное объяснение в свете энергетической природы вещества и способов его взаимодействия. Для этого придётся изобрести новую науку, что-то вроде «Волновой математики» или «Физики нелинейной пустоты» (куда естественно впишутся и геометрия Лобачевского, и поверхности Римана, и вся теория относительности, и «Чёрные дыры» и «Квантовые поля», и «эфир» древних, и «Акаша» Э. Кейси, и магнетизм Мессмера, телепатия и ясновидение Мессинга, и жизненный флюид спиритов, и НЛО и высказывания Вивекананды вроде того, что «Если материя могущественна, то мысль всемогуща», и проч. и проч.). Как только наука сумеет зарегистрировать первичный энергетический квант (или хотя бы теоретически его предсказать), многое предстанет перед нами в совершенно новом свете. Сегодня трудно даже предположить, насколько сильно такое открытие повлияет на наши представления об окружающем мире. Эйнштейн до конца жизни безуспешно пытался создать единую теорию поля. Быть может, он потерпел неудачу потому, что искал первопричину среди следствий, рассматривая вторичные проявления вместо того, чтобы обратиться к самой сути, сразу введя в оборот первичную энергию в виде гармонического колебания пространства-поля? Из этого колебания последовательно могут быть выведены элементарные частицы, которые, в свою очередь, взаимодействуют друг с другом тем или иным способом, образуя самые причудливые тела. Тут же являются силы во всём своём блеске, и обнаруживается вдруг искомая движущая сила эволюции Вселенной – там самая сила, которую мы безуспешно ищем уже несколько тысяч лет, давая ей ничего не значащие названия-символы, вместо того, чтобы проникнуть в её суть, объяснить сокровенный механизм. Нам остаётся лишь ждать нового Эйнштейна, который найдёт, наконец, свою точку опоры, упёршись в которую, он перевернёт-таки всё научное мировоззрение и установит его на твёрдое основание Истины.

Ну а теперь вернёмся к духу. Если материя – это манифестация энергии, то что же в таком случае дух? На этот вопрос возможен единственный ответ: никакого духа на самом деле не существует! А есть всё та же энергия, мерцающая в пространстве, создающая напряжение и вектор разнонаправленных сил (электромагнитных, ядерных, слабых, гравитационных, торсионных и проч.) – и больше ничего. Теперь посмотрим: достаточно ли этого для появления Вселенной и зарождения жизни и разума? На этот вопрос мы можем дать утвердительный ответ. При этом нам не придётся противопоставлять живое неживому, говорить о неких встречных потоках, о диалектическом противоречии между духом и материей. У нас появляется возможность устранить все эти противоречия и говорить об одной единственной причине, которая логично и стройно объяснит нам всё.



Приступим несколько издалека. Я утверждаю: на самом деле нет принципиальной разницы между миром органики и миром минералов. Не случайно в такой трепет приводит химиков и биологов простейшая живая клетка, в которой они видят стопроцентно неорганическую структуру, но которая по совершенно непонятной причине – живёт, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поиск ясно различимой границы между живым и неживым, как мне кажется, никогда не увенчается успехом. Просто потому, что такой границы вовсе нет! В лучшем случае, можно говорить об условной границе, принимая за критерий чисто формальные признаки. Только формальные – как раз в силу отсутствия того, что мы называем духом, оживляющим началом. Дух или есть во всём, или его нет ни в чём. В камне его нет. Почему же он должен быть в клетке? Мы воочию наблюдаем отсутствие чётко выраженной границы между миром органики и миром минералов. Вместо неё – ряд переходных форм и ни малейшего намёка на тот волнующий момент, когда дух, так сказать, снизошёл на ту или иную форму. Но используем старый проверенный способ: будем рассуждать от противного. Предположим, что оживляющее, одухотворяющее и организующее начало присутствует во всём, в любой молекуле, в любом валяющемся на дороге камне! Ведь одна первопричина действует на всё! Принцип везде один. В этом смысле нет принципиальной разницы между мёртвой пылинкой и живой клеткой. Там и там – случайно сложившиеся частицы. Но в одном случае она приводит к образованию кристалла, а в другом – к зарождению инфузории. В первом случае они сложились в неподвижный узор. Во втором - образовали динамическую устойчивую систему, способную к самовоспроизведению и дальнейшему совершенствованию. Одно это говорит о невозможности существования духа. Трижды прав был Тейяр де Шарден, когда утверждал: «… природная аномалия – это всегда лишь преувеличение до ощутимости какого-либо свойства, всюду распространённого в неосязаемом виде. Какой-либо феномен, точно установленный хотя бы в одном месте, в силу фундаментального единства мира необходимо имеет повсеместные корни и всеобщее значение». Невозможно допустить, чтобы дух вдруг застыл в камне. Что ему помешало сделать этот камень живым (а заодно и всю окружающую нас материю)? Почему тут же, рядом с камнем, копошатся миллионы тварей? Почему они с таким трудом выдираются из жёстких объятий неорганического мира? Значит, тут действует что-то другое. Гораздо более прозаичное и простое. И это другое – энергия, вибрирующая пустота, о которой мы говорили выше. Именно она заставляет частицы двигаться и собираться вместе, образовывая материальные тела. Энергия есть истинный движитель эволюции, она заставляет частицы создавать самые причудливые и невероятные формы, некоторые из которых, обретя устойчивость, надолго остаются в неизменном виде. Другие, сохранив динамическую подвижность, начинают развиваться и восходить ко всё более сложным формам. При этом они используют энергию поглощённых частиц, что автоматически подвигает их на дальнейшую экспансию. В высшей степени показателен тот несомненный факт, что для возникновения жизни необходимы чисто физические условия: определённая температура, достаточный объём и достаточное количество вещества, наконец, обязательное наличие воды, в которой и только в ней возникают крупицы жизни. Всё это также говорит в пользу неодушевлённости провоцирующей силы, её механистичности (диалектической механистичности, если быть точнее).

Но здесь нужно сказать ещё вот о чём. Наличие конечной цели! Есть ли она? Имеет ли трансформация материи заданный вектор? В свете сказанного выше, можно уверенно сказать: нет, не имеет! И всё, что мы видим вокруг, это наблюдение подтверждает. Природа слепа! Жизнь продвигается по мосту из нагроможденных трупов. Бесчисленное множество проб и ошибок. А вместо направляющего импульса и руководящей руки – всё та же энергетическая сеть, неуклонно стягивающая в центр все свои узелки и ячейки. В этом феномене кроется объяснение подвижности и изменчивости того, что мы называем материей и Вселенной. Реликтовая энергия заставляет пространство образовывать частицы. А разнонаправленные силы (одна из манифестаций той же энергии) позволяют частицам соединяться в самые причудливые формы. Неизменно лишь одно – устремлённость взаимного влечения и сокровенная энергетическая природа всего сущего.

А вот формы везде разные. Причём их разнообразие растёт по мере укрупнения. Если мы будем дробить энергию до последнего предела, то в конце концов придём, быть может, к низшей, элементарной вибрации. Но именно она послужила основой для создания кварков, нуклонов, нейтронов, электронов, позитронов, атомов, молекулул, кристаллов, планет, звёзд, туманностей и галактик. Сразу заметим: дробление вещества имеет предел. Попутно мы получили шанс разрешить одну из фундаментальнейших проблем – предел микроскопического всё-таки существует в природе! Дальше него – ничего нет. Точно так же существует предел геометрического размера Вселенной – он определяется расстоянием, которое успела преодолеть разлетающаяся энергия-материя. Когда-нибудь это движение пойдёт в обратную сторону, закончившись там же, где началось. Сложнее со временем. Тут, скорее всего, действительно, никаких ограничений не существует. Возвратно-поступательное движение материи и серия взрывов-выбросов может продолжаться сколь угодно долго. Одно лишь «утешает»: когда энергия «спит» и пространство не развёрнуто – говорить о времени нет никакого смысла.

Но вернёмся к проблеме возникновения жизни. Повторим: в этом феномене нет никакой мистики и ровно ничего такого, что выходит за пределы нашего понимания. Та непостижимая сложность, которую мы наблюдаем в простейшей клетке, не говоря о высших животных и человеке, образовалась путём обычного перебора множества вариантов. При этом не было в мире ничего и никого, что ставило бы перед материей эту цель: образовать устойчивые формы. Ничего подобного! Формы потому и образовались (а точнее, остались неизменными), что они случайно приняли относительно устойчивую форму, сложились в правильный узор. Представьте, что с неба на землю непрерывно сыплется поток камней. Все они катятся по голой земле и тут же сдуваются сильным ветром. Но вот, совершенно случайно, через миллион лет, форма камней и время их падения приняли невероятно правильную форму – сложилась вдруг пирамида во всей своей мощи и устойчивости. И уже никакой ветер не сможет эту пирамиду сдуть. Спросим себя – был ли у камней какой-либо умысел? И уверенно ответим: конечно же, нет. Просто так совпало, что камни сложились в совершенный узор – и появилась пирамида. — Вот приблизительный принцип действия той силы, которая образовала Вселенную и жизнь. Это, конечно же, довольно грубое сравнение. Но я говорю о принципе. Бесконечный перебор случайностей, наслаивание друг на друга таких вот «пирамид» и привели в конце концов к возникновению клетки. Если мы вспомним утверждения биологов о том, что на её создание природа потратила миллиард лет, то мы согласимся с предложенным механизмом, потому что если бы существовало некое разумное начало, оно создало бы живую клетку сразу, без всей этой утомительной предыстории.



Но я ещё хочу сказать несколько слов о принципе целесообразности, которым также объясняют феномен жизни. На самом деле, в природе нет понятия целесообразности. Чего не скажешь о человеке: его понятия целесообразности формируются вместе с ним. Но формируются они совершенно свободно, можно сказать, что это случайная целесообразность. В этой вселенной, при данном расположении сил и планет – она такая. А в другой – совершенно другая. У человека сформировались внутренние механизмы приспособления, у него появилось так называемое нравственное чувство, чувство прекрасного, он понимает красоту – в своём, узко человеческом смысле. Скажем, у паука, совсем другой идеал красоты. У рыбы – третий. Но все они сформировались стихийно, без всякого принуждения и намерения. Решающее преимущество получили те особи, у которых выработались наиболее эффективные механизмы приспособления к окружающей среде. Вот они и остались жить. Но это совсем не значит, что всё это было в них заложено изначально! «Nihil est in intellectu…» (Нет ничего в сознании, чего не было бы ранее в ощущениях). Вместе с появлением, формированием Вселенной, формируется и определённость – именно как способ существования в этой Вселенной. Но никакой цели при этом всё равно не возникает. Просто появились вдруг пространство и материя. Определённое пространство с материей, имеющей свойства. Но и всё на этом. Поэтому я ещё раз говорю: в окружающей нас природе нет никаких идей или намерений, никаких ограничений или предпочтений. В этом смысле можно сказать, что природа изначально девственно чиста и представляет собой tabula rasa. В ней действует обнажённый принцип самопроизвольного складывания устойчивых конструкций – и ничего другого. Никаких метафизических штучек и тайных намерений. Просто возникают формы, в силу своей структуры сопротивляющиеся деформированию и распаду. Возникают они (напомним) в силу действия опять же слепого и бездушного закона взаимного притяжения (природу которого мы только что установили – это прямое следствие первоначального энергетического выброса). И вот, методом слепого перебора (почти как в калейдоскопе), возникли атомы, молекулы, кристаллы. И в какой-то момент – появилась живая клетка! В её появлении нет ничего невероятного! Это, всего лишь, оптимальная с точки зрения устойчивости структура, дающая своим элементам стабильность и решающая проблему собственной избыточности путём спонтанного деления. Её склонность к ассоциации – следствие банальной скученности (плюс чисто физические эффекты вроде осмоса и молекулярного притяжения). Разнообразие типов – результат различных условий существования, сложной комбинации внутренних и внешних сил. Раз клетка появилась однажды, значит, она в принципе может появляться где угодно! Значит, она обязательно появится – там или тут, в зависимости от сопутствующих условий. (В этом смысле можно почти безошибочно предсказать зарождение жизни на Венере и даже Меркурии – через сотни миллионов лет, когда вследствие остывания Солнца температура на этих планетах сделается «нормальной», возникнут океаны с растворёнными в них неорганическими соединениями и закрутится спираль жизни). Таким образом, мы наблюдаем действие непреложного закона, согласно которому жизнь просто обязана была возникнуть во Вселенной вследствие непрекращающегося усложнения материи, вызванного действием изначальной вибрации, насыщающей пространство энергией и заставляющей ею же образованные частицы – «кишеть», сталкиваться, взаимодействовать и объединяться. Ещё раз повторю: в этом нет никакого умысла, один лишь голый случай. Устойчивость, случайно обретённая на каком-то этапе взаимного слияния, агломерации и ассоциации. В основе клетки – чистый химизм, совершенно бездушная и бездуховная механика. Но результатом её, в конечном итоге, стало появление сознания! Вот где чудо, непреложность которого мы также обязаны понять. Самое сложный момент здесь – это переход от одноклеточных к многоклеточным и механизму наследования. Если на уровне клетки мы можем говорить о голом химизме и физике процессов, то в случае сложных организмов действуют уже качественно иные законы. Впрочем, и здесь вполне можно обойтись без мистики и без какой бы то ни было направляющей силы. Всё тот же естественный отбор, то же повсеместное действие ортогенеза. Скажем, клетки, более других склонные к ассоциации и образованию сложных организмов, естественным образом попали в более выгодное положение. Они существовали дольше других, были устойчивее к агрессивным средам, быстрее научились извлекать из окружающего пространства необходимые элементы и получили возможность для дальнейшего роста и размножения. Заключённая внутри них энергия получила таким образом выход, как та вода, которая вдруг хлынула в образовавшуюся щель и затопила всё. В этом феномене, опять же, нет никакой разумности или сознательности, но есть непреложность свободного излияния избыточной энергии, перемещения элементов туда, где образовалась пустота.

Жизнь развивается по пути усложнения нервной системы и роста сознания и интеллекта не потому, что так изначально заповедано. До того момента, когда появился человек разумный, нервная система совершенствовалась лишь как ответная реакция на воздействие агрессивного внешнего мира. Автоматически устранялись примитивные формы; и оставались жить, получая преимущество, формы более развитые. Примитивные формы не были кем-то устранены, они вымирали сами по себе, не умея приспособиться к суровым реалиям. Зато другие, случайно получившие более удачный вариативный набор наследственных признаков, приспособились лучше – они и выжили. Выживших, кстати сказать, было гораздо меньше тех, которые погибли. Приведём лишь одну цифру, всеми признанную: сегодня на Земле живёт лишь два процента биологических видов, когда-либо существовавших. Но ведь надо понимать, что существовавшие виды в свою очередь тоже проходили невероятно жёсткий отбор, и самим фактом своего существования уже явили пример совершенства! Сколько же вариантов тогда было отвергнуто? Об этом можно только догадываться. Рассматривая жизнь на всём её громадном протяжении и принимая во внимание изменчивость наследуемых признаков, вполне можно признать эффективность механизма слепого нащупывания оптимальных жизненных форм и решений. Где теперь неандертальцы и кроманьонцы? Где австралопитеки и синатроп? Все они вымерли. Вместо них появилось то, что мы видим в лице современного человечества. Решающий шаг был сделан тогда, когда обезьяна превратилась в человека, то есть когда у человека появилось самосознание. Разум осознал сам себя – лишь с этого момента можно говорить о том, что у эволюции появилась разумная направляющая сила. Сила эта – сам человек, поставивший перед собой цели выживания и совершенствования. Но до этого момента – не было ничего определённого.

Подведём итоги. Вместо духа и материи мы постулировали чистую энергию, которая ответственна за всё. Закономерен вопрос: а что такое есть, в свою очередь, эта энергия? Как её саму истолковать? На этот вопрос трудно дать удовлетворительный ответ. Можно лишь предположить, что энергия – это некое поле, быть может, свёрнутое пространство, высокочастотные вибрации, силовые сгустки. Тут возможны варианты. Но для рассмотрения антимонии: дух – материя – это не так уж и важно. Важно лишь то, что энергия нематериальна. Энергия предстаёт перед нами в виде материи благодаря своей способности деформировать пространство. Но мы прекрасно знаем, что то, что для нас твёрдо и непрозрачно, в других условиях может быть прозрачным и неощутимым. И наоборот. Не зря индусы говорят о Матрейе, об иллюзорности мира и о великой пустоте. Всё правильно – она и есть пустота. Но нужно при этом добавлять: пустота, скрученная в тугой узел и явленная нам в ощущениях.

Так мы приходим к пониманию того, что энергия, в свою очередь, есть лишь выражение динамических свойств пространства. Тот же первоначальный взрыв, быть может, последовал не оттого, что в одной точке собралась вся энергия, а оттого, что в одну точку стянулись все геометрические линии, всё пространство свернулось в клубок, замкнулось на себя, сжало с немыслимой мощью силовые линии, с тем, чтобы вдруг взорваться и подобно тугой пружине распрямиться, завибрировать и зазвенеть не тех запредельных частотах, что не подвластны нашему уху. И это уже край, дальше которого некуда идти. Нет ни материи, ни энергии, а есть лишь пространство, которое порождает то и другое, и сами мы являемся, образно говоря, сгустками вибрирующей пустоты. Отсюда можно очень просто вывести теорию воли Шопенгауэра, здесь же находятся истоки всех восточных религий, утверждавших примат воли и демонстрирующие действительно удивительные феномены от гипноза и ясновидения, психографии, левитации и сомнабулизма до энергии «Ки», состояния сатори и прочие чудеса. Стоя на этой точке можно попробовать объяснить феномен потустороннего, равно как и загробной жизни. Потустороннее (если коротко) – есть та же эволюция, но совершённая на энергетическом (или псевдоматериальном) уровне, для наших чувств недоступном, реализовавшая совсем другой механизм, неподвластный нашему разумению. В этом плане могут существовать и бесы, и духи, и чёрт и дьявол и то, что мы именуем Богом (с одной существенной оговоркой: не они создали вселенную, но сами являются её порождением, подчиняются её законам). Если же говорить о загробной жизни, то это также возможно, если иметь в виду нашу энергетическую основу, которая не обязана исчезать вместе с материальной оболочкой, но может быть сохранена и даже воспроизведена на другом плане (например, в Акаше, где, как утверждают некоторые, записывается всё, что было и даже прогнозируется то, что будет). Равно как и на нашем плане (пресловутое переселение душ).



Но есть и чисто социальный аспект. То, о чём с такой страстью говорил Достоевский – о наличии внутри нас закона, предписывающего нас любить всё человечество – в свете вышесказанного можно считать доказанным фактом! Теперь можно не только говорить о целесообразности и вынужденности объединения людей в сообщества для прогресса и выживания. Не только! Есть все основания утверждать, что помимо этого, совершенно независимо от этого, — все люди безотчётно тянутся друг к другу, потому что все они – суть локальные материальные оболочки единого целого! Манифестации единого энергетического поля Вселенной! Пускай это поле растянуто в пространстве на немыслимые расстояния. Но оно остаётся внутренне связным. И подобно тому, как все планеты и все молекулы притягиваются друг к другу, причём «чувствуют» друг друга мгновенно, независимо от расстояния, — так и все люди «чувствуют» друг друга, связаны друг с другом своей первоосновой. Отчётливее эта связь проявляется у матери и её ребёнка. Сколько мы знаем примеров того, как мать бледнела и падала в обморок в ту самую секунду, когда её ребёнок на другом конце света попадал в беду? Мы этому уже почти не удивляемся. Но тот же самый механизм заключён в каждом из нас! Просто он не развит. Он заглушён интеллектом. Опять же, интеллект дал нам всё, мы практически не нуждаемся в наших скрытых способностях. Но эти способности поистине велики. И для них придёт свой черёд. По крайней мере, мы теперь можем утверждать их реальность.

В свете изложенного можно также попробовать предсказать будущее человечества. Вот оно: человек обязательно продолжит своё физическое и интеллектуальное совершенствование. При этом он будет стремиться освободиться от материальных оков, с тем, чтобы эффективнее использовать свою энергетическую природу. Из двух возможных направлений: внутрь и наружу, — безусловно правильным выбором будет обращение взыскующего взгляда внутрь самих себя (не отрицая, конечно же, несомненной пользы и даже неизбежности дальнейшего познания окружающего мира, освоения новых пространств, энергий и проч.). Но сам человек – есть лучшее, что создала природа, и разгадку мироздания нужно искать именно в нём! Как выразился Тейяр де Шарден в своей замечательной книге: «Человек – не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции, что много прекраснее». Внутри каждого из нас сокрыты огромные возможности, пока ещё не проявленные, частичная демонстрация которых отдельными личностями приводит нас в трепет. Мы должны осознанно поставить перед собой задачу развития этих способностей в максимальной степени. Научиться управлять своей энергетикой на её глубинном уровне – вот конечная цель и апофеоз могущества. Не где-нибудь в космических безднах – но тут же, в нас самих заключена великая тайна, дающая ключ ко всему. Овладеть этой тайной можно лишь путём самоуглубления, придирчивого исследования и тренировки сокровенных сил и способностей, истинную мощь которых мы пока даже не можем себе представить. Этот процесс отдалённо можно уподобить слепому нащупыванию и осознанию того, что случайно ухвачено и обретено. Нужно при этом запастись терпением – данный процесс по своей медлительности сопоставим с действием естественного отбора – а это миллионы лет! (Хотя, конечно же, этот поиск пойдёт гораздо быстрее, учитывая его направленный характер). В этом плане неоценимую услугу окажут нам восточные практики медитации и самосозерцания. Наглядные и весьма убедительные примеры уже есть (Будда, йоги, т.н. святые). Почти то же самое относится к познанию природы. Научившись управлять внутренней – энергетической сущностью вещей, человек получит власть над Вселенной. Обретёт мысленный контроль над живой и неживой материей (отдельные случаи этого феномена мы уже наблюдали у лиц с так называемыми паранормальными способностями). Научится в буквальном смысле создавать из пустоты всё, что угодно (волевым усилием придавая энергетической структуре нужную форму). Человек получит возможность мгновенно перемещаться в пространстве, а может даже и во времени. Наверняка будет решена проблема личного бессмертия. Человек не будет нуждаться ни в пище, ни в атмосфере. Энергию он будет черпать непосредственно из пространства, его окружающего. В конечном итоге, человек станет чисто энергетической сущностью – бессмертной, всемогущей, достигшей предела своего развития. При этом он сохранит индивидуальность и полную свободу. Будущие люди, эти энергетические сущности, образуют некую ассоциацию, в которой будут друг друга взаимно дополнять, обогащать, усиливать. Это будет добровольный союз совершенных существ. Гуманных существ, заметим в скобках. Существ, полностью отказавшихся от враждебности, зависти, от идей порабощения и диктата. Потому, хотя бы, что бороться будет уже не за что и не с кем. А также в силу первоначального сродства и глубочайшего единства. Природа не может идти против самой себя, создавая взаимно уничтожающие силы. Все видимые противоречия и столкновения есть сугубо временное следствие настройки и подгонки разнохарактерных сил и проявлений, неизбежные издержки развития. Но в конечном итоге будет достигнута абсолютная гармония. Разлитая в мире и присущая буквально всему, от песчинки до галактики, — свобода будет реализована с максимальной полнотой. Сам человек является её ярчайшим воплощением. Развитие идёт по пути достижения максимума свободы, совершенства, могущества и гармоничности. Повторение этой истины не кажется напрасным в силу её первостатейной важности.
Таким образом, мы получили непротиворечивую картину Вселенной и её основополагающих механизмов развития. Больше нет нужды противопоставлять дух и материю, не нужно выдумывать некие силы, толкающие нас в определённую сторону, и нет причин ужасаться видимой стройностью мироздания. Единственное допущение разрешает все противоречия. Кроме следующего: что такое эта первоначальная точка сингулярности, которая то взрывается, то сжимается обратно? Но это уже следует принять как данность. Быть может, само пространство таково, что ведёт себя как некая внутренне неустойчивая структура, в которой циклически накапливаются страшные напряжения, чтобы взорваться, потом собраться обратно, затем следует новый взрыв – и так бесконечное число раз? Своего рода вечный двигатель. Омрачает эту достаточно стройную картину лишь одно: все возникшие сущности неминуемо погибнут в момент нового взрыва. Вырваться куда-нибудь вовне из этого гигантского осциллятора не представляется возможным. То, что возникает внутри системы, обязано подчиняться её законам, поскольку является её частью. В этом смысле, вечной жизни быть не может. Всё когда-нибудь закончится. Однако случится это не скоро – через десятки миллиардов лет. А может и позже. Но случится обязательно.

В следующей вселенной обязательно возникнет новая жизнь. Будет ли она похожа на нашу? Будем ли это именно мы? Скорее всего, нет. Учитывая сугубо вероятностный характер всех процессов, вряд ли стоит надеяться на повторное рождение в том же теле или хотя бы в том же качестве. Но я не думаю, что, прожив в виде энергетических сущностей несколько миллиардов лет, мы потребуем себе ещё несколько миллиардов. Не нужно быть слишком требовательными. Действительность сама даст нам то, что нужно. Потому что она – мудрее нас. Она не только даёт возможности, но и формирует наши потребности. Тот, кто требует вечной жизни, сам не понимает, чего он хочет.



Но я на этом остановлюсь, потому что заявленную в начале статье тему я уже исчерпал. Всё вышеизложенное — лишь набросок, в лучшем случае, конспект того, что должно быть развито и обосновано в дальнейшем. В этом смысле открывается широчайшее поле для деятельности будущих исследователей частных и общих вопросов. Я же хотел лишь обозначить проблему и предложить пути её решения.

Июнь 2008 г.


Каталог: doc
doc -> Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном образовании
doc -> Практикум по этнологии: учебно-практическое пособие. Часть 2 / Составители Т. А. Титова, В. Е. Козлов; науч ред. Е. В. Фролова, М. В. Вятчина. Казань, 2014. 52с
doc -> Международная организация труда
doc -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
doc -> Контрольная работа и методические рекомендации к ней для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Основы философии»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница